Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

По-видимому, леворукие дети, существенно отличаются от численно превосходящих праворуких не только особенностями восприятия и переработки информации, но и своими психологическими характеристиками. Выявление ведущей руки и доминирующего полушария у детей в период адаптации к школе, изучение психологических особенностей и профилактика неврозов леворуких детей настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки конкретных рекомендаций для учителей по работе с этими учащимися. Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным.
Причина такой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных, относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализа памяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведь
исследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукости как таковой.

Содержание

Введение…………………………….........................................................................3
1 Теории возникновения леворукости…………………………………………….6
2 Определение леворукости, ее признаки и виды………………………………10
3 Леворукость как психолого-педагогическая проблема………………………14
Заключение………………………………………………………………………..20
Глоссарий…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………23
Список сокращений………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Гусенко Т. педагогическая психология.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      Этот  пример показывает, что подобное отношение  к левшам в нецивилизованном мире сохранилось и по сей день. Но в, то, же время в русской литературе есть пример суперумелости левши, это произведение Лескова «Левша». Хотя, стоит сказать о том, что данный персонаж стопроцентный леворукий, но стопроцентный ли он левша, остается загадкой.

      Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного  мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое - за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно "управляет" правой рукой и ногой, а правое - левой рукой и ногой.

      Из  этого следовал вывод, что у правшей  доминирует левое полушарие, а у  левшей - правое. Но за последние десятилетия  появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции  движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.

      Ученые  опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

      Современные ученые утверждают, что каждый человек  в той или иной мере переживает борьбу двух тенденций, это борьба между  правым и левым полушарием мозга  за лидерство, но у левшей ее исход  предрешен генетически

      Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга. [1]

      2 Определение леворукости, ее признаки и виды

      Обозначая человека, предпочитающего действовать левой  рукой, его обычно называют левшой. Но это не совсем точно. Левшество, в  отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха  и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек.

      Леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. (Приложение А) Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда. [6]

      Понятие «левшество», это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

      Показательным в этом отношении является факт, что леворуких детей больше, чем  взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина кроется в том, что агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться. Как примеры, заставляющие леворукого менять свою ведущую руку, можно назвать такие: отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты); конструирование механизмов на производстве с учетом потребностей правшей. 

      Известно, что все свойства руки как ведущей  определяются сложной физиологической  структурой распределения функций  между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки «ведает» или «командует» главным образом контрлотеральное полушарие. У правшей - левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь примерно 10% левую или одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких людей называют оберукими или амбидекстрами.

      Праворукость  является видовым признаком человечества.

      И леворукие, и праворукие - не однородные группы. По признаку ведущей руки все  человечество можно разделить на 5 групп:

    • сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука);
    • сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука);
    • не выражено леворукие (отдают предпочтение левой руке);
    • не выражено праворукие (отдают предпочтение правой руке);
    • амбидекстры (одинаково хорошо владеют обеими руками);

      Существует  генетическое и патологическое левшество. Функциональная организация мозга  и моторная регуляция у праворуких и леворуких людей различны. У  праворуких людей преимущественно  левое полушарие контролирует и  координирует работу правой руки, а у леворуких - правое.

      Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

      1. Влияние внешней среды:

      вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП);

      ненасильственное  переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям);

      2. Патологическая леворукость

      родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных  факторов при рождении);

      патология беременности;

      зеркальное  положение у близнецов;

      3. Наследственный фактор

      Выделяют  основные виды леворукости:

      1. Генетически закрепленная леворукость - половина всех леворуких - неотягощенная леворукость. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

      2. Компенсаторная леворукость - отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья - при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства. Такой вид леворукости связан с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

      У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга  почти наверняка будут наблюдаться  отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость  в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

      3. Вынужденная леворукость - серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям. [7]

      Отдельно  следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как  доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме.

      Но  нередко встречается и нетипичное психическое   развитие, когда в   соответствующих   структурах    головного  мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

      Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого «скрытого левшества», т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать «психическими» левшами или «скрытыми» левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

      Существует  много морфологических и функциональных признаков скрытой леворукости. К первым относится большая величина левой кисти, большее развитие вен  на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева. Функциональные признаки скрытой леворукости:

    • у левшей при скрещивании рук на груди в «позе Наполеона» левая кисть оказывается на правом предплечье сверху;
    • при аплодировании активнее действует левая рука.

      В последнее время в определении  леворукости используются и оценка зрительной ассиметрии (ведущий глаз). Наряду с этим используются данные самооценки рукости и сведения о родственниках. Наличие врожденной леворукости (в явной или скрытой форме) необходимо учитывать при проведении нейропсихологического обследования. [2]

      Существует  специальный термин «графическое функциональное превосходство» одной руки над другой, когда ребенок рисует и пишет  одной рукой лучше, чем другой, а есть бытовое «функциональное  превосходство», определяющее, какой  рукой ребенок держит ложку, ножницы, расческу.

     3 Леворукость как психолого-педагогическая проблема

      Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого  внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска - риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?

      Школа, учеба, особенно впервые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают сильное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам. Новый коллектив, новые друзья, новые требования - это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого - тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия.

      Период  приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени 4-6 недель. Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются.

      Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми  и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим  фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации  к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и «по пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к    обидам и    непониманию сверстников).  Эти жалобы - результат непонимания особенностей ребенка, желание видеть его таким, как все.

      И исследователи, и родители, и учителя  часто подчеркивают склонность леворуких  детей к уединению, трудность  контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками. Эту склонность, выраженную очень сильно, называют аутизмом. Такие дети склонны также к повторяющимся действиям, к использованию собственного, изобретенного ими языка. Ребенок как бы уходит из действительности в свой собственный мир. Среди детей, страдающих аутизмом, доля не праворуких достигает 50-65%.

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе