Психологические особенности творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?

Работа содержит 1 файл

РАИЛЮ.docx

— 77.98 Кб (Скачать)

    У 25% испытуемых уровень самоуважения низкий, это свидетельствует о  том, что данные испытуемые подвержены, оценивать свое творчество слишком  критично и зачастую не могут быть самопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышления имеет различный характер.

    Показатели  аутосимпатии среди испытуемых свидетельствуют  преимущественно виденье в себе недостатков и самокритичную  самооценку, готовность к самообвинению  – у 55% всех испытуемых.

    75% испытуемым важна оценка их  деятельности и творчества, что  подтверждают показатели по шкале  ожидаемое отношение от других.

    Ясное представление смысла и содержания осуществляемой деятельности, творчества, выраженное желание к новому и  интерес к самому себе как к  личности, ярко выражен лишь у трех испытуемых (15% от всех испытуемых). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В психологических исследованиях, как  отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли  В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.

    Актуальность  вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические  особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается  снова, и снова.

В написании  этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых  описывается вводном разделе. Поэтому  в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь  были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.

    Для осмысления исследуемой проблемы был  проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности.

    Практическая  часть курсовой работы содержит в  себе два раздела, первый из которой  полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе  освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки  используемых методик. Общие выводы по проведенному исследованию: при  проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:

    - использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

    - провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

    - выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

    - сделать анализ результатов проведенного исследования.

После решения этих задач мы пришли к  таким заключениям:

    1. Данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.
    2. Качественные показатели измерения личностных показателей участников экспериментальной группы отражены в характеристиках, которые представлены в практической части и являются достаточно многомерными.
    3. У творческой личности уровень самоотношения никак не зависит от типа мышления, лишь у двух испытуемых под №7 и 14 есть зависимость между типом мышления и низким уровнем самоотношения.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у творческой личности преобладает  определенный тип мышления и устанавливается  зависимость к определенному  отношению к себе, как к личности, нельзя подтвердить. 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1.     Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

2.     Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. – 416 с.

3.     Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, - М.: Прогресс, 1989. – 269 с.

4.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5.     Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, - Новосибирск: 2001. – 228 с.

6.     Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 – С. 10 – 14.

7.     Гераимчук И.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, - М.: Эксмо, 2006. – 120 с.

8.     Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. – 266 с.

9.     Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, - М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

10. Кэмерон  Д. Путь художника – ваша  творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2005. – 101 с.

11. Майданов  А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.

12. Матюгин  И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития  памяти, мышления и воображения  / И.Ю. Матюгин, - М.: Эйдос, 1996. – 59 с.

13. Николаенко  Н.Н. Психология творчества / под  ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

14. Никитин  Б.П. Ступеньки творчества, или  развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

15. Оганесян  Н.Т. Практикум по психологии  творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2007. – 528 с.

16. Пекелис  В.Д. Твои возможности, человек  / В.Д. Пекелис, - М.: Знание, 1986. – 272 с.

17. Пономарев  Я.А. Психология творчества / Я.А.  Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с.

18. Пряжников  Н.С. Методы активации духовного  потенциала личности / Н.С. Пряжников, - М.: МОДЭК, 2008. – 168 с.

19. Пуфаль-Струзик  И. Творческий путь в "трансгрессивной  концепции личности" // И. Пуфаль-Струзик, "Психологическая наука и образование", - 2002. - №2. – С. 76 – 85.

20. Сельченок  К. Психология художественного  творчества / К. Сельченок, - М.: Прогресс, 1997. – 297 с.

21. Тед  Фолконар Творческий интеллект  и самоосвобождение / Тед Фолконар, - М.: "КСП+", 2003. – 200 с.

22. Тихомиров  О.К. Психологические исследования  творческой деятельности / О.К. Тихомиров, - М.: Эксмо, 2000. – 246 с.

23. Яковлев  В.Ф. Виртуальные миры трансового  рисунка, или "Я требую, чтобы  меня пожалели" / В.Ф. Яковлев, - М.: Класс, 2006. – 304 с.

24. Ярошевский  М.Г. Психология творчества и  творчество в психологии // М.Г.  Ярошевский, "Вопросы психологии", - №6, 1985. – С. 14 – 24.

25. Эдварде  Б. Художники внутри вас / Б.  Эдварде, - МН.: Попурри, 2000. – 256 с 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Методика "Тип мышления" (методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус. 

П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
         

Тестовый  материал:

1.                 Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.                 Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.                 Я люблю читать книги.

4.                 Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.                 Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.                 Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или    

                    рисунках.

7.                 Я люблю играть в шахматы.

8.                 Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной

                    форме.

9.                 Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые  

                    события.

10.            Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.            Мне нравится все делать своими руками.

12.            В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.            Я придаю большое значение сказанному слову.

14.            Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные

                  картины.

15.            Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.            При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.            Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.            Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19.            Мне легко представить предмет или животное, которых нет в

                 природе.

20.            Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21.            Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22.            Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.            Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.            Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25.            Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26.            Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.            Я понимаю красоту математических формул.

28.            Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.            Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

Информация о работе Психологические особенности творческой личности