Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
У 25% испытуемых уровень самоуважения низкий, это свидетельствует о том, что данные испытуемые подвержены, оценивать свое творчество слишком критично и зачастую не могут быть самопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышления имеет различный характер.
Показатели аутосимпатии среди испытуемых свидетельствуют преимущественно виденье в себе недостатков и самокритичную самооценку, готовность к самообвинению – у 55% всех испытуемых.
75%
испытуемым важна оценка их
деятельности и творчества, что
подтверждают показатели по
Ясное
представление смысла и содержания
осуществляемой деятельности, творчества,
выраженное желание к новому и
интерес к самому себе как к
личности, ярко выражен лишь у трех
испытуемых (15% от всех испытуемых).
Заключение
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологических особенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенности творческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, и снова.
В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированы работы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.
Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве, особое внимание уделялось структуре творческой личности.
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик. Общие выводы по проведенному исследованию: при проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:
- использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
- провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;
- выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;
- сделать анализ результатов проведенного исследования.
После решения этих задач мы пришли к таким заключениям:
Таким
образом, гипотеза исследования о том,
что у творческой личности преобладает
определенный тип мышления и устанавливается
зависимость к определенному
отношению к себе, как к личности,
нельзя подтвердить.
Список
используемой литературы
1. Арт-терапия / под ред. А.И. Копытина, - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
2. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. – 416 с.
3. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев, - М.: Прогресс, 1989. – 269 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, - Новосибирск: 2001. – 228 с.
6. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 – С. 10 – 14.
7. Гераимчук И.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, - М.: Эксмо, 2006. – 120 с.
8. Интеллект и творчество / под ред. А.Н. Воронина, - М.: Прогресс, - 1999. – 266 с.
9. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде, - М.: Эксмо, 2003. – 384 с.
10. Кэмерон Д. Путь художника – ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2005. – 101 с.
11. Майданов
А.С. Методология научного
12. Матюгин
И.Ю., Рыбникова И.К. Методы
13. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. – 277 с.
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
15. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2007. – 528 с.
16. Пекелис
В.Д. Твои возможности,
17. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 1998. – 296 с.
18. Пряжников
Н.С. Методы активации
19. Пуфаль-Струзик
И. Творческий путь в "
20. Сельченок К. Психология художественного творчества / К. Сельченок, - М.: Прогресс, 1997. – 297 с.
21. Тед Фолконар Творческий интеллект и самоосвобождение / Тед Фолконар, - М.: "КСП+", 2003. – 200 с.
22. Тихомиров
О.К. Психологические
23. Яковлев
В.Ф. Виртуальные миры
24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // М.Г. Ярошевский, "Вопросы психологии", - №6, 1985. – С. 14 – 24.
25. Эдварде
Б. Художники внутри вас / Б.
Эдварде, - МН.: Попурри, 2000. – 256 с
Приложение
1
Методика "Тип мышления" (методика в модификации Г. Резапкиной)
Инструкция. У
каждого человека преобладает определенный
тип мышления. Данный опросник поможет
вам определить тип своего мышления. Если
согласны с высказыванием, в бланке поставьте
плюс, если нет – минус.
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Тестовый материал:
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или
рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной
форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые
события.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные
картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в
природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
Информация о работе Психологические особенности творческой личности