Психологические особенности творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?

Работа содержит 1 файл

РАИЛЮ.docx

— 77.98 Кб (Скачать)

Глава II. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов

2.1 методики исследования 

    Каждый  этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности  вызывает описание становления и  разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст  характеризуется разнородностью и  неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития является становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение. Приобщение к творчеству происходит через интериоризацию знаний об основных концептуальных эталонах развития культуры, через эмпатическое восприятие произведений литературного и художественного, отражающих интеллектуальные и духовные особенности рассматриваемых эталонов. Создается возможность для становления  продуктивного самосознания: системы "Я-сам", "Я-другой", "Я-культура", "Я-деятельность". В ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка  и укрепление механизмов саморегуляции.

    Рассмотрение  сущности и особенностей творческой личности, как целостной системы  позволит выяснить многофакторный характер развития творческого человека. Цель и гипотеза данного исследования, как уже говорилось выше, заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

    - использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

    - провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

    - выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

    -    сделать анализ результатов проведенного исследования.

    В курсовой работе используется психологическое  тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик  определяющих их уровень самоотношения  и типа мышления, с целью выяснения  зависимости между этими показателями. Методы исследования:

    1. Методика "Тип мышления", модификация Г.Резапкиной (Приложение №1). Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:

    - предметно-действенное мышление – свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов;

    - абстрактно-символическим мышлением – обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки;

    - словесно-логическое мышление – отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. «verbalis» - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям;

    - наглядно-образным мышлением – обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением;

    - креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

    2. Опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (Приложение №2)Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

    -  глобальное самоотношения;

    - самоотношения, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

    - уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

    В качестве исходного принимается  различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в  том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни  человек познает себя и накапливает  о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений  о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается  объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее  устойчивого самоотношения.

    Опросник  включает следующее шкалы.

• Шкала S - глобальное самоотношения; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

• Шкала I - самоуважение.

• Шкала II - аутосимпатия.

• Шкала III - ожидаемое отношение от других.

• Шкала IV - самоинтерес.

    Опросник  содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки  на те, или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

• Шкала 1 - самоуверенность;

• Шкала 2 - отношение других;

• Шкала 3 - самопринятие;

• Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;

• Шкала 5 - самообвинение;

• Шкала 6 - самоинтерес;

• Шкала 7 – самопонимание; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Исследование 

    На  первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация  Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в  таблице ниже: 

Испытуемые П-Д А-С С-Л Н-О К Ведущий тип  мышления
№1 (жен., 14 лет) 2 0 4 5 6 креативный
№2 (муж., 16 лет) 1 0 1 1 7 креативный
№3 (жен., 12 лет) 3 6 2 5 4 абстрактно-символический
№4 (жен., 14 лет) 3 1 2 1 6 креативный
№5 (жен., 16 лет) 0 2 1 2 4 креативный
№6 (жен., 14 лет) 2 4 6 4 3 словесно-логический
№7 (жен., 15 лет) 0 7 2 2 6 абстрактно-символический
№8 (муж., 15 лет) 2 4 1 5 7 креативный
№9 (жен., 14 лет) 1 0 6 2 4 словесно-логический
№10 (муж., 16 лет) 3 4 1 4 6 креативный
№11 (жен., 12 лет) 4 2 2 6 3 наглядно-образный
№12 (жен., 17 лет) 0 1 4 3 6 креативный
№13 (муж., 17 лет) 2 3 6 0 2 словесно-логический
№14 (жен., 16 лет) 2 7 4 5 4 абстрактно-символический
№15 (жен., 14 лет) 0 4 0 3 6 креативный
№16 (жен., 15 лет) 4 2 1 6 1 наглядно-образный
№17 (жен., 13 лет) 3 4 2 4 7 креативный
№18 (муж., 16 лет) 2 2 6 2 8 креативный
№19 (жен., 14 лет) 0 2 0 2 6 креативный
№20 (жен., 16 лет) 3 3 2 6 2 наглядно-образный

Анализ  полученных результатов:

Рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых

    Методика  №2 - опросник самоотношения.

С помощью  данного опросника (Приложение №2) нам  удалось выявить уровень самоотношения, все данные предоставлены в таблице: 

Испытуемые глобальное  самоотношение Шкала (I) Шкала (II) Шкала (III) Шкала (IV)
№1 (жен.,14 лет)       69,33 44,67 9 17,67 29
№2(муж.,16 лет)       90,67 86,67 69,67 72,33 71,33
№3(жен., 12 лет)       69,33 25,33 16 6 71,33
№4(жен., 14 лет)       74,33 71,33 47 9 92,33
№5(жен., 16 лет)       74,33 86,67 58,33 91,33 71,33
№6(жен., 14 лет)       69,33 58,67 21,67 72,33 92,33
№7(жен., 15 лет)       38,33 25,33 16 27,33 29
№8(муж.,15 лет)       99,67 71,33 9 17,67 49,67
№9(жен., 14 лет)      62,67 44,67 21,67 27,33 71,33
№10(муж.,16лет)       80 58,67 69,67 53 92,33
№11(жен.,12лет)      62,67 58,67 16 17,67 49,67
№12(жен., 7 лет)        85 86,67 58,33 6 49,67
№13(муж.,17лет)      55,33 58,67 69,67 9 71,33
№14(жен.,16лет)       49 25,33 9 39,67 29
№15(жен.,14лет)       85 71,33 69,67 72,33 71,33
№16(жен.,15лет)     74,33 71,33 47 17,67 49,67
№17(жен.,13лет)       85 86,67 58,33 53 29
№18(муж.,16лет)       80 58,67 21,67 27,33 49,67
№19(жен.,14лет)      55,33 25,33 21,67 6 29
№20(жен.,16лет)     62,67 71,33 69,67 9 71,33
 

Показатели  выраженности признака:

50 –  признак не выражен;

50 –  74 – признак выражен;

выше 74 – признак ярко выражен;

    Таким образом, мы получили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у  испытуемых:

Глобальное  самоотношение:

- ярко выражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18;

- признак выражен: №1,3,6,9,11,13,19,20;

- признак не выражен: №7,14.

Шкала (I) Самоуважение:

- ярко выражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17;

- признак выражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20;

- признак не выражен: №3,7,9,14,19.

Шкала (II) Аутосимпатия:

- ярко выражено у испытуемых под: - нет; 

- признак выражен: №2,5,10,12,13,15,17,20; 

- признак не выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19;

Шкала (III) Ожидаемое отношение от других:

- ярко выражено у испытуемых под: №5;

- признак выражен: №2,6,15;

- признак не выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20;

Шкала (IV) Самоинтерес:

- ярко выражено у испытуемых под: №4,6,10;

- признак выражен: №2,3,5,9,13,15,20;

-признак не выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19;

Анализ  полученных результатов:

    Полученные данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.

    Рассматривая  каждую из исследуемых показателей  по шкалам, можно сказать, что в  целом у испытуемых определенно  положительное самоотношение "за себя" - достаточная уверенность  в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь у испытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение  определенно имеет негативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявлен абстрактно-символический тип мышления.

Информация о работе Психологические особенности творческой личности