Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
Глава II. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
2.1
методики исследования
Каждый
этап развития личности связан с решением
определенных задач. Наибольшие сложности
вызывает описание становления и
разворачивания творческого потенциала
подростка, так как этот возраст
характеризуется разнородностью и
неоднозначностью протекающих процессов.
Приоритетными направлениями
Рассмотрение сущности и особенностей творческой личности, как целостной системы позволит выяснить многофакторный характер развития творческого человека. Цель и гипотеза данного исследования, как уже говорилось выше, заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:
- использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
- провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;
- выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;
- сделать анализ результатов проведенного исследования.
В
курсовой работе используется психологическое
тестирование каждого из испытуемых
в отдельности, при помощи методик
определяющих их уровень самоотношения
и типа мышления, с целью выяснения
зависимости между этими
1. Методика "Тип мышления", модификация Г.Резапкиной (Приложение №1). Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:
- предметно-действенное мышление – свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов;
- абстрактно-символическим мышлением – обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки;
- словесно-логическое мышление – отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. «verbalis» - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям;
- наглядно-образным мышлением – обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением;
- креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
2. Опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (Приложение №2). Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
- глобальное самоотношения;
- самоотношения, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".
В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы.
• Шкала S - глобальное самоотношения; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.
• Шкала I - самоуважение.
• Шкала II - аутосимпатия.
• Шкала III - ожидаемое отношение от других.
• Шкала IV - самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те, или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.
• Шкала 1 - самоуверенность;
• Шкала 2 - отношение других;
• Шкала 3 - самопринятие;
• Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;
• Шкала 5 - самообвинение;
• Шкала 6 - самоинтерес;
• Шкала
7 – самопонимание;
2.2
Исследование
На
первом этапе исследования испытуемым
была предложена методика изучения методика
"Тип мышления", модификация
Г. Резапкиной, которая выявляет определенный
тип мышления. С помощью данной
методики были получены следующие данные
в баллах, которые представлены в
таблице ниже:
Испытуемые | П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К | Ведущий тип мышления |
№1 (жен., 14 лет) | 2 | 0 | 4 | 5 | 6 | креативный |
№2 (муж., 16 лет) | 1 | 0 | 1 | 1 | 7 | креативный |
№3 (жен., 12 лет) | 3 | 6 | 2 | 5 | 4 | абстрактно-символический |
№4 (жен., 14 лет) | 3 | 1 | 2 | 1 | 6 | креативный |
№5 (жен., 16 лет) | 0 | 2 | 1 | 2 | 4 | креативный |
№6 (жен., 14 лет) | 2 | 4 | 6 | 4 | 3 | словесно-логический |
№7 (жен., 15 лет) | 0 | 7 | 2 | 2 | 6 | абстрактно-символический |
№8 (муж., 15 лет) | 2 | 4 | 1 | 5 | 7 | креативный |
№9 (жен., 14 лет) | 1 | 0 | 6 | 2 | 4 | словесно-логический |
№10 (муж., 16 лет) | 3 | 4 | 1 | 4 | 6 | креативный |
№11 (жен., 12 лет) | 4 | 2 | 2 | 6 | 3 | наглядно-образный |
№12 (жен., 17 лет) | 0 | 1 | 4 | 3 | 6 | креативный |
№13 (муж., 17 лет) | 2 | 3 | 6 | 0 | 2 | словесно-логический |
№14 (жен., 16 лет) | 2 | 7 | 4 | 5 | 4 | абстрактно-символический |
№15 (жен., 14 лет) | 0 | 4 | 0 | 3 | 6 | креативный |
№16 (жен., 15 лет) | 4 | 2 | 1 | 6 | 1 | наглядно-образный |
№17 (жен., 13 лет) | 3 | 4 | 2 | 4 | 7 | креативный |
№18 (муж., 16 лет) | 2 | 2 | 6 | 2 | 8 | креативный |
№19 (жен., 14 лет) | 0 | 2 | 0 | 2 | 6 | креативный |
№20 (жен., 16 лет) | 3 | 3 | 2 | 6 | 2 | наглядно-образный |
Анализ полученных результатов:
Рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых
Методика №2 - опросник самоотношения.
С помощью
данного опросника (Приложение №2) нам
удалось выявить уровень
Испытуемые | глобальное самоотношение | Шкала (I) | Шкала (II) | Шкала (III) | Шкала (IV) |
№1 (жен.,14 лет) | 69,33 | 44,67 | 9 | 17,67 | 29 |
№2(муж.,16 лет) | 90,67 | 86,67 | 69,67 | 72,33 | 71,33 |
№3(жен., 12 лет) | 69,33 | 25,33 | 16 | 6 | 71,33 |
№4(жен., 14 лет) | 74,33 | 71,33 | 47 | 9 | 92,33 |
№5(жен., 16 лет) | 74,33 | 86,67 | 58,33 | 91,33 | 71,33 |
№6(жен., 14 лет) | 69,33 | 58,67 | 21,67 | 72,33 | 92,33 |
№7(жен., 15 лет) | 38,33 | 25,33 | 16 | 27,33 | 29 |
№8(муж.,15 лет) | 99,67 | 71,33 | 9 | 17,67 | 49,67 |
№9(жен., 14 лет) | 62,67 | 44,67 | 21,67 | 27,33 | 71,33 |
№10(муж.,16лет) | 80 | 58,67 | 69,67 | 53 | 92,33 |
№11(жен.,12лет) | 62,67 | 58,67 | 16 | 17,67 | 49,67 |
№12(жен., 7 лет) | 85 | 86,67 | 58,33 | 6 | 49,67 |
№13(муж.,17лет) | 55,33 | 58,67 | 69,67 | 9 | 71,33 |
№14(жен.,16лет) | 49 | 25,33 | 9 | 39,67 | 29 |
№15(жен.,14лет) | 85 | 71,33 | 69,67 | 72,33 | 71,33 |
№16(жен.,15лет) | 74,33 | 71,33 | 47 | 17,67 | 49,67 |
№17(жен.,13лет) | 85 | 86,67 | 58,33 | 53 | 29 |
№18(муж.,16лет) | 80 | 58,67 | 21,67 | 27,33 | 49,67 |
№19(жен.,14лет) | 55,33 | 25,33 | 21,67 | 6 | 29 |
№20(жен.,16лет) | 62,67 | 71,33 | 69,67 | 9 | 71,33 |
Показатели выраженности признака:
50 – признак не выражен;
50 – 74 – признак выражен;
выше 74 – признак ярко выражен;
Таким образом, мы получили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у испытуемых:
Глобальное самоотношение:
- ярко выражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18;
- признак выражен: №1,3,6,9,11,13,19,20;
- признак не выражен: №7,14.
Шкала (I) Самоуважение:
- ярко выражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17;
- признак выражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20;
- признак не выражен: №3,7,9,14,19.
Шкала (II) Аутосимпатия:
- ярко выражено у испытуемых под: - нет;
- признак выражен: №2,5,10,12,13,15,17,20;
- признак не выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19;
Шкала (III) Ожидаемое отношение от других:
- ярко выражено у испытуемых под: №5;
- признак выражен: №2,6,15;
- признак
не выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,
Шкала (IV) Самоинтерес:
- ярко выражено у испытуемых под: №4,6,10;
- признак выражен: №2,3,5,9,13,15,20;
-признак не выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19;
Анализ полученных результатов:
Полученные данные испытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженности определяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.
Рассматривая каждую из исследуемых показателей по шкалам, можно сказать, что в целом у испытуемых определенно положительное самоотношение "за себя" - достаточная уверенность в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь у испытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение определенно имеет негативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявлен абстрактно-символический тип мышления.
Информация о работе Психологические особенности творческой личности