Психологические особенности творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?

Работа содержит 1 файл

РАИЛЮ.docx

— 77.98 Кб (Скачать)

-смелость мысли, склонность к риску;

 -фантазия;  

-проблемное видение;  

-умение мыслить;  

-способность находить противоречие;  

-умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;   

-независимость;   

-альтернативность;   

-гибкость мышления;  

-способность к самоуправлению [2; 321].

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности  творческой личности:   

-возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;   

-высокая трудоспособность;   

-подчинение творчества духовной мотивации;   

-стойкость, упёртость;   

-увлечение работой [6; 10-14].

    В.Моляко считает одной из основных качеств  творческой личности, стремление к  оригинальности, к новому, отрицание  обычного, а также высокий уровень  знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к  определенной работе, сравнительно быстрое  и легкое усвоение теоретических  и практических знаний, схематичность  и самостоятельность в работе [16; 56-57].

Итак, можно  вынести следующие общие черты  и особенности творческой личности, принятые многими исследователями  данной проблемы:

    1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

    2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

    3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

    4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие — главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

    5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

    6. Действия человека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным[19; 76-85].

Содержание  представленных предпосылок показывает, что мы имеем дело с позитивной концепцией человека, который, будучи одаренным свободой выбора, управляет  своим поведением, переходит границы  собственных достижений и возможностей, стремится к развитию и высокой  самооценке и изменению своей  Я-концепции.

    С психологической точки зрения особый интерес представляет выделение  в познавательном элементе трех категорий  творческой личности:

    1. К первой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом, являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воли человека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные в процессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует также личные мнения на тему человеческого естества.

    2. Соотносительные суждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующих между внешним миром и самим собой.

    3. В познавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемые самознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих суждений формируется позитивный или негативный образ собственной личности.

    Познавательный  элемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире, позволяет понять сложные связи "я — другие", дает знания о себе самом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, а также играет значительную роль в защитных действиях личности.

Третьим элементом личности, называемым далее  волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

    Я. Козелецкий классифицирует потребности  творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором  они функционируют. Согласно этому  критерию он выделяет четыре их вида:

    1. Жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.

    2. Группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

    3. Группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

    К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные  с внутренним миром субъекта. Они  в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор  относит такие потребности, как  потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции [19; 76 – 85].

    Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности. Козелецкий выделил еще один элемент личности —личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица [19; 79-83].

    Творчество  субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают "персонологическую" точку  зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом  — его познанием, психикой или  личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой  системы, участвующей в создании творческого произведения [16; 39-43].

    Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном  уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мири. 

    1. Сущность  творчества как психологического

    процесса, стадии творчества 

    Творчество - это созидание нового, это и  механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.

    Многочисленные  наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному  осмыслению. Из этого следует, что  психологическим языком, адекватно  отражающим процесс творчества, будет  язык, использующий переходы от художественно-образного  отражения изучаемых явлений  к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.

    Я. А. Пономарев пишет: "Через всю  историю психологии творчества в  виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, этапов, актов моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации" [5; 3-5]. Он анализирует  работы Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса  и др. и отмечает, что чаще всего  выделяются следующие стадии: 

1) Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

2)   Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

3)    Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

4)  Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка" [17; 96-110].

Интересное  описание процесса творчества в целом  дает в книге "От мечты к открытию" известный канадский врач и биолог Ганс Селье. Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и  выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик.

1. "Любовь, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена".

2.  "Оплодотворение". "Разум... оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения...".

3.  "Созревание". "На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого...".

4.   "Родовые схватки". "Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому". По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно "вертится на кончике языка".

5.    "Рождение". "Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением".

6.   "Обследование". "Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента".

7.    "Жизнь". "Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение... но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям".

    Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно  отразить свой опыт, к тому же представлял  свои взгляды, будучи руководителем  научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным [5; 8-12].

    Описания  процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает  задача - с учетом новых наработок  создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом. В  качестве прототипа такого представления  можно рассматривать описание процесса творчества, сделанное Г. Селье. Выделенные им семь стадий творчества можно увеличить: работу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений. Получается десять стадий, которые можно изобразить в виде нуга, подчеркивая то, что  творческая личность находится "в  круге горчества" постоянно.

Информация о работе Психологические особенности творческой личности