Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
ВВЕДЕНИЕ
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
Актуальность данной темы: "Психологические особенности творческой личности", во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – "Человека творческого". Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.
Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, возможно, внесет что-то новое в изучаемую проблему.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как "человеческие" препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.
Цель исследования: цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
2) определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
3) сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.
Объектом исследования: творческая личность.
Предметом исследования: психологические особенности творческой личности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- беседа;
- методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной;
- опросник самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев;
- методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 20 учащихся изостудии "Воробьевы горы" Сибайского городского Дома Детского Творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующим: проанализирован, обобщен и систематизирован материал современных психолого-педагогических исследований, посвященных темам психологических особенностей творческой личности
Практическая значимость: исследования состоит в том, что исследование психологических особенностей творческой личности имеют практическое значение для решения важного вопроса формирования личности в юношеском возрасте. Полученные в работе результаты могут быть использованы в практике преподавания, психологического консультирования, коррекционной работе.
Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.
Этапы работы:
На первом этапе (октябрь-ноябрь) изучалась психологическая, педагогическая, социальная литература, отражающая психологические особенности творческих личностей. На этом этапе был разработан исследовательский аппарат и проведен констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе (декабрь-февраль) продолжалось изучении проблемы. Данный этап включал в себя теоретические моделирование материала, констатирующий и формирующий эксперименты, проводимые в Сибайском городском Доме Детского Творчества. Так же проводился анализ результатов, контрольных срезов экспериментальной работы, намечались пути ее совершенствования.
На
третьем этапе (март-апрель) была завершена
опытно-экспериментальная
Глава
I. Теоретические аспекты
изучения психологических
особенностей творческой
личности в отечественной
и зарубежной психологии
творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни [13; 34].
Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта [24; 14-16].
Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Творческая
личность, как считает В.Андреев,
- это такой тип личности, для
которой характерна стойкость, высокий
уровень направленности, на творчество,
мотивационно-творческая активность,
которая проявляется в
Психологи
рассматривают творчество как высокий
уровень логического мышления, которое
является толчком к деятельности,
"результатом которой есть созданные
материальные и духовные ценности"
[6; 10-16]. Большинство авторов
Также
большое значение для понимания
особенностей творческой личности имеет,
особое формирование умственных действий.
Ведь "творчество" не существует
в чистом виде, реальная творческая
деятельность включает в себя массу
технических компонентов, "отработка"
которых — одно из обязательных
условий творческой деятельности. Углубление
психологической характеристики мыслительного
процесса состоит также в указании
на то, что изменению "понятийных
характеристик объектов" часто
предшествуют изменения операциональных
смыслов и эмоциональных
Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:
Информация о работе Психологические особенности творческой личности