Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Содержание

ведение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий  не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего  времени обучения в начальной школе:

    -- проводить поэтапную диагностику  интеллектуального и личностного  развития младших школьников;

    -- на основе ее результатов осуществлять  целенаправленную профилактическую  и коррекционную работу с детьми;

    -- использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

    -- установить оптимальный стиль  взаимоотношений с воспитанниками  через использование корректных  оценочных действий;

    -- осуществлять коллективную, групповую  форму работы с детьми;

    -- реализовать принцип системности  и последовательности в обучении  и организации жизнедеятельности  детей младшего школьного возраста;

    -- учителю необходимо выступать  источником психолого-педагогических  знаний для родителей;

    -- осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

    4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками

    Психологическая коррекция _ это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка. Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.

    1. Организация и проведение развивающих занятий.

    Любое развивающее занятие может проводиться  по времени в двух вариантах.

    Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

    5 _ 7 минут _ обсуждение задачи-образца,  дача инструкций;

    10 минут _ самостоятельная работа  детей;

    3 _ 5 минут _ проверка ответов к заданиям.

    Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная  программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить как  индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у  детей трудностей. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 _ 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

    2. Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий.

    Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в  том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

    Необходимо  ставить перед ребенком реалистические цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие  действительные возможности ребенка  во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.

    Цель  надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие  занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.

    Оценка  результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании «нормативов», либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.

    Ошибки  детей не должны вызывать досады и  раздражения. Цель развивающих занятий _ не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную  поисковую деятельность. Поэтому  и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.

    Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к  размышлению и поиску, вызывают чувство  уверенности в своих силах, в  возможностях своего интеллекта.

    Во  время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных  шагов, снижается тревожность и  необоснованное беспокойство.

    3) Организуется самостоятельная работа  детей на материале задач образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения.

    4) Проводится коллективная проверка  ответов к задачам. В зависимости  от наличия времени проверку можно провести кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае психолог разбирает неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.

    4.2 Взаимодействие школы и семьи

    Первый  год в школе _ это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все  их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

    Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы  поведения не зависели от настроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.

    Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя  с родителями разнообразны:

    Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

    Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю  вести урок; и работа с активом.

    Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции  по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.

    Содержание  всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения». [12]

    От  тех связей и взаимоотношений, которые  возникнут в первом классе, в начальный  период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

    По  мнению В.Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с родителями первоклассников  определяется «тремя основными задачами:

    1. Ознакомление с опытом семейного  воспитания детей с целью изучения  уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

    2. Управление воспитанием школьников  в семье, оказание помощи родителям  в правильной организации учебной  и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

    3. Привлечение родителей к организации  воспитательной работы в школе,  в классе». [21, с.57 - 60]

    Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об  организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».

    В первом - втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах. Следует больше организовывать совместных праздников, утренников и других мероприятий. Очень важно выслушать родителей, разрешить им говорить, высказать свои претензии школе, учителю, руководителям школы.

    Обычно  родители, приходящие в школу делятся  на две группы:

    1. Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.

    2. Те, которые знают о трудностях  детей, но боятся об этом  говорить, избегают учителя, и  не знают, как помочь ребенку.  Такие родители предпочитают  вообще не ходить в школу,  ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

    «Для  родителей учащихся первого - второго  класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует». [21, с.57 - 60]

    Важные  аспекты общения учителя с  родителями в 1 -2-ом классах:

    Начинать  разговор не с проблем детей, а  с общих приятных вопросов, не спешить  решать проблемы;

    Показывать  внимание родителям, интересоваться их работой, домом;

    Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

    Внимательно слушать и принимать то, что  говорят родители, не критиковать  их мнение, а стараться понять, что  разрешает им так думать;

    Договориться  об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;

    Уделять столько времени, сколько требуется;

    Мотивировать  аргументы тем, что-то, о чем вы говорите важно всем и большинство  вас поддерживают;

    Информировать родителей лично, при помощи писем  или индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц ».

    «И  родители нужны школе и она  нужна сегодня семье. Учитель  является связывающим звеном между  школой и семьями учащихся. Общение  с родителями своих учеников учителю  необходимо, так как без этого  он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее» «Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое». [50]

    4.3 Рекомендации для родителей

    Выполнение  домашнего задания

    Выполнение  домашних заданий ребенком в начальной школе _ проблема непростая и для него самого, и для его родителей. Папам и мамам приходится уделять немало времени для совместного «творчества» со своим чадом, чтобы все уроки были выполнены вовремя и достойным образом.

    Малыш (6 _ 7-летний ребенок для родителей еще малыш) _ неопытный ученик. Ему трудно самому спланировать время для выполнения домашних заданий, продумать, какой урок лучше делать сначала, а какой _ потом. Без помощи взрослых на первых порах никак не обойтись.

    Но  вот ребенок становится немного постарше, и в принципе родители уже не против, чтобы часть ответственности за свои учебные дела ребенок взял на себя. Как его этому научить? С чего начать?

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе