Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
ведение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение
Данная таблица показывает, что в числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.
Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития; поэтому многие исследователи считают оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. [8, с. 354] [52, с. 359] [49, с. 440]
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и - шире - личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.
Особенности личности, препятствующие успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны индивидуальные характеристики социальной ситуации развития каждого ребенка. Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.
При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. [6] Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психической дезадаптации.
Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. [43] [37] [30] [4, с.47-53.]
Основные причины затрудненной адаптации:
Несформированность элементов и навыков УД
Они являются важными новообразованиями у старших дошкольников.
Следствие - снижение успеваемости. Именно это снижение и является поводом запроса родителей. Причины несформированности навыков УД - могут быть:
особенности интеллектуального развития ребенка;
педагогическая запущенность;
невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности
Низкая школьная мотивация
Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересом, а теперь
Исходной причиной может быть, например, стремление родителей «инфантилизировать» ребенка, считать его «маленьким». Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности, так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов.
Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.
Неспособность к произвольной регуляции поведения
Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого)
4.
Проблемы в общении со
Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей. [51, c. 16-25.]
В исследовании процесса адаптации учителем значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств.
Можно выделить объективные и субъективные критерии адаптации. Так, к первым относят продуктивность и успешность деятельности, деловую включенность, статус личности в коллективе и др. Ко вторым - эмоциональное самочувствие индивида, его активность, стабильность психофизиологического состояния, удовлетворенность работой (учебой) и др.
Так, Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие критерии уровня адаптации у шестилетних учащихся;
--
успешность обучения; успеваемость,
овладение навыками, умениями и
знаниями по основным
--
положение в структуре
--
общественная активность: участие
в общественно-полезной
Э.М.
Александровская и С.М. Тромбах
предлагают в качестве критериев
адаптации эффективность
2.3 Выводы по 2 главе
Таким
образом, мы пришли к выводу, что
в самом распространенном значении
школьная адаптация - это приспособление
ребенка к новой системе
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Традиционно
выделяют физиологическую, психологическую
и социально-психологическую
Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
Цель
психодиагностического
Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название | Что измеряется? | Тип методики | Особенности методики | |
СПА-1 (по Э.М. Александровской) | Основные
характеристики школьной адаптации:
Успешность УД; Усвоение норм поведения Контакты; Эм.благополучие |
Стандартизованная программа наблюдения | Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка - на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов | |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) | Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации | 2
части - анкета «Что тебе нравится
в школе?
2) Рисунок - Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе. |
||
Диагностика эмоциональных нарушений | тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру - Ханину, детский вариант) и др. | |||
Диагностическое
исследование трудностей, связанных
с недостаточным развитием |
Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе | |||
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией | Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. | Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости | ||
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией | Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. | |||
Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты - развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
КАРТОЧКА-ПРОФИЛЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Фамилия,
имя учащегося ______________________________
Школа
№ ______________________________
Критерии адаптации | Степень выраженности критериев | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | IX | X | XI | XII | ||
I. Эффективность УД: | |||||||||||
1) учебная активность .......................... | |||||||||||
2)
усвоение знаний .............. |
|||||||||||
II. Усвоение норм поведения | |||||||||||
3) поведение на уроках ........................ | |||||||||||
4)
поведение на переменах ....... |
|||||||||||
III. Успешность контактов | |||||||||||
5) отношения с одноклассниками ...... | |||||||||||
6)
отношение к учителю .......... |
|||||||||||
IV. Эмоциональное благополучие | |||||||||||
7)
эмоции .............................. |
|||||||||||
С у м м а (по месяцам): | |||||||||||
Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе