Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Содержание

ведение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    Данная  таблица показывает, что в числе  наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных  ситуаций, благоприятный статус в  группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.

    Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию  ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.

    Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как  возраст начала систематического обучения. Не случайно шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

    Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития; поэтому многие исследователи считают оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. [8, с. 354] [52, с. 359] [49, с. 440]

    Немалую роль в успешной адаптации к школе  играют характерологические и - шире - личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.

    Особенности личности, препятствующие успешному  вхождению ребенка в новую  ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны индивидуальные характеристики социальной ситуации развития каждого  ребенка. Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

    При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют  негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. [6] Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психической дезадаптации.

    Не  менее серьезные проблемы возникают  и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. [43] [37] [30] [4, с.47-53.]

    Основные  причины затрудненной адаптации:

    Несформированность  элементов и навыков УД

    Они являются важными новообразованиями  у старших дошкольников.

    Следствие - снижение успеваемости. Именно это  снижение и является поводом запроса  родителей. Причины несформированности навыков УД - могут быть:

    особенности интеллектуального развития ребенка;

    педагогическая  запущенность;

    невнимательное  отношение родителей и учителя  к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности

    Низкая  школьная мотивация

    Запрос  родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересом, а теперь

    Исходной  причиной может быть, например, стремление родителей «инфантилизировать»  ребенка, считать его «маленьким». Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности, так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов.

    Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации  сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

    Неспособность к произвольной регуляции поведения

    Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого)

    4. Проблемы в общении со сверстниками  и учителем.

    Фактически  в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей. [51, c. 16-25.]

    В исследовании процесса адаптации учителем значимость приобретает анализ эмоциональных  проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние  эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств.

    Можно выделить объективные и субъективные критерии адаптации. Так, к первым относят  продуктивность и успешность деятельности, деловую включенность, статус личности в коллективе и др. Ко вторым - эмоциональное самочувствие индивида, его активность, стабильность психофизиологического состояния, удовлетворенность работой (учебой) и др.

    Так, Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие критерии уровня адаптации у шестилетних учащихся;

    -- успешность обучения; успеваемость, овладение навыками, умениями и  знаниями по основным предметам,  отношение к труду:

    -- положение в структуре межличностных  отношений: статус, эмоциональное  самочувствие, общительность;

    -- общественная активность: участие  в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность [24, c.76].

    Э.М. Александровская и С.М. Тромбах  предлагают в качестве критериев  адаптации эффективность учебной  деятельности усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие. [3, c.43]

    2.3 Выводы по 2 главе

    Таким образом, мы пришли к выводу, что  в самом распространенном значении школьная адаптация - это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

    Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему  качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей  жизнедеятельности ребенка в школе.

    Традиционно выделяют физиологическую, психологическую  и социально-психологическую адаптацию.

    Только  успешная адаптация в младшем  возрасте способствует дальнейшему  развитию ребенка как личности в  будущем.

    Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации

    Цель  психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод  заявок педагогов, родителей и детей  в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить  дольше 25 - 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 - 2 дня.

    Наиболее  часто используемый инструментарий

     
    Тип диагностики, название     Что измеряется?     Тип методики     Особенности методики      
    СПА-1 (по Э.М. Александровской)     Основные  характеристики школьной адаптации:

    Успешность  УД;

    Усвоение  норм поведения

    Контакты;

    Эм.благополучие

    Стандартизованная программа наблюдения     Несколько раз на каждого школьника заполняется  бланк. Оценка - на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов      
    Школьная  мотивация (по Н.Г. Лускановой)     Уровень школьной мотивации и учебной  активности = уровень адаптации     2 части - анкета «Что тебе нравится  в школе?

    2) Рисунок - Нарисуй, что тебе  больше всего нравится в школе.

           
    Диагностика эмоциональных нарушений     тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру - Ханину, детский  вариант) и др.                  
    Диагностическое исследование трудностей, связанных  с недостаточным развитием произвольности психических функций     Корректурные  пробы, повторение линий, графический  диктант Эльконина и другие соответствующие  процедуры из тестов готовности к  школе                  
    Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с  выраженной дезадаптацией     Существует  множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п.     Как правило, проводится для уточнения  предположений относительно уровня обучаемости            
    Диагностика детско-родительских взаимоотношений  и коммуникативных трудностей у  детей с выраженной дезадаптацией     Опросник  родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др.                  
                             

    Далее на этой основе уточняется проблема и  разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты - развивающие  и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.

    3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)

    КАРТОЧКА-ПРОФИЛЬ  АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    Фамилия, имя учащегося _______________________________________

    Школа № ________________________________ Класс ______________

     
    Критерии  адаптации     Степень выраженности критериев      
          0     1     2     3     4     5     IX     X     XI     XII      
    I. Эффективность УД:                                                                  
    1) учебная активность ..........................                                                                  
    2) усвоение знаний ...............................                                                                  
    II. Усвоение норм поведения                                                                  
    3) поведение на уроках ........................                                                                  
    4) поведение на переменах ..................                                                                  
    III. Успешность контактов                                                                  
    5) отношения с одноклассниками ......                                                                  
    6) отношение к учителю ......................                                                                  
    IV. Эмоциональное благополучие                                                                  
    7) эмоции ...............................................                                                                  
    С у м м а (по месяцам):                                                                  
                                                                       

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе