Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Содержание

ведение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    Узколичные  мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой  ценой, заслужить похвалу учителя  или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).

    Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой  учебной деятельности и связаны  с содержанием и процессом  учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

    В основе мотивации, связанной с содержанием  и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более  ранней детской потребности во внешних  впечатлениях и потребности в  активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая. [51, с. 185] [33]

    Примерно  в 10 лет мотивация общения резко  меняет свою направленность от взрослого  к сверстнику. Общение начинает носить гомосоциальный характер.

    В целом, мотивационная сфера за период младшего школьного возраста постепенно переходит от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов. [27, с. 120]

    Отношения со взрослыми. Они дифференцируются в отношении учителя и родителей. Учитель - самая значимая и авторитетная фигура. Доверие и тяга к учителю  не зависят от качеств самого преподавателя. В конце 2 к началу 3 класса фигура учителя снижает свою значимость.

    Внутрисемейные  отношения целиком подчинены  школьной жизни. Содержание общения  с родителями определяется школьной тематикой. Эмоциональная зависимость  от родителей у ребенка снижается. Но контроль со стороны родителей еще имеет свое воспитательное значение. Для ребенка важны реакции родителей. А родители, оценивая результаты труда ребенка, формируют у него чувство умелости. [51]

    Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. [36]

    Интерес к сверстникам особо обостряется ко 2-3 классу и это всегда «зеркальное» отражение оценок учителя.

    Форма отношений со сверстниками приятельские и товарищеские отношения. Формируются  первые дружеские объединения. Взаимоотношения  возникают ситуативно и чаще всего территориально.

    Детские группы однородны по половому признаку. Младшие школьники проявляют  огромный интерес к старшеклассникам.

    Основные  новообразования младшего школьника:

    Произвольность;

    Внутренний  план действия;

    Личностная  рефлексия;

    Интеллектуальная рефлексия.

    Произвольность. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность  подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

    Внутренний  план действия. Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных  отчетов и оценок формируют у  младших школьников способность  к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии. [15, 69-101.]

    Личностная  рефлексия. Появляется стремление на все  иметь свою точку зрения. У них  также появляются суждения о собственной  социальной значимости - самооценка. Она  складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.

    Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. [27, с. 120]

    1.4 Выводы по 1 главе

    Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

    Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым  основанием, на котором выстраивается  дальнейшее развитие ребенка как  активного субъекта познаний и деятельности.

    Основная  задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия  и реализации возможностей детей  с учетом индивидуальности каждого  ребенка. [42, с. 259]

    Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников

    2.1 Понятие социальной адаптации

    Понятие «адаптация» может также иметь  различное значение в зависимости  от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в  конкретном исследовании.

    Адаптация - (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды.

    Адаптация социальная (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс  активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. [26]

    С.С. Степанов предлагает несколько иное толкование данному понятию. Адаптация  социальная - активное приспособление к условиям социальной среды путём  усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. [55]

    Понятие «социальная адаптация» в нашей  стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [38,с. 54]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды» [53, с.437].

    В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря  социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни» [34, с.132]. По мнению Т.Н. Вершининой, если «социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности» [10, с.262]. С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» [5, с. 135-136].

    По  мнению М.Р. Битяновой, адаптация - это  не только приспособление к успешному  функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему  психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. [1, c. 3]

    Для понимания сущности процесса адаптации  важным представляется вопрос о соотношении  понятий социальной адаптации и  социализации.

    По  И.С. Кону, социализация представляет собой  процесс усвоения индивидом социального  опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. [25, с.22]

    «Социальная адаптация является необходимым  условием для обеспечения оптимальной  социализации человека. Она позволяет  человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование». [57, с. 12]

    Природа сформировала предрасположенность  человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным.

    Показателями  успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность  этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

    Особое  значение имеет социальная адаптация  ребенка - процесс и результат  согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

    Например, Мардахаев Л.В. рассматривает адаптацию  как «процесс, проявление и результат» [31, c. 19]. Адаптация как процесс  представляет естественное развитие адаптационных  возможностей человека в различных  условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

    Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

    Практика  свидетельствует, что учитель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет педагогу реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от педагога внимательного изучения причины подобного состояния ученика и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей.

    Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она - показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами - это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях школы и дома.

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе