Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Содержание

ведение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    2. Соответствие самооценки ценностным  ориентациям. При неблагополучной адаптации достаточно типична ситуация, когда при исследовании самооценки с помощью карточек более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям (несовпадение баллов в левой и правой частях протокола для отдельных характеристик). Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощущаемого ребенком.

    3. Степень соответствия самооценки  предполагаемой оценке учителя.  Признаком нарушения адаптации  может служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем. Если по всем трем показателям выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общего негативного психического состояния достаточно высока. Найти выход из создавшейся ситуации, поговорив с ребенком, с учителями, школьным психологом, доверившись собственной интуиции и совету специалиста, -- ваша задача.

    3.4 Выбор парной фигуры (диагностика  импульсивности, рефлексивности)

    Материал: 12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур, отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка -- найти фигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выбора фигуры и количество ошибочных ответов.

    Инструкция «Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста, на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху (внизу), и покажи ее мне. Давай сначала попробуем, потренируемся. (Далее проводится тренировка на картинках для примеров.)

    Теперь  пойдем дальше. Задачи будут совсем не такие простые. Найди как можно  быстрее картинку, максимально похожую  на эту вверху (внизу), и покажи мне  ее сразу же». (Примеры рисунков представлены в приложении 1.) При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите: «Нет, это не совсем похожая картинка, есть более похожая».

    Обработка результатов. Для подсчета результатов  следует воспользоваться таблицей «правильных ответов»:

     
    Номер задания     Правильный  ответ     Номер задания     Правильный  ответ      
    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    2

    3

    3

    5

    4

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    5

    1

    4

    4

    2

    1

     
                             

    Ребенок, отвечавший дольше среднего нормативного времени и с меньшим количеством  ошибок, считается рефлексивным, ребенок  с более коротким временем ответа и большим количеством ошибок -- импульсивным. Оставшиеся варианты: быстрые -- аккуратные дети (точные) и медленные -- неточные.

    Нормативы

     
    Возраст     Тип     Время ответа     Количество  ошибок      
    1--2-е  классы     Рефлексивный

    Импульсивный

    Точный

    Медленный-неточный

    ?21

    ?10

    < 10

    > 21

    < 7

    ?24

    < 24

    ? 7

     
    3-й  класс     Рефлексивный

    Импульсивный

    Точный

    Медленный-неточный

    ? 30

    ? 9

    < 9

    > 30

    < 5

    ? 11

    < 11

    ? 5

     
                             

    3.5 Шкала личностной тревожности  для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан

    Ее  специфика состоит в том, что  испытуемый должен оценивать не наличие  симптома тревожности, а ситуации в отношении того, насколько каждая из них может вызвать состояние тревоги.

    Высоко  тревожные дети (высокая ЛТ) склонны  чаще и более эмоционально реагировать  на ситуации, воспринимаемые ими как  угрожающие, по сравнению с низко  тревожными детьми, то есть, СТ у них возникает чаще и сильнее выражена.

    Стандартизация  опросника была проведена на городских  школьниках. Методика относится к  числу бланковых, что позволяет  проводить ее коллективно. Предлагается 5-ступенчатая система шкалирования (от 0 до 4).

    Методика  разработана в двух формах. Форма  «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «В» - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

    Методика  включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с  учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации, общения.

    Наряду  с общим показателем тревожности, опросник позволяет оценить разные ее виды - школьную, самооценочную, межличностную  и магическую. ШРЛТд состоит из двух подшкал, которые могут использоваться самостоятельно или обе вместе. Подшкала СТ состоит из 20-ти суждений-вопросов. Опрашиваемый выбирает один из трех вариантов каждого суждения, который наиболее точно отражает его состояние в данный момент. Например: «Я очень расстроен», «Я расстроен» или «Я не расстроен». В зависимости от выбранного варианта ответа каждое суждение может быть оценено в 3, 2 или в 1 балл (больший балл получает более тревожное суждение).

    Фамилия, имя ________________________________________________

    Школа __________________ Класс________ Дата __________________

    Отметь  крестиком (Х) тот ответ, который  больше всего подходит для тебя.

    По  каждому вопросу дай только один ответ (поставь в строке только один крестик).

     
          Почти никогда     иногда     часто      
    1. Я боюсь ошибиться                        
    2. Я легко могу заплакать                        
    3. Я бываю несчастлив                        
    4. Мне бывает трудно на что-нибудь  решиться                        
    5. Мне нелегко бороться со своими  трудностями                        
    6. Я все слишком переживаю                        
    7. Дома я расстраиваюсь                        
    8. Я бываю робким                        
    9. Я бываю расстроенным                        
    10. Разные пустяки отвлекают и  волнуют меня                        
    11. Я беспокоюсь о своих школьных  делах                        
    12. Мне бывает трудно решить, что  делать                        
    13. Бывает, что у меня сильно бьется  сердце                        
    14. Бывает, что в душе я испытываю  страх                        
    15. Я беспокоюсь о своих родителях                        
    16. Бывает, что у меня потеют руки                        
    17. Я беспокоюсь о том, что может  случиться                        
    18. Бывает, что мне трудно заснуть                        
    19. У меня бывает странное ощущение  в животе                        
    20. Меня волнует, что обо мне  думают другие                        
                             

    Проверь, нет ли строк, в которых не стоит  ни один крестик - строк без твоей  оценки!

    СТ

    Фамилия, имя _________________________________________________

    Школа ____________________ Класс_________ Дата _______________

    По  каждой строке отметь крестиком (Х) тот ответ, который больше всего подходит для тебя прямо сейчас, в данный момент.

    В первой строке, под № «0», приведен образец ответа. Крестик стоит  только напротив одного ответа: «Я школьник» (поскольку ты уже не дошкольник, но еще не студент)

     
    0     Я школьник     Х     Я дошкольник           Я студент            
                                               

    По  каждому вопросу дай только один ответ (поставь в строке только один крестик).

     
    1     Я очень спокоен           Я спокоен            Я не спокоен             
    2     Я очень расстроен            Я расстроен            Я не расстроен             
    3     Мне очень приятно           Мне приятно            Мне неприятно             
    4     Я очень нервничаю            Я нервничаю            Я не нервничаю             
    5     Я совсем не могу покойно сидеть на месте           Я не могу спокойно сидеть на месте           Я могу спокойно сидеть на месте            
    6     Я совсем не испытываю никакого напряжения           Я не испытываю никакого напряжения           Я испытываю напряжение            
    7     Я очень боюсь           Я боюсь           Я не боюсь            
    8     Я чувствую себя совершенно свободно           Я чувствую себя свободно           Я не чувствую себя свободно            
    9     Я очень беспокоюсь           Я беспокоюсь           Я не беспокоюсь            
    10     Я очень доволен           Я доволен           Я не доволен            
    11     Мне очень страшно           Мне страшно           Мне не страшно            
    12     Я очень счастлив           Я счастлив           Я несчастлив            
    13     Я чувствую себя очень уверенным           Я чувствую себя уверенным           Я чувствую себя неуверенным            
    14     Я чувствую себя очень хорошо           Я чувствую себя хорошо           Я чувствую себя нехорошо            
    15     Я очень волнуюсь           Я волнуюсь           Я не волнуюсь            
    16     Я чувствую себя совсем «не в своей  тарелке»           Я чувствую себя

    «в  своей тарелке»

          Меня  ничего не трогает            
    17     Мне очень приятно           Мне приятно           Мне неприятно            
    18     Я охвачен ужасом           Я в ужасе           Я не испытываю ужаса            
    19     У меня все совсем перепуталось           У меня все перепуталось           У меня ничего

    не  перепуталось

           
    20     У меня очень хорошее настроение           У меня хорошее настроение           У меня плохое

    настроение

           
                                               

    3.6 Методика изучения самооценки  школьника по Т.В. Дембо

    Методика  относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Содержание шкал варьируется различными авторами, в зависимости от цели исследования.

    Цели  применения:

    Исследование  особенностей и структуры самооценки младших школьников при поступлении  в школу и сразу после завершения наиболее интенсивных процессов  адаптации к обучению в школе;

    Исследование  основных сдвигов в самооценке школьников, произошедших за полгода с последнего обследования.

    Содержание  шкал:

    Умственные  способности (умный - не очень умный);

    Трудолюбивый - ленивый;

    Счастливый - самый не счастливый;

    Мой характер (хороший - плохой);

    Мой авторитет в классе (высокий - низкий);

    Отношение учителей ко мне (любят - не любят);

    Отношения с родителями (отличные - они меня совсем не понимают);

    Прекрасное  здоровье - сейчас мое здоровье очень  слабое;

    Красивый - не красивый;

    Веселый - грустный.

    Оборудование:

    Для проведения методики необходимы индивидуальные бланки для каждого испытуемого. Кроме того, испытуемым необходима тетрадка или листок, которым они будут прикрывать линии сразу после их заполнения.

    Процедура проведения:

    Методика  проводится в 2 этапа, с интервалом в 1 неделю. На первом этапе проводится оценка «Я-реального». Акцент в инструктировании на этом этапе необходимо сделать именно на том, что необходимо оценить себя не так, как, может быть, хотелось бы, а так, как есть сейчас на самом деле.

    На  втором этапе (ровно через неделю) по тем же шкалам проводится новое обследование, но уже в рамках оценки «Я-идеального» - оцените себя по каждой из линий, каким бы вы хотели себя видеть, например, лет через 10.

    В данном, двухэтапном, варианте проведения методики, значительно ниже будет  наблюдаться тенденция к переносу общей самооценки на все частные шкалы. Кроме того, оценка «Я-идеальное» значительно более замаскирована, а также отражает прогностическую самооценку.

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе