Пространственно-временные представления у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть особенности формирования пространственно-временных представлений в онтогенезе.
2. Рассмотреть зависимость между овладением процессом чтения письма и уровнем сформированности пространственно-временных представлений.
3. Определить перечень упражнений и рекомендации по их применению по коррекции пространственно-временных представлений детей младшего школьного возраста с ОНР.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие пространственно-временных представлений в онтогенезе
Глава 2. Зависимость между овладением процессом письма и чтения и уровнем сформированности пространственно-временных представлений
Глава 3. Перечень упражнений и рекомендации по их применению по коррекции пространственно-временных представлений детей младшего школьного возраста с ОНР
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Другим важнейшим средством разви­тия системы пространственных представ­лений и их вербализации является изо­бразительная деятельность, включающая в себя восприятие и понимание, а также по­строение изображений, т.е. художественно-графическую деятельность (рисование и другие виды изодеятельности). Вместе с освоением приемов построения рисунков возрастает способность ребенка к чтению изображения, т.е. к восприятию и понима­нию картины. У детей формируется анализирующее рассма­тривание, которое способствует лучшему пониманию пространственно-временных отношений между изображенными объек­тами и выявлению определенных причинно-следственных связей между ними. Этот на­вык необходим при составлении связного рассказа по картине или по серии картин. Ребенок практически осваивает пространство и предметную дей­ствительность, и вместе с этим у него со­вершенствуется механизм восприятия про­странства. Благодаря таким элементам обучения детьми усили­вается связь между практической ориенти­ровкой в пространстве и речемыслительной деятельностью. Такое сочетание выполняе­мого ребенком действия с речевым обо­значением пространственных отношений является обязательным условием для фор­мирования у детей навыков ориентировки в пространстве и формирования лексико-грамматического строя речи. В целом це­ленаправленное и комплексное развитие пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ОНР способствует разви­тию понятийной и коммуникативной функ­ции речи, когнитивному развитию личности ребенка, создает предпосылки успешного усвоения учебной программы массовой общеобразовательной школы, а также соци­альной адаптации в обществе.

Необходимо помочь ребенку ориентироваться во времени. Начинать надо с ознакомления и усво­ения качественных признаков времени, присутствующих в повседневной жизни. Например, «спокойной ночи» говорят, когда ложатся спать вечером темно, солнца нет и т.д. Организовать жизнь ребенка по определен­ному режиму — распределению во времени. Напри­мер: утро — время завтрака, день — обеда и т.п. Следует разместить выполнение домашних поручений, школьных заданий в последовательном порядке, за­крепленном во внешней форме в виде плаката-схемы «Режим дня», планировать дела на день, неделю, от­дых во время каникул. Следующим моментом являет­ся ознакомление с художественными произведениями, где речь идет о времени, например: со сказкой «Две­надцать месяцев», повестью «О потерянном време­ни». Полезно рассказывать о различных исторических событиях с привлечением как книг, так и кинофиль­мов, мультиков и пр.

Знание эталонов времени, умение устанавливать вре­менные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причин­но-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной ос­нове; то есть на переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, ко­торая по-разному окрашена эмоционально, а также на наблюдениях за явлениями и событиями окружающей жизни.

Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был успешным, необходимо создание определенных благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов, это реализуется при комплексном подходе в формировании пространственных представлений в образовательном процессе школы.

Все участники процесса коррекционно-воспитательной работы: учитель, логопед, психолог, учитель по физической культуре объединяют свои действия. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность в вопросах педагогики, психологии необходимы на всех стадиях работы. С целью оптимизации коррекционного процесса на 1 этапе работы идет взаимообмен данными диагностик. На следующем этапе проводится ПМПК.

Участие в процессе обследования психолога помогает выявить характер и степень выраженности влияния нарушений речевого развития на развитие личности ребенка, его познавательную деятельность, поведение. Привлечение к обследованию детей с речевой патологией врачей реализует медицинский аспект диагностики речевых расстройств, что позволяет использовать адекватные механизму нарушения коррекционные методики.

После углубленного обследования, на основе выявления уровня развития компонентов речевого развития, и в частности, сформированности пространственно-временных представлений, строится индивидуальная программа развития ребенка, разрабатываемая специалистами службы сопровождения,

На следующих этапах, в соответствии с программой, логопед работает над формированием пространственно-временных представлений в процессе работы над развитием понимания речи, слухового восприятия (удерживание 3–х и более элементов), над слоговой структурой слова, звуковым анализом (порядок гласных), лексическим строем, грамматическим структурированием, связной речью.

Психолог развивает пространственное мышление в ходе специально организованного обучения в форме занятий, в совместной деятельности с ребенком, консультирует учителя и родителей.

Учитель по физкультуре развивает общую моторику, координацию, отрабатывает, закрепляет схему тела в упражнениях гимнастики, пространственную лексику в построениях, перестроениях, пространственное ориентирование в народных подвижных играх.

На уроках по изобразительной деятельности – формируется мелкая моторика, графические навыки, зрительно–двигательная координация, ориентация на листе бумаги,  в кружковой работе в играх с пространственной ориентировкой. Такие игры часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т.д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.

На уроках музыки ведется работа над темпо-ритмическими структурами в музыкальных подвижных играх, хороводах, музыкально – ритмических композициях, над развитием звуко-высотного восприятия, слуха, звуко-извлечением, интонированием, над певческим и инструментальным исполнительством.

Учитель активизируют и закрепляют умения и навыки пространственного ориентирования, пространственные представления во время режимных моментов и на уроках.

Работа каждого специалиста спланирована на учебный год, согласно годовому тематическому плану. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий направленно на освоение единой темы в различных видах детской деятельности. Такая организация работы позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, а также глубже освоить изучаемый материал.

Всеми специалистами службы сопровождения проводится консультативно-просветительская работа среди учителей и родителей.

Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Поэтому важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь логопеда в формировании у родителей навыков продуктивного и комплиментарного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. Коррекция нарушений психофизического онтогенеза возможна только при учете результатов диагностики (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов).

В результате анкетирования выявляется удручающее процентное соотношение родителей, реально оценивающих возможности и способности своего ребенка, и родителей с неадекватным отношением к проблемам развития ребенка. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка. Родители не всегда понимают своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим много времени и сил уделяется работе с родителями.

Родители должны знать возрастные закономерности формирования речи ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций. Родителей конкретно ориентируют в состоянии речи ребенка и в той коррекционно-развивающей работе, которая проводится с ребенком и которую они должны проводить параллельно со специалистом и под его руководством. Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Работа с родителями направлена на повышение их педагогической грамотности в данном вопросе, формирование убеждения в необходимости систематической кропотливой работы с ребенком дома.

Можно использовать индивидуальные, коллективные и наглядные формы работы с родителями[8]:

-изучение опыта семейного воспитания, анализ социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов) (анкетирование);

-сбор анамнеза;

-индивидуальные консультации;

-индивидуальные разъяснительные беседы;

-показательные индивидуальные занятия;

-групповые и общие родительские собрания;

- сообщения об особенностях речевого развития детей;

Интеграция работы особенно важна в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов; именно в процессе обучения рисованию, музыке, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, в трудовой деятельности наиболее эффективно развиваются образные формы мышления, оказывающие принципиальное влияние на успешность последующего обучения. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом.

 


Заключение

 

 

В результате выполненной курсовой работы была достигнута поставленная цель и решены основные задачи.

Одним из основных психических про­цессов является мышление. Оно включено в любой познавательный процесс: восприя­тие, память, воображение. Существует мно­жество различных классификаций видов мышления. Р.С. Немов называет следую­щие виды мышления: теоретическое, внут­ри которого выделяет понятийное и образ­ное мышление, а также действенное.

Понятие «пространственное мышление» связано с такими понятиями, как пространственное восприятие, пространственное воображение, образное мышление, пространственные представления.

Проанализировав имеющиеся в психологии определения, и характеристики указанных выше понятий, можно считать, что пространственные представления имеют место, когда происходит процесс создания и оперирования образами, а идеи, мысли по преобразованию образов, возникающих в процессе пространственных представлений, - пространственное мышление.

В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней.

Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Подобные недостатки в развитии феноменологически проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении и письме, дисграфии и дислексии.

Современные исследователи в области психологии и нейропсихологии справедли­во относят пространственные представле­ния к базису, над которым надстраивает­ся вся совокупность высших психических процессов - письмо, счет, чтение и т.п. До­статочный уровень сформированности пространственно-временной ориентировки является важным условием усвоения необ­ходимых ребенку знаний, умений и навыков.

Процесс усвоения про­странственных представлений и понятий, дифференцирования пространственно-вре­менных отношений и овладения умением устанавливать причинно-следственные связи детьми с ОНР младшего школьного возраста сложен и длителен.

Коррекционно-педагогические приемы, направленные на формирование простран­ственного восприятия, ориентировки в про­странстве, актуализацию пространственных представлений и понятий, устранение аграмматизмов разного уровня лежат в основе ме­тодики корригирующего обучения.

Большое значение для развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста имеет создание развива­ющей среды, в которой в процессе комплексно­го психолого-педагогического воздействия складываются условия для коррекции и за­крепления практических дифференцировок пространственных отношений в различ­ных ситуациях.

Информация о работе Пространственно-временные представления у детей младшего школьного возраста