Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в том, что включение в процесс обучения факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу» обеспечит процесс формирования исследовательских умений младших школьников и, как следствие, повышение исследовательской культуры младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования исследовательских умений младших школьников……………………6
1.1. Сущность понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения»………………………………………..6
1.2. Подходы к классификации исследовательских умений…………..11
1.3. Организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников………………..16
1.4. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации технологии развития исследовательских умений………………………………………....18
2. Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования……………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

­    проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

­    уроком исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

­    кратковременными наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Со 2 класса организуются специальные занятия по исследовательской деятельности. Наличие занятий позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения. Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Например, учитель подводит к теме исследования «Наша школа». В процессе полилога учащиеся формулируют проблему: противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме. Ставится цель: организация поиска сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественных характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т. д.), изучить строение школы, ее окрестности и др. в соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т. д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют право выбора наиболее интересной для них задачи.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3. Продолжение работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. Использование на уроках проблемных и поисковых методов; продолжение знакомства с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5. На занятиях использование заданий, направленных на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучение логических понятий «истина», «ложь», «дерево»; решение логические задачи. Проведение работы по выявлению причинно- следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6. Осуществление подготовки самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

Учащиеся к концу 2 класса имеют широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской деятельности.

В 3 классе:

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности происходит продолжение знакомства с теорией исследования, методами исследований (история исследований, предназначение следований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования).

2. Проведение коллективных исследований на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществление учащимися самостоятельного долговременного исследования с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Обсуждение хода исследования на занятиях по исследовательской деятельности, оказание учителем консультативной помощи.

К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

К окончанию начальной школы учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация технологии развития исследовательских умений оказывает существенное влияние на процесс формирования исследовательских умений младших школьников в процессе обучения. Результат реализации данной технологии легко проследить по исследовательским работам, которые выполняют дети в процессе обучения.


2. Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования.

 

Как говорилось ранее, основное внимание при организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения уделяется исследовательским работам учащихся среднего и старшего звеньев.

Формирование исследовательских умений у младших школьников происходит только в том случае, если педагог применяет на своих уроках, проблемный, частично поисковый, исследовательский методы обучения. Специальных занятий по исследовательской деятельности почти не организуется, и, как следствие, учащиеся не выполняют научно-исследовательские работы, что играет немаловажную роль в подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

Для возможного решения данной проблемы мы разработали программу специального факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу».

Программа предназначена для учащихся 4 классов. Она носит факультативный характер, следовательно, по желанию преподавателя, занятия могут посещать не все учащиеся класса, а только определенные дети, у которых прослеживаются способности к исследовательской деятельности.

Основная цель изучения курса – формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.

Из основной цели вытекают следующие задачи курса:

1.      Познакомить с основными понятиями исследовательской деятельности.

2.      Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.

3.      Развивать умение выделять в проблеме объект исследования.

4.      Научить находить отличительные признаки предмета исследования.

5.      Привить навыки правильного формулирования темы исследования.

6.      Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своего исследования.

7.      Развивать навык формулирования гипотезы.

8.      Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации.

9.      Сформировать умение анализировать данные и делать выводы.

10. Научить правильно оформлять исследовательскую работу.

Курс рассчитан на 35 часов. Обучение планируется проводить в два этапа. Первый этап – теоретические основы курса, второй – практические  занятия. Курс заканчивается проведением мини-конференции, в ходе которой все учащиеся, прошедшие обучение по данному курсу, представят свои исследовательские работы.

В дополнение к программе разработаны методические рекомендации по подготовке к проведению научного исследования. Данные рекомендации предназначены для учителей, реализующих программу курса «Введение в научно-исследовательскую работу», и учеников, обучающихся по этому курсу.

Методические рекомендации включают в себя определения ведущих понятий научно-исследовательской деятельности, которые соотносятся с процессом последовательного ее проведения – от выбора темы до подведения предварительных итогов работы.

В методических рекомендациях выделено 6 основных разделов:

1.      Объектная область, объект и предмет.

2.      Тема, проблема и актуальность исследования.

3.      Изучение научной литературы и уточнение темы.

4.      Определение гипотезы.

5.      Цель и задачи исследования.

6.      Определение методов исследования.

Также предлагается перечень возможных тем для исследовательских работ младших школьников, что облегчит работу преподавателя по поиску возможных направлений исследований.

Таким образом, применение программы «Введение в научно-исследовательскую работу» в совокупности с предлагаемыми методическими рекомендациями и перечнем тем исследовательских работ в процессе обучения младших школьников позволит повысить уровень формирования исследовательских умений младших школьников, и, как следствие, обеспечит повышение исследовательской культуры учащихся начальной школы.


Заключение

 

Из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

- правильно организованная научно-исследовательская работа  помогает сформировать основные умения и навыки у учащихся по исследовательской культуре: выявление и постановка проблемы, сбор данных и их обработка, овладение методами научного исследования, защита своей исследовательской деятельности, правильное  оформление своей работы;

- приобретенные учащимися  умения и навыки позволяют применять и развивать их  в своей жизни. Опыт показывает, что полученные умения и навыки исследовательской работы учащиеся успешно применяют, обучаясь в высших учебных заведениях.

- формировать умения и навыки исследовательской работы учащихся можно как на специальных занятиях, посвященных научно-исследовательской деятельности так и на уроках, используя при этом различные приемы и методы.

- формировать умения и навыки исследовательской работы необходимо начинать с младших классов, конечно, при этом учитывать возрастные особенности ребенка.

Использование программы факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу», рассмотренной в практической части, решает поставленную проблему. Т.к. непосредственное включение в процесс обучения специальных занятий по исследовательской деятельности повышает качество формирования исследовательских умений младших школьников.

Основные задачи исследования решены вследствие проведенного теоретического анализа материалов, имеющихся по данной теме.

Гипотеза находит свое подтверждение в теоретическом обосновании программы. Ее же практическое подтверждение – задача дальнейшего исследования.

Результаты данного исследования, в частности программа факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу» и методические рекомендации по подготовке к проведению научного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.

 

 

 

 

 

 


Список литературы

 

1.            Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. – 2005. - №6. – с. 4 – 29.

2.            Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. Для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3.            Бузлова Г.В. Умение отличать главное от второстепенного // Сборник докладов конференции «Подготовка студентов учреждений профессионального образования к решению социально-экономических, технологических, управленческих проблем в процессе дипломного проектирования». – Самара: Изд-во ЦПО, 2006. – с. 67 – 69.

4.            Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность учащихся // Народное образование. – 2007. - №5. – с. 153 – 157.

5.            Гуряьнова Е.В. Роль учебных занятий в формировании исследовательских умений студентов // Сборник докладов конференции «Подготовка студентов учреждений профессионального образования к решению социально-экономических, технологических, управленческих проблем в процессе дипломного проектирования». – Самара: Изд-во ЦПО, 2006. – с. 49 – 54.

Информация о работе Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования