Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа
Гипотеза исследования заключается в том, что включение в процесс обучения факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу» обеспечит процесс формирования исследовательских умений младших школьников и, как следствие, повышение исследовательской культуры младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования исследовательских умений младших школьников……………………6
1.1. Сущность понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения»………………………………………..6
1.2. Подходы к классификации исследовательских умений…………..11
1.3. Организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников………………..16
1.4. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации технологии развития исследовательских умений………………………………………....18
2. Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования……………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования исследовательских умений младших школьников……………………6
1.1. Сущность понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения»………………………………………..6
1.2. Подходы к классификации исследовательских умений…………..11
1.3. Организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников………………..16
1.4. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации технологии развития исследовательских умений………………………………………....18
2. Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Происходящие вокруг нас перемены столь интенсивны и стремительны. Человеку в его повседневной жизни постоянно требуется решать все новые и новые проблемы. От успешности их решений во многом зависит жизненный успех каждой отдельной личности, возможность выживания человечества в современном быстро изменяющемся мире. Поэтому задачей современного образования становится не просто формирование отдельных групп знаний и умений, а более целенаправленная работа по созданию целостной картины мира в сознании человека. Решению так поставленной цели образования способствует организация исследовательской деятельности учащихся.
Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков учащихся. Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Недавнее исследование PISA (The Programme for International Student Assessment – программа исследования образовательных достижений) показало, что самым высоким из пяти уровней овладения знаниями, предполагающим умение понять, объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод, обладают менее 10% российских школьников [7, 24]. Учащиеся, сталкиваясь с непривычными по форме заданиями, либо пытаются реализовать их привычными методами (как учил учитель), либо просто отказываются от попыток решить их.
Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Проблема исследовательской деятельности школьников имеет богатую историю. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и других. В России впервые идея исследовательского подхода была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII века. Великие деятели и педагоги России Н.И. Пи рогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70-х годах XX века в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.). [24, 45].
Сказанное выше определяет актуальность темы, которая обусловлена противоречием между общественной потребностью в творческой личности, способной решать практические задачи в свое профессиональной области с использованием новых средств, и реальной практикой обучения, формирующей специалистов, умеющих выполнять только ограниченный набор шаблонных действий.
Особенно актуальной в настоящее время становится проблема формирования исследовательской культуры учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза (развития) учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Но основное внимание при организации учебно-исследовательской деятельности в школе уделяется исследовательским работам учащихся среднего (5 – 9 классы) и старшего (10 – 11 классы) звеньев.
Отмеченные обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе обучения».
Объект исследования – процесс формирование исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования – условия, приемы и способы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе обучения.
Соответственно, целью исследования является разработка программы специального факультативного курса «Введение в научно исследовательскую работу» с методическими рекомендациями по подготовке к проведению научного исследования.
Гипотеза исследования заключается в том, что включение в процесс обучения факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу» обеспечит процесс формирования исследовательских умений младших школьников и, как следствие, повышение исследовательской культуры младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения»;
рассмотреть несколько подходов к классификации исследовательских умений;
определить организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников;
рассмотреть процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации технология развития исследовательских умений;
разработать программу факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу»;
разработать методические рекомендации по подготовке к проведению научного исследования;
разработать перечень тем для исследовательских работ младших школьников.
Для решения сформулированных задач необходимо применить следующие методы:
анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
обобщение педагогического опыта.
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования исследовательских умений младших школьников в процессе обучения.
1.1. Сущность понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения».
В Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учащихся к решению проблем в широком кругу неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, исследовательскими умениями.
Рассмотрим более подробно понятия «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения».
Определяя понятие деятельности, мы рассматриваем его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн) [20, 91]. По мнению С.Л. Рубинштейна всякая деятельность характеризуется, прежде всего, следующими особенностями:
1) это всегда деятельность субъекта, точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность;
2) деятельность есть взаимодействие с объектом, т.е. она обязательно является предметной, содержательной;
3) она всегда творческая;
4) она самостоятельная.
Деятельность-учение С.Л. Рубинштейн понимает как «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». [17, 158]
Следует сказать, что современная организация обучения заключается в «персональной опеке начинающих исследователей по системе «учитель – ученик». Практически реализуется научная традиция, заложенная Л.С. Выготским, где приобщение молодых людей к исследовательскому процессу рассматривается как сотрудничество более опытного человека с менее опытным (опираясь на зону ближайшего развития).
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.
Понятие исследовательской деятельности объединяет два формы организации:
научно-исследовательская деятельность;
учебно-исследовательская деятельность.
М.Н. Арчев дает следующие определения этим понятиям:
«Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления». [1, 7]
Можно сделать вывод, что учебное исследование учит способам нахождения нового, а научное – находит его.
Но есть и другие и различия. Они представлены в сравнительной таблице научного и учебного исследований, разработанной Л.А. Волковой, заведующей лабораторией инновационных образовательных технологий КОИПКРО.
Отличие результатов и процедуры:
Научного исследования | Учебного исследования |
Открытие ученого не подготовлено специальным содержанием. | Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося. |
В ходе исследования результат предположителен, но не известен. | Учитель знает заранее результат исследования ученика. |
Открытие совершается в реальной жизни. | Исследование правдоподобно, но в какой-то мере это игра. |
Открытия изменяют представления об объекте ученого мира. | Открытие происходит для учащегося, а не для науки. |
Временные рамки открытия не определены. | Открытие ограничено во времени рамками учебного процесса. |
У понятия «учебно-исследовательская деятельность» нет единого определения. Существует много различных точек зрения. Приведем некоторые трактовки данного определения, предложенные учеными-педагогами.
На Круглом столе по методическому аспекту развития исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы в 2002 году учебно-исследовательская деятельность была определена как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. [21, 336]
В Положении об учебно-исследовательской деятельности учащихся, разработанном Н.В. Черных, дается следующее определение: «Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний». [31, 55]
О.А. Ивашова определяет учебно-исследовательскую деятельность как целенаправленную творческую учебно-познавательную деятельность по открытию нового для учащихся знаний об объекте исследования, способе или средстве деятельности, осуществляемую под руководством учителя, главным продуктом которой является развитие самого ученика. [8, 35]
В одной из своих работ А.С. Обухов определяет учебно-исследовательскую деятельность как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения. [18, 147]
В нашем исследовании за ключевое определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» мы будем использовать трактовку, предложенную Н.А. Семеновой: «Учебно-исследовательская деятельность – это специально-организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности». [24, 45]
Одним из компонентов исследовательской деятельности являются исследовательские умения.
Умение – это способность выполнять определенные действия хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. [16, 681]
Исследовательские умения в широком смысле ученые определяют как способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу информации, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т.п.) объективных закономерностей окружающей действительности.