Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа
Гипотеза исследования заключается в том, что включение в процесс обучения факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую работу» обеспечит процесс формирования исследовательских умений младших школьников и, как следствие, повышение исследовательской культуры младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Психолого-педагогическое обоснование процесса формирования исследовательских умений младших школьников……………………6
1.1. Сущность понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские умения»………………………………………..6
1.2. Подходы к классификации исследовательских умений…………..11
1.3. Организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников………………..16
1.4. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации технологии развития исследовательских умений………………………………………....18
2. Программа курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Методические рекомендации по подготовке к проведению исследования……………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………
В рамках педагогической науки исследовательские умения определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимых для самостоятельного исследования или его части.
Развитие исследовательских умений, по мнению Н.А. Семеновой, дает возможность:
освоения методов исследования и использования их при изучении любых дисциплин;
применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. [24, 46]
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследовательская деятельность объединяет в себе научно-исследовательскую деятельность и учебно-исследовательскую деятельность. Главное отличие между ними заключается в том, что учебное исследование учит способам нахождения нового, а научное – находит его. Следовательно, исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения правильнее и целесообразнее определять как учебно-исследовательскую. Компонентом исследовательской деятельности являются исследовательские умения, формирование которых способствует повышению эффективности формирования общеучебных умений, а также дает предпосылки к дальнейшему самоопределению учащихся и их реализации как творческой личности.
1.2. Подходы к классификации исследовательских умений
Мы определяем исследовательские умения как систему интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимых для самостоятельного исследования или его части.
Любая система, как правило, состоит из строго упорядоченных элементов, которые можно классифицировать по различным критериям.
Рассмотрим несколько подходов к классификации исследовательских умений.
Наиболее полную классификацию исследовательских умений, разработанную на основе анализа работ В.В. Краевского, В.И. Загвязинского, В.И. Андреева, предлагает Е.В. Гурьянова. [5, 49] Критерием классификации являются основные этапы исследовательской работы. В классификации Е.В. Гурьяновой выделены следующие группы исследовательских умений:
1. Диагностические умения:
умение применять различные методы исследования для диагностики;
умение фиксировать результаты наблюдения и других методов исследования;
умение обрабатывать и интерпретировать эти результаты.
2. Умения обосновывать исследование:
умение сформулировать цель и проблему исследования;
умение определить объект и предмет исследования;
умение формулировать исследовательские задачи;
умение подбирать необходимые методы исследования.
3. Умение организовывать самостоятельные экспериментальные исследования:
умение осуществлять констатирующие и контрольные срезы эксперимента;
умение организовывать формирующий эксперимент;
умение анализировать результаты эксперимента;
умение делать выводы обобщения.
4. Умения работать с научной литературой:
умение составлять библиографию;
умение делать выписки и цитаты;
умение работать со словарями;
умение конспектировать и аннотировать.
Данная классификация охватывает основные исследовательские умения и дает наиболее полное представление о содержании понятия исследовательских умений.
В работе Е.А. Дутовой «Развитие исследовательской деятельности» приводится классификация исследовательских умений, основанная на содержании исследовательской культуры учащихся разных возрастных групп. В данной классификации выделяются следующие группы исследовательских умений:
1. Исследовательские умения, составляющие содержание исследовательской культуры младших школьников:
умение строить гипотезы;
умение планировать;
умение организовывать наблюдение;
умение производить сбор и обработку информации;
умение использовать и преобразовывать информацию для получения новых заключений;
умение интегрировать содержание сразу нескольких областей знаний.
2. Исследовательские умения, составляющие содержание исследовательской культуры учащихся среднего (5 – 9 классы) и старшего (10 – 11 классы) звеньев:
навыки элементарного теоретического анализа;
умение выделять главное;
умение разделять информацию на логические части, сравнивать их, сортируя материалы, отделяя главное от второстепенного;
умение анализировать сущность явлений, событий;
умение выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости;
умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных, обобщающих схем, моделей;
умение высказывать обоснованную гипотезу;
умение самостоятельно строить план решения;
умение сравнивать разные пути решения;
умение оформлять результаты решения в различной форме;
умение выполнять целостный анализ единства содержания;
умения составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста.
В данной классификации хорошо прослеживается повышение сложности исследовательских умений с увеличением возраста учащихся. Но отсутствие разделения на более малые группы, например. По этапам исследования, создает «нагромождение» умений в больших группах, что усложняет восприятие данной классификации.
Н.А. Семенова выделяет 4 основных умения, формируемых в процессе учебно-исследовательской деятельности. К каждому умению приводятся основные понятия, усвоение которых позволяет повысить уровень сформированности определенного умения. [24, 46]
Н.А. Семенова выделяет:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);
2. Умение исследовать (тема исследования, целеполагание как этап деятельности, структура исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации);
3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы; выделение главного, крат кое изложение, цитата, ссылка, план, определение, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты; вступление и заключение);
4. Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
Данная классификация не раскрывает полностью содержание понятия исследовательские умения. Ее достоинством является четко очерченный круг понятий, необходимых для успешного формирования данных умений.
С.Н. Скорбин в своей работе «Исследовательские умения как ключевые компетенции ученика» предлагает классификацию, основанную на определении исследовательских умений как ключевых компетенций: «Исследовательские умения как сознательно выполняемые учащимися действия, обеспечивающие успешное решение проблем (задач) в любой сфере деятельности, в частности исследовательской». [25, 225] В классификации выделяются следующие исследовательские умения:
1. Операционные:
умение выдвигать и доказывать гипотезу;
умение выявлять связи между объектами задач и их свойствами;
умение находить дополнительные элементы в задаче, связи между ними и данными элементами;
умение определять избыточные и недостающие данные;
умение разбивать задачу на подзадачи;
умение критически анализировать результат;
умение находить различные способы решения задачи и выделять наиболее рациональный;
умение обобщать и конкретизировать задачу.
2. Организационные:
умение планировать свою деятельность (осознание задачи, постановка целей, определение этапов деятельности);
умение рационально использовать время о средства деятельности.
3. Сотруднические:
умение работать в группе;
умение осуществлять взаимопомощь.
4. Рефлексивные:
Умение анализировать и оценивать свою деятельность. [25, 226]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система исследовательских умений достаточно обширна и требует упорядочения в соответствии с необходимым критерием.
1.3. Организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовывать такие условия, которые бы отвечали поставленной цели. [24, 45]
Опираясь на работу «Исследовательская деятельность учащихся старшего преподавателя Томского государственного педагогического университета Н.А. Семеновой, можно выделить следующие организационно-педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского язык, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
2. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты не делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Таким образом, реализация вышеперечисленных организационно-педагогических условий в учебном процессе позволит решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
1.4. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации технологии развития исследовательских умений
Преподавателями Томского государственного педагогического университета была разработана и успешно реализуется технология развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающая соблюдение основных организационно-педагогических условий развития исследовательских умений.
В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другая форма организации – консультирование учащихся.
Цель технологии – осуществление пропедевтической работы по развитию исследовательских умений. [24, 46]
Рассмотрим процесс формирования исследовательских умений младших школьников в рамках реализации данной технологии.
В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами: