Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;
2. Изучить систему профессионального образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;
3. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;
4. Провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и зарубежных стран (США, Франции).
"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию [9].
Высшее образование
Высшее образование, "короткий" цикл
Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: "короткий" и "длинный" цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.
Имеются следующие виды образовательных учреждений "короткого" цикла:
Высшее образование "длинного" цикла
Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы.
Более половины бакалавров поступают университет, но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения.
Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра , путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.
Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных.
Университетское образование имеет три цикла:
Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.
Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).
Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.
Третий цикл делится на два филиала:
После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально в течение двух лет.
Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница - практические навыки.
Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение.
После
шести лет обучения студенты проходят
конкурс в специализированную интернатуру,
которая позволяет стать врачом-специалистом
после четырех или пяти лет обучения, или
получить диплом по "общей медицине"
по конкурсу после двух лет обучения [9].
2.4 Сравнительный анализ систем образования РФ и Франции
В результате проведенного в исследовании сравнительно-сопоставительного анализа систем среднего профессионального образования России и Франции установлено, что:
1. Состояние системы среднего профессионального образования и необходимость приоритетного развития в целях повышения ее роли в модернизации высокотехнологичных отраслей экономики.
В России более 11% девятиклассников и 23% выпускников школ продолжают обучение в техникумах и колледжах. На решение детей и их родителей в выборе учебного заведения влияют: хорошие преподаватели; престиж; хорошее обучение профессии; мотивация бесплатности обучения.
Во Французских средних профессиональных учебных заведениях в 2010 году обучалось 1.552. 478 человек, из которых 10,7 % обучается в частных профессиональных лицеях. Исходя из выбора семьи учащегося, результатов учебы и ряда других оценочных показателей, совет лицея вырабатывает свои предложения относительно профориентации, в случае несогласия с такими предложениями, родители и учащиеся вправе обжаловать решение.
2. Цели подготовки в учебных заведений. Особенности системы среднего профессионального образования России состоит в подготовке практикоориентированных специалистов, которые заняты на особо сложных рабочих профессиях по обслуживанию и эксплуатации современной высокотехнологичной техники, операционных и информационных систем, на должностях линейных руководителей инженерно-технических работников в производстве, а также находят свое применение в научной и социальной сфере.
Целью профессиональных лицеев Франции является предоставление выпускникам колледжей общеобразовательного, технологического и профессионального образования. Профессиональные лицеи готовят к получению следующих дипломов:
-
свидетельства о
- аттестата о профессиональной подготовке (АПП)
-
профессионального диплома
3. Перечень специальностей в системе среднего профессионального образования расширен во Французской системе образования в виду развития и модернизации экономики: от подготовки работников для важнейших отраслей в основном государственного сектора народного хозяйства (машиностроение, строительство, транспорт и др.), технических работников, предприятий и организаций (управление предприятием, финансы, туризм, торговля, гостиничное хозяйство и т.д.);
4. В целом развитие среднего профессионального образования во Франции происходило не только в направлении расширения масштабов подготовки, но и для повышения качества подготовки, при этом основным положительными тенденциями были: тенденции перехода от узкопрофильного характера подготовки к более фундаментальной; корректировки и увеличения направлений специальностей подготовки в большей части образовательных учреждений среднего профессионального образования с учетом требований экономики, производства и оптимизации организационно-управленческой структуры системы;
Модернизация среднего профессионального образования России является общенациональной и политической задача в основе которой лежат интересы общества. Для достижения поставленной цели модернизации профессионального образования необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения профессионального образования;
- обеспечение качества среднего профессионального образования;
-
разработка экономических
5. Содержание обучения как во французских средних профессиональных учреждений, так и российских детерминировалось целями подготовки специалистов, изменялось вслед за трансформацией целевых установок; при этом в первую очередь пересматривалось, корректировалось и дополнялось содержание специальных циклов и дисциплин специализации;
6. В учебном процессе большинства учебных заведений среднего профессионального образования России со времени их открытия и до последнего времени преобладали информационно-репродуктивные методы и формы обучения («одна доска, один мел, один конспект, один рот»). Недостаточное учебно- и научно-методическое обеспечение, слабо развитая материально-техническая база были характерны для значительного числа образовательных учреждений среднего профессионального образования (особенно в провинциальных городах);
Во французских средних профессиональных учреждениях отмечается оснащенность кабинетов и лабораторий современными компьютерами, лазерными принтерами, медиатеками, хорошо развитая материально-техническая база достаточное обеспечение учебно-методическим материалом библиотек.
7. Система среднего профессионального образования Франции заслуживает внимания за способность адаптироваться к новым условиям, поскольку она ориентирована на основное ядро рабочей силы.
Зарубежный
опыт в области среднего профессионального
образования заслуживает особо
пристального внимания, поскольку сравнительный
анализ и выявление конкретных подходов
к содержанию среднего профессионального
образования дают возможность выделить
предпосылки и тенденции формирования
единого образовательного пространства
[11].
Заключение
Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным периодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения, представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей [13].
Система российского профессионального образования уже более двадцати лет находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, основным стержнем которых является построение непрерывного образования, переструктуризация содержания образования и управления им. Европа, к модели которой Россия постепенно приближается, уже ушла от сохраняющихся у нас уровней профессионального образования. Взамен этого выдвинута известная концепция девяти ступеней квалификации.
Зарубежный опыт в области среднего профессионального образования заслуживает особо пристального внимания, поскольку сравнительный анализ и выявление конкретных подходов к содержанию среднего профессионального образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образование, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. По сравнению с большинством европейских стран американская школа устроена более демократично. Существует ряд общих проблем в системах образования РФ и США, отражающих мировые тенденции развития систем образования, определяющих, в свою очередь, общность основных направлений реформ.
Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.