Профессиональное образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.


Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;

2. Изучить систему профессионального образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;

3. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;

4. Провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и зарубежных стран (США, Франции).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     "Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию [9].

     Высшее  образование

     Высшее образование, "короткий" цикл

     Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: "короткий" и "длинный" цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.

     Имеются следующие виды образовательных  учреждений "короткого" цикла:

    • Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) - диплома о высшем техническом образовании.
    • Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) существуют при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) - университетского технологического диплома.
    • Специализированные школы готовят в течении 2 или 3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб: акушерок, медсестер, массажистов-кинезиотерапевтов и т.п. [17]

     Высшее образование "длинного" цикла

     Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы.

     Более половины бакалавров поступают университет, но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения.

     Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра , путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.

     Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных.

     Университетское образование имеет три цикла:

     Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.

     Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

     Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.

     Третий цикл делится на два филиала:

    • DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.
    • DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.

     После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально в течение двух лет.

     Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница - практические навыки.

     Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение.

     После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, или получить диплом по "общей медицине" по конкурсу после двух лет обучения [9]. 

     2.4 Сравнительный анализ систем образования РФ и Франции

     В результате проведенного в исследовании сравнительно-сопоставительного анализа систем среднего профессионального образования России и Франции установлено, что:

     1. Состояние системы среднего профессионального образования и необходимость приоритетного развития в целях повышения ее роли в модернизации высокотехнологичных отраслей экономики.

     В России более 11% девятиклассников и 23% выпускников школ продолжают обучение в техникумах и колледжах. На решение детей и их родителей в выборе учебного заведения влияют: хорошие преподаватели; престиж; хорошее обучение профессии; мотивация бесплатности обучения.

     Во  Французских средних  профессиональных учебных  заведениях в 2010 году обучалось 1.552. 478 человек, из которых 10,7 % обучается в частных профессиональных лицеях. Исходя из выбора семьи учащегося, результатов учебы и ряда других оценочных показателей, совет лицея вырабатывает свои предложения относительно профориентации, в случае несогласия с такими предложениями, родители и учащиеся вправе обжаловать решение. 

     2. Цели подготовки в учебных заведений. Особенности системы среднего профессионального образования России состоит в подготовке практикоориентированных специалистов, которые заняты на особо сложных рабочих профессиях по обслуживанию и эксплуатации современной высокотехнологичной техники, операционных и информационных систем, на должностях линейных руководителей инженерно-технических работников в производстве, а также находят свое применение в научной и социальной сфере.

     Целью профессиональных лицеев Франции является предоставление выпускникам колледжей  общеобразовательного, технологического и профессионального образования. Профессиональные лицеи готовят к получению следующих дипломов:

     - свидетельства о профессиональной  подготовке (СПП)

     - аттестата о профессиональной  подготовке (АПП)

     - профессионального диплома бакалавра.

     3. Перечень специальностей в системе среднего профессионального образования расширен во Французской системе образования в виду развития и модернизации экономики: от подготовки работников для важнейших отраслей в основном государственного сектора народного хозяйства (машиностроение, строительство, транспорт и др.), технических работников, предприятий и организаций (управление предприятием, финансы, туризм, торговля, гостиничное хозяйство и т.д.);

     4. В целом развитие среднего профессионального образования во Франции происходило не только в направлении расширения масштабов подготовки, но и для повышения качества подготовки, при этом основным положительными тенденциями были: тенденции перехода от узкопрофильного характера подготовки к более фундаментальной; корректировки и увеличения направлений специальностей подготовки в большей части образовательных учреждений среднего профессионального образования с учетом требований экономики, производства и оптимизации организационно-управленческой структуры системы;

     Модернизация  среднего профессионального образования России является общенациональной и политической задача в основе которой лежат интересы общества. Для достижения поставленной цели модернизации профессионального  образования необходимо решить следующие  задачи:

     - обеспечить государственные гарантии доступности и равных  возможностей получения профессионального  образования;

     - обеспечение качества среднего  профессионального образования;

     - разработка экономических механизмов  эффективности осваивания бюджетных  средств, направленных на модернизацию среднего профессионального образования;

     5. Содержание обучения как во французских средних профессиональных учреждений, так и российских детерминировалось целями подготовки специалистов, изменялось вслед за трансформацией целевых установок; при этом в первую очередь пересматривалось, корректировалось и дополнялось содержание специальных циклов и дисциплин специализации;

     6. В учебном процессе большинства учебных заведений среднего профессионального образования России со времени их открытия и до последнего времени преобладали информационно-репродуктивные методы и формы обучения («одна доска, один мел, один конспект, один рот»). Недостаточное учебно- и научно-методическое обеспечение, слабо развитая материально-техническая база были характерны для значительного числа образовательных учреждений среднего профессионального образования (особенно в провинциальных городах);

     Во  французских средних профессиональных учреждениях отмечается оснащенность кабинетов и лабораторий современными компьютерами, лазерными принтерами, медиатеками, хорошо развитая материально-техническая база достаточное обеспечение учебно-методическим материалом библиотек.

     7. Система среднего профессионального образования Франции заслуживает внимания за способность адаптироваться к новым условиям, поскольку она ориентирована на основное ядро рабочей силы.

     Зарубежный  опыт в области среднего профессионального  образования заслуживает особо  пристального внимания, поскольку сравнительный  анализ и выявление конкретных подходов к содержанию среднего профессионального образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства [11]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным периодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения, представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей [13].

     Система российского профессионального  образования уже более двадцати лет находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, основным стержнем которых является построение непрерывного образования, переструктуризация содержания образования и управления им. Европа, к модели которой Россия постепенно приближается, уже ушла от сохраняющихся у нас уровней профессионального образования. Взамен этого выдвинута известная концепция девяти ступеней квалификации.

     Зарубежный  опыт в области среднего профессионального  образования заслуживает особо  пристального внимания, поскольку сравнительный  анализ и выявление конкретных подходов к содержанию среднего профессионального образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

     Основные  принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образование, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.

     Современная система образования США, сложившаяся  под влиянием исторических, экономических  и социальных факторов, характеризуется  рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. По сравнению с большинством европейских стран американская школа устроена более демократично. Существует ряд общих проблем в системах образования РФ и США, отражающих мировые тенденции развития систем образования, определяющих, в свою очередь, общность основных направлений реформ.

     Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом