Профессиональное образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.


Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;

2. Изучить систему профессионального образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;

3. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;

4. Провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и зарубежных стран (США, Франции).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Особенностью  учебного процесса в университетах  США является то, что студент сам  несет ответственность за собственное  обучение, которое построено на принципах вариативности, элективности и индивидуализации. Студенту доступны все имеющиеся в университете дисциплины независимо от того, какую специализацию он избрал. Но реальная возможность выбора зависит от характера специализации и интеллектуального уровня обучающегося [9].

     В числе важных организационных моментов учебного процесса, свойственных американской высшей школе, следует особо отметить принцип управляемой факультативности, в соответствии с которым студенты выбирают в качестве элективных и факультативных курсов дисциплины различных департаментов в своем или даже в другом вузе. Элективно-детерминированный подход в формировании учебных программ сделал возможным отход от узкой специализации, способствовал формированию междисциплинарного подхода в освоении научных знаний и проведении исследовательских работ. Нам представляется, что этот метод можно эффективно использовать в системе высшего образования РФ с целью повышения вариативности учебного процесса и индивидуализации обучения.

     Элективные дисциплины, вводимые в систему высшего образования РФ и США, помогают развивать личность студента, вырабатывать у него познавательные, организаторские умения, формировать навыки самообразования, что способствует достижению главной цели высшего образования — подготовке высококвалифицированного специалиста, способного к самосовершенствованию в ответ на изменяющиеся потребности личности и общества [9].

     Системы высшего образования России и  США различаются по характеру содержания образования. Содержание образования США характеризуют сильные позиции философии и педагогики прагматизма, образование имеет более утилитарный характер. Образование в России является, по определению западных педагогов, более «энциклопедическим». Российская высшая школа традиционно ориентирована на овладение не столько практическими знаниями, сколько их научными основами, именно в такой фундаментальности и заключается ценность прикладного знания. Поэтому традиционный российский подход акцентирует внимание на сохранении инвариантного ядра в структуре содержания высшего образования «бакалавр - дипломированный специалист - магистр». В российской высшей школе государственными образовательными стандартами гарантируется надежный фундамент для обеспечения высокого качества и эффективности образования. В отличие от российского бакалавриата, американский его вариант готовит студента не к продолжению обучения в магистратуре, а к профессиональной деятельности. Американская магистратура - это послевузовская форма образования, тогда как магистратура в России - это профессиональная компонента высшего образования [6].

     Входящие  в образовательные программы  России и США общекультурные и профессиональные блоки способствуют формированию единой картины мира, поиску индивидуальных смыслов и собственного предназначения личности студента в образовательном процессе. Это обеспечивается структурированностью образовательных профессиональных программ на блоки дисциплин, каждый из которых содержит в себе направленность на саморазвитие личности: подготовка к творчеству, развитие междисциплинарных связей, мировоззрение, основанное на многокритериальное™ решений, гармония разных уровней мышления [11].

     Англо-американская система бакалавриата и магистратуры является чрезвычайно гибкой и вариативной. В отличие от традиционной для России системы академического года, когда студенты, обучающиеся по одной и той же специальности, выбранной ими, как правило, еще до зачисления в вуз, проходят ряд дисциплин в составе сформированной группы, в США, в соответствии с системой кредитов, студенты могут выбирать по желанию курсы и дисциплины своего или другого вуза. Подобная возможность нацеливает студентов на самостоятельный выбор своего профессионального профиля.

     Анализ  опыта ведущих вузов показывает, что обучение в бакалавриате США длится не менее чем 4 года, равно как и в отечественном его аналоге, что сближает данные уровни высшего образования в обеих странах и, в отличие от 3-х летнего бакалавриата, обозначенного в Болонской модели, обеспечивает основательное высшее образование, что соответствует назначению этой образовательной степени. Магистратура со сроком обучения 1-2 года после получения степени бакалавра также соотносится с двухлетней российской магистратурой. При этом более гибкая система «4+1» или «4+2» принятая в США, на наш взгляд, может быть рассмотрена в качестве образца для совершенствования структуры многоуровневого высшего образования РФ на современном этапе его модернизации. Таким образом, для России целесообразно рассмотреть вопрос использования некоторых особенностей высшей школы США с целью их адаптации и внедрения в ходе реализации Болонско-го соглашения, что позволит существенно повысить конкурентоспособность системы высшего образования РФ и стать одним из лидеров общеевропейской интеграции [4].

     Для российской высшей школы на современном этапе характерно переосмысление традиционной системы оценки, так как она не позволяет дифференцировано и объективно оценивать знания студентов. Как показывает опыт ведущих вузов, в переходный период возможно гибкое сочетание различных способов оценки знаний обучающихся [12].

     Американская  система оценки знаний лучшим образом  приспособлена к кредитной системе. Механизм, который предоставляется  этой системой, позволяет измерять общую академическую успеваемость студента — в соответствии со средним баллом (Grade Point Average - GPA), который рассчитывается путем деления общего числа баллов на число кредитов.

     Благодаря системе кредитов студенты могут  получать диплом о высшем образовании по двум специальностям и обучаться, таким образом, в смежных областях знаний [4].  

     2.3 Система профессионального образования Франции

     Основные  принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

     Со  времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства ( contrat d'association) - именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

     Образовательная система во Франции имеет следующую  структуру:

    • дошкольное образование ( до 6 лет)
    • начальное образование (6 - 11 лет)
    • среднее образование (11 - 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра
    • высшее образование

     Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличия учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие.

     Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе [7].

     Начальное образование

     Начальная школа обучает детей до 14 лет  и является последним этапом обязательного  образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании ( certificat d'etudes primaire, CEP).

     Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет ( если у ребенка нет  проблем с учебой) и делится на:

    • Подготовительный курс (CP)
    • Начальный курс 1-й год (CE1)
    • Начальный курс 2-й год (CE2)
    • Средний курс 1-й год (CM1)
    • Средний курс 2-й год (CM2)

     В общем-то в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно.

     Школы обучают смешанные классы - девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи "Школа для мальчиков" или "Школа для девочек".

     Все предметы в классе ведет один преподаватель [17].

     Среднее образование

     Среднее образование во Франции состоит  из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

     6-й и 5-й классы - цикл наблюдения

     Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков.

     В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные  проблемы с адаптацией в школе  или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

     4-й и 3-й классы - цикл ориентации

     Дети  начинают изучение второго "живого" иностранного языка и могут выбрать  дополнительно латынь, греческий  или другие языки.

     В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC).

     После 3-го класса ориентация дальнейшего  обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения.

     Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.

     В некоторых коллежах создаются специальные  секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие  профессиональную подготовку для работы с "трудными" детьми.

     Обычно  эти секции называются SEGPA.

     2-й "короткий" цикл профессионального образования

     Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

    • CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией
    • BEP (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.

     В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

     LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.

     Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак"), благодаря наличию "переходных" классов.

     2-й "длинный" цикл обучения: лицей

     Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:

     Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имеющим определенной специализации.

     Первый класс имеет много направлений -филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

     "Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом