Профессиональное образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.


Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;

2. Изучить систему профессионального образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;

3. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;

4. Провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и зарубежных стран (США, Франции).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Жизнь потребовала создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в XX в обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели сети профессионально-технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех странах мира постоянно возрастает [3].

     Актуальность  темы. Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой - обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Разумеется, система профессионального образования и воспитания за рубежом конструировалась по различным схемам, которые диктовала цивилизация, время, условия жизни, реформаторы педагогических идей и т.д. Реформаторы педагогических идей, в свою очередь, особенно за рубежом, концентрировали вокруг себя поле, которое так или иначе, оказывало влияние на развитие профессиональной педагогики в мире, в том числе, воздействовало, как на отечественную педагогику, так и на эпоху педагогических идей, в общем.

     В настоящее время, в нашей стране, педагоги, психологи, философы разрабатывают новые подходы к развитию профессионального образования и воспитания. Профессионально-педагогическому образованию и воспитанию долгое время не уделялось должного внимания. Изменение социально-экономических условий в обществе нарушило систему профессионального образования, в которой уже имелись сложные социальные, экономические и политические связи [1].

     Нужно подчеркнуть, что профессиональное или среднеспециальное образование в современном мире, в зарубежных ВУЗах, колледжах или академиях пока еще не получило в нашей стране массового распространения, однако в отдельных сферах устойчивый спрос все же имеет место наличествовать [6].

     Таким образом, сегодня, необходим опыт развития профессионального образования и воспитания за рубежом, а также опыт взаимодействия по данным вопросам, для создания более совершенной и востребованной системы профессионального образования и воспитания в современном мире.

     Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.

     Объект исследования: профессиональное образование.

     Предмет исследования: характеристика профессионального образования за рубежом.

     Исходя  из поставленной цели, я поставила  перед собой следующие задачи:

     1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;

     2. Изучить систему профессионального  образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;

     3. Рассмотреть системы и модели  профессионального образования  на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;

     4. Провести сравнительный анализ  систем образования Российской  Федерации и зарубежных стран (США, Франции).

     Структура работы: введение, 2 главы, заключение.

     Глава 1. Профессиональное образование в  России 

     1.1 Современное мировое образовательное пространство

     Одновременно  с расширением сети образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования.

     Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. В этом смысле под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают [15].

     Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

     – дошкольное воспитание;

     – общее среднее образование;

     – внешкольное обучение и воспитание;

     – профессионально-техническое образование;

     – среднее специальное образование;

     – высшее образование;

     – подготовку научных и научно-педагогических кадров;

     – повышение квалификации и переподготовку кадров.

     Поскольку требования общества к повышению  уровня образования и культуры населения  постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться [8].

     Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия [1].

     В мировой системе образования  завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:

     1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

     2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности

     3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

     4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

     5) разрастание рынка образовательных услуг;

     6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

     7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

     8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

     9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

     10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

     11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

     Формированию  единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В США (по данным середины 1990-х годов) в программе дистанционного обучения участвуют более 1 млн. студентов. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционного обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

     Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.

     Первая  тенденция — это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

     Вторая  тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

     Третья  тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

     Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям [6].

     К настоящему времени в мире сложились  следующие образовательные модели.

     Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

     Французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

     Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура.

     Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

     Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж — институт, университет и академия — аспирантура — докторантура [2]. 

     1.2 Общая структура системы профессионального образования РФ

     Согласно  Закону Российской Федерации «Об  образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [16]:

    • дошкольные;
    • общеобразовательные;
    • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
    • учреждения дополнительного образования;
    • другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом