Профессиональное образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.


Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;

2. Изучить систему профессионального образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;

3. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;

4. Провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и зарубежных стран (США, Франции).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     По  сравнению с большинством европейских  стран американская школа устроена более демократично. Например, в  Англии, Франции, ФРГ после двух-четырех  лет обучения в начальных классах  дети распределяются по разным типам школ. Одна часть, меньшая, направляется в академические школы, готовящие в высшие учебные заведения. Так, около 10–15 процентов детей Англии идут в грамматические школы, Франции — в лицеи, ФРГ — в гимназии. Большая же часть детей, главным образом детей простого народа, направляется в «школы-тупики», не дающие выхода к более высоким ступеням обучения. Это — современные школы в Англии, народные в ФРГ, повышенные начальные во Франции. У них иные задачи, другие учебные программы, чем в академических. В США нет подобной иерархизированной школьной системы [7].

     Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка, F — неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее, в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее [14].

     Высшее  образование

     В США не существует четкого определения  самого понятия “высшее учебное заведение”. В принципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые “послесредние учебные заведения” (рostsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться “колледжем”, “школой”, “институтом” или даже “университетом”. Высшее образование — одна из самых дорогостоящих вещей в США.

     Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении.

     Ряд американских университетов и колледжей  осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболее престижные вузы устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающих значительно превышает возможности учебных заведений.

     Планового приема и выпуска специалистов в  масштабе страны не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут “самораспределиться”. Формально в вузы США принимаются лица в любом возрасте. Срок обучения также не ограничен. В последние годы наметилась тенденция снижения масштабов поступления как в государственные, так и в частные колледжи и университеты молодежи, принадлежащей к среднему слою населения из-за повышения платы за обучение [4].

     Колледжи: местные, технические  и начального образования

     Эти учебные заведения предлагают программы  обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете. В них можно получить степень по результатам четырехгодичного обучения. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку их задачей является дать возможность образования любому желающему, местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям, и предлагают широкий выбор предметов при сравнительно низкой стоимости обучения.

     В последние годы в соответствии с  курсом на реформирование образования американская высшая школа постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Так, большинство студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе “неполного дня”, но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень [7].

     Четырехгодичные колледжи и университеты

     Хотя  термины “колледж” и “университет” не идентичны, они часто взаимозаменяемы в Соединенных Штатах. Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы высшего начального образования, или являться частью университета.

     В США существует более двух тысяч  традиционных четырехлетних колледжей  и университетов, каждый из которых имеет свою специфику. Колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приема студентов. К примеру, гуманитарные колледжи делают упор на гуманитарные, социальные науки и языки.

     Исторически государственные университеты в США подразделялись на две основные категории: научно-исследовательские университеты и университеты типа “ленд-грант” и “си-грант”.Научно-исследовательские университеты уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Как правило, их программы обучения в меньшей степени связаны с прикладными исследованиями и в большей — с теоретическими исследованиями. Университеты типа “ленд-грант” и “си-грант”, так называемые “земельные” и “морские” (названия буквально отражают их ориентацию) делали особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология и машиностроение (“ленд-грант”), и в области морских исследований (“си-грант”).

     Однако  сегодня традиционная классификация  университетов уже устарела: в условиях довольно жесткой конкуренции (в частности, за источники финансирования) американские университеты уделяют более или менее равное внимание и научно-исследовательским, и прикладным областям знаний.

     Многочисленные  фонды и неправительственные организации каждый год готовят своеобразный отчет о “котировке” высших учебных заведений страны (например, “Классификация Карнеги”, в которой ранжируются все американские университеты). Традиционно в число лучших входят университеты, входящие в неформальный (изначально футбольный) клуб “Ivy League” — Гарвардский, Пристонский, Йельский, Коламбия, Браун, Дартсмутский, Корнелл и Пенсильвания. Высоко котируются Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский, Калифорнийский (Беркли), Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт, Уильямс-колледж, Амхерстколледж и Уэллсли-колледж (штат Массачусетс), Помона-колледж (штат Калифорния), Суортмор-колледж (штат Пенсильвания), Миддлбери-колледж (штат Вермонт), Боуден-колледж (штат Мэн). Внутри этой группы “супервузов” частных вузов больше, чем государственных.

     Основной  формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов [17].

     Понятия “академическая группа” не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании.

     Студенты  слушают лектора и делают пометки  в розданном им тексте. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов, перемена — 10 минут. Начало занятий в 8 часов утра, выходные — суббота и воскресенье.

     Для получения степени бакалавра студенты должны набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены.

     В отличие от степени бакалавра степень магистра в США ориентируется на специализированную деятельность (музыка, управление бизнесом, техника, педагогика и др.). Лица, имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1–2 лет, написать и защитить “тезисы”, в отдельных университетах требуется знание иностранного языка. Тезисы можно рассматривать как аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме.

     Высшим  этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра [4]. 

     2.2 Сравнительный анализ  систем образования  РФ и США

     Существует  ряд общих проблем в системах образования РФ и США, отражающих мировые тенденции развития систем образования, определяющих, в свою очередь, общность основных направлений реформ:

     - изменение целей и функций  образования, усиление, наряду с  традиционной профессиональной, экономической, гуманитарно-гуманистической функцией, также антропологической функции, направленной на развитие человека, его способности к инновационной деятельности;

     - стремление к повышению качества  всей системы образования, которое понимается комплексно. С одной стороны, это повышение качества подготовки кадров, его соответствие реальным потребностям общества. С другой стороны, это и повышение эффективности деятельности самой системы подготовки специалистов [11].

     Немаловажно то, что в России в условиях централизованного  управления системой образования реформы высшей школы, как правило, проводятся по инициативе "сверху" и носят характер относительно единовременной кампании. При неизбежном присутствии ряда недостатков проведения реформ в централизованной системе управления образованием, нельзя не отметить их несомненные преимущества - тщательная подготовка (теоретическая разработка проблем, проведение экспериментов, использование лучшего, уже проверенного опыта), привлечение к разработке и проведению нововведений лучших педагогов страны, наиболее интересного, полезного опыта, возможность оценить удачи и промахи попыток реформ на массе примеров и т.д.[5]

     А в такой децентрализованной системе, какой является американская высшая школа, изменения осуществляются "снизу", то есть по инициативе самих вузов, и происходят по мере необходимости или возможности. Однако такое реформирование порою страдает стихийностью, недоработками, поверхностностью и т.д.

     Сходное в целях высшего образования  России и США является ориентация не только на высокий уровень профессионализма, максимально полную реализацию интеллектуально-творческого потенциала каждого студента, но и на развитие его нравственных качеств. В российских образовательных документах эта направленность прослеживается более основательно, что подчёркивает высокие традиции российской духовности. В американском высшем образовании акцент делается на достижении практикоориентированных, прагматических целей: умении гибко мыслить, творчески оценивать ситуацию, способности к лидерству [11].

     Важными принципами современного высшего образования  в России и США являются его  гуманизация и гуманитаризация. Это в полной мере соответствует постиндустриальной стадии развития, возрастанию роли высшего образования в гуманизации общества, духовном становлении и нравственном обогащении его членов, подготовке специалистов по широкому спектру новых, требуемых жизнью специальностей (социологи, социальные работники, психологи, этнологи, политологи, управленцы, государствоведы, юристы, религиоведы и др.).

     Гуманизация образования предполагает развитие способности цивилизовать существующие отношения человека к окружающему миру, труду и самому себе. Решение данной проблемы в России предполагает тщательное изучение гуманистических ориентации в образовании не только России, но и стран с развитыми демократическими традициями, одной из которых являются США.

     Анализ  принципов построения высшего образования России и США показывает, что отечественным принципам демократизации и диверсификации соответствуют американские принципы совмещения гибкости и стандартов, вариативности и элективности, которые реализуются через индивидуальную траекторию и темп получения образования, что более отвечает потребностям личности и общества.

     В США основными приоритетными  направлениями являются: значительный рост гуманитарных отделений и факультетов в университетах и колледжах, междисциплинарный подход к построению содержания образования, формирование культуры критического и целостного мышления. В процессе своего развития высшее образование США продолжает решать многие проблемы, стоящие и перед российским современным образованием: дифференциация и индивидуализация обучения в вузе, применение современных технологий, внедрение альтернативных программ подготовки.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом