Профессиональное образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы профессионального образования за рубежом.


Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать современное мировое образовательное пространство;

2. Изучить систему профессионального образования в Российской Федерации и ее состояние на современном этапе;

3. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом на примере США и Франции;

4. Провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и зарубежных стран (США, Франции).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

     Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната [12].

     Среднее профессиональное образование

     Среднее профессиональное образование направленно  на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

     В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34 % от общей численности занятых.

     Содержание  образовательных программ среднего профессионального образования  регламентируется Государственным  образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента

     Реализация  среднего профессионального образования  осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

     Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

     Существуют  два основных вида средних специальных  учебных заведений:

     1) техникум (училище), реализующий основные  профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

     2) колледж, осуществляющий профессиональные  образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

     Лица  со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

     Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.[17].

     Высшее профессиональное образование

     В зависимости от числа направлений  обучения студентов вузы делятся  на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь  квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

     Объем и структура приема студентов  на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами  приема, которые устанавливаются  ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами [5].

     Система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.

     Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.

     Во-вторых, контрольные цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.

     В-третьих, дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200) [10]. Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации

     В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

     В пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте - педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.

     В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:

     - появлением новых дипломов (по  различным квалификациям);

     - преподаванием новых дисциплин  и создание новых факультетов;

     - информатизацией, все более и  более используемой для дистанционного обучения через Интернет;

     - международным сотрудничеством.

     - учреждения высшего образования  получили широкие возможности  привлечения внебюджетных средств  за предоставление образовательных  услуг;

     - сложилась общественно-государственная  система разработки и оценки содержания образовательных программ и учебной литературы [12]. 

    1.3 Современное состояние  профессионального  образования в  Российской Федерации

     Система российского профессионального  образования уже более двадцати лет находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, основным стержнем которых является построение непрерывного образования, переструктуризация содержания образования и управления им.

     Только  в последние годы вышла серия  законов, связанных с системой образования, из которых следует выделить:

     1. Закон о переходе на двухуровневую подготовку кадров (присоединение к Болонскому процессу);

     2. Закон об автономности образовательных  учреждений;

     3. Закон об участии работодателей  в разработке и реализации  государственной политики в области профессионального образования;

     4. Закон об изменении понятия  и структуры Государственного  образовательного стандарта;

     5. Закон об обязательном общем  среднем образовании;

     6. Закон о Едином государственном  экзамене и др.

     Каждый  из этих законов, имея позитивный потенциал, принят, однако, без должной научной проработки и прогнозных оценок их последействий. Поэтому многое зависит от того, в чьих руках находятся эти законы, кто и как их реализует, и в этом роль регионов просматривается особенно ярко (достаточно сослаться хотя бы на реализацию ЕГЭ).

     В ближайшие годы в системе профессионального образования России предстоит отход от подготовки кадров по уровням образования как единственной, привычной нам формы работы. Грядут неизбежные переходы и на подготовку по квалификационным уровням. И учреждения профессионального образования могут стать перспективными центрами развития профобразования, подготовки и переподготовки кадров. Ибо здесь – перспективы перехода на гибкое, динамичное, мобильное обучение любого контингента независимо от квалификации, образования, возраста обучаемых в рамках новой системы подготовки по модульным программам. В таких возможностях заинтересованы не только обучаемые, но и, прежде всего, бизнес-структуры и работодатели. За этим – большое будущее для всей страны. Европа, к модели которой Россия постепенно приближается, уже ушла от сохраняющихся у нас уровней профессионального образования. Взамен этого выдвинута известная концепция девяти ступеней квалификации. В России это выразилось принятием Министерством образования и науки РФ (письмо от 28. 04. 2008 г. № 03-568) рекомендаций по созданию «интегрированных основных профессиональных образовательных программ НПО-СПО».

     Основной  недостаток современной отечественной  системы профессионального образования – отсутствие гибкости. В нынешнем виде она не способна отвечать наступившим изменениям в структуре экономики страны. В связи с этим – недопонимание значимости начавшихся инновационных процессов у руководителей, менеджеров как на федеральном уровне, так, к сожалению, и на уровне регионов и институтов. Но только с решением этих проблем возможно эффективное развитие профессионального образования России в современных условиях.[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Характеристика образовательных  систем в зарубежных странах 

     2.1 Система профессионально образования США

     Литеpатуpой американских авторов, описывающей  образование в США, можно уставить длинные полки в библиотеках. На сотнях страниц идет безудержное  восхваление системы образования  в Америке как "самой демократической", "открытой для всех", "создающей подлинное равенство образовательных возможностей". Особых похвал удостаивается общеобразовательная школа. Ее называют "уникальным американским изобретением", реализующим идею единой для всех детей школы. "Объединенная", "всеохватывающая" школа США pекламиpуется как образец, которому должны подражать другие страны.

     Современная система образования США, сложившаяся  под влиянием исторических, экономических  и социальных факторов, характеризуется  рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов.

     Образование в США в основном государственное, контролируемое и финансируемое на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями. Существует система государственных школ. Высшие учебные заведения главным образом частные, которые привлекают студентов и аспирантов со всего мира [17].

     В США отсутствует единая государственная  система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

     В систему образования США входят:

    • дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3–5 лет;
    • начальная школа (1–8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6–13 лет;
    • средняя школа (9–12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14–17 лет;
    • учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом