Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 3-4

Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13
Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14

Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15
2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18
2.2. План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24
Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25
Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27
Список литературы………………………………………………...………….с. 28
Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39

Работа содержит 1 файл

курсовая проф.ориентация.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

24. Привлекают внешние  свойства профессии (быть в  центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

К данному заданию  прилагается лист ответов:

Ответы

Ответы

Ответы

3

4

7

17

18

19

21

24

 

5

8

11

14

15

16

20

23

 

1

2

6

9

10

12

13

22

 

 

 

 

«Карта интересов» (Климова).   

Данная методика интересна тем, что кроме 24 специальностей выделяется уровень интересов (высокий, средний, низкий), что позволяет сделать вывод о выборе предполагаемой профессии. Кроме того, методика позволяет сделать заключение о том, какой тип учебного заведения следует выбрать учащемуся (среднее специальное или высшее учебное заведение). За учебный урок учащиеся успевают поработать с методикой и получить необходимую консультацию.

Инструкция. У вас есть возможность продолжить учебу или  поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень  нравится то, о чём у вас спрашивают, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) – один плюс; если не знаете, сомневаетесь – ноль; если не нравится (не любите) – минус; если очень не нравится – два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас  возникают вопросы, спрашивайте  сразу же. Время заполнения листа  ответов не ограничивается.

 

Текущий инструктаж- наблюдение за учащимися, помощь., контроль за правильностью выполнения тестов.

 

Заключительный  инструктаж- Анализ результатов

1 тест. Подсчитайте количество  плюсов в каждом столбце (А,  Б, В) отдельно. Если наибольшее  количество плюсов в столбце  А, то преобладают мотивы выбора  престижной профессии, ярко выражено  стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний. Если наибольшее количество плюсов в столбце Б, то больше привлекает материальное благополучие, желание заработать; интересы, склонности практическая подготовленность учитывается в меньшей степени. В случае если наибольшее количество плюсов в третьем столбце В, имеет место стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия. 

    2 тест. Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количества знаков «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали наибольшее количество знаков «+».

Возможен упрощённый вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся – пропускают, оставляя, пустую клетку в бланке ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

 

4. Итоговая часть урока :     

Сбор бланков с тестами, выдача домашнего задания, установка темы следующего занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе II

 

В ходе работы над 2 главой было выявлено что :

1. Подготовка подрастающего  поколения к созидательному труду  на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.

2. Передовой педагогический  опыт, результаты научных исследований  показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

3. Подробное рассмотрение  содержания и основных методов  работы по профессиональной ориентации  на примере конкретного плана-конспекта урока технологии позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема».

 

 

 

 

 

Заключение

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно  ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она  должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях. На мой взгляд в своем исследовании я достаточно раскрыла тему профориентационной работы в общеобразовательной школе.

  В соответствии с первой и второй задачами, в результате исследования было определено, что профориентация-  комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

В соответствии с третьей задачей бал разработана план-конспект урока, состоящий из ряда мероприятий направленных на профориентацию подростков на уроках технологии. Было предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на формирование навыков и знаний о мире профессий, а так же способностей соотносить свои психофизиологические задатки с выбираемой профессией, что полностью соответствует цели в реализованном уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. / Е.М. Иванова - М.: Изд-во МГУ, 1997. – 132.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию./ Е.А.Климов - М.: Просвещение, 1998. -159с.

3. Назимов И.Н. Профориентация  и профотбор в социалистическом  обществе./ И.Н.Назимов М., 1992, 256 с.

4. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1996, 83 с.

5. Платонов К.К. Проблемы способностей./ К.К Платонов. М., 1994, 312с.

6. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1999. – 25с.

7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.

8. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 2000,

238 с.

9.Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / В.П.Бондарей Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.

10. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. - СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Карта интересов» (Климова).

 

Вопросы: Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам?

1. Уроки по физике

2. Уроки по математике

3. Уроки по химии

4. Читать книги или  статьи по астрономии

5. Читать об опытах  и животных

6. Читать о жизни и работе врачей

7. Читать о сельском  хозяйстве, о растениях и животных

8. Читать о лесе

9. Читать о произведениях  классиков мировой литературы

10. Читать газеты, журналы,  слушать радио, смотреть телевизор

11. Уроки истории

12. Посещать театры, музеи,  художественные выставки

13. Читать литературу  о геологических экспедициях

14. Читать о различных  странах, их экономике, государственном  устройстве.

15. Организовывать товарищей  на выполнение общественной работы  и руководить ими

16. Читать о работе  милиции

17. Читать о моряках, лётчиках

18. Читать о работе  воспитателя

19. Знакомиться с устройством  и работой станков

20. Готовить обеды

21. Читать о строителях

22. Заботиться о красоте  помещений, в котором вы учитесь,  живёте, работаете

23. Читать о достижениях  техники (например, журналы, посвящённые технике и т.д.)

24. Знакомиться с устройством  бытовых электро- и радиоприборов

25. Читать научно-популярную  литературу об открытиях и  физике

26. Читать научно-популярную  литературу о математике

27. Узнавать о новых  достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).

28. Смотреть телепередачи  о космонавтах

29. Изучать биологию

30. Интересоваться причинами  и способами лечения болезней

31. Изучать ботанику

32. Проводить время  в лесу

33. Читать литературно-критические статьи

34. Активно участвовать  в общественной жизни

35. Читать книги об  исторических событиях

36. Слушать симфоническую  музыку

37. Узнавать об открытиях  новых месторождений полезных  ископаемых

38. Узнавать о географических  открытиях

39. Обсуждать текущие дела и события

40. Устанавливать дисциплину  среди сверстников или младших

41. Путешествовать по  стране

42. Давать объяснения  товарищам, как решить трудную  задачу, правильно написать предложение  и др.

43. Знакомиться с различными  инструментами

44. Уроки домоводства

45. Узнавать о новых  достижениях в области строительства

46. Посещать фабрики

47. Знакомиться с устройством  механизмов, машин

48. Читать статьи в  научно-популярных журналах о  достижениях в области радиотехники

49. Разбираться в теории физических явлений

50. Решать сложные математические  задачи

51. Ставить опыты по  химии, следить за ходом химических  реакций

52. Наблюдать за небесными  светилами

53. Вести наблюдения  за растениями

54. Делать перевязки,  оказывать первую помощь при  ушибах и т.д.

55. Выращивать животных, ухаживать за ними

56. Собирать гербарий

57. Писать рассказы  и стихи

58. Наблюдать за поведением  и жизнью людей

59. Принимать участие  в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие  о событиях прошлого

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением

62. Изучать природу  родного края

63. Организовывать общественные  мероприятия в школе

64. Обращать особое  внимание на поведение людей

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль

66. Проводить время  с маленькими детьми (читать им  книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо)

67. Изготавливать детали  и предметы

68. Организовывать питание  во время походов

69. Бывать на стройках

70. Шить одежду

71. Собирать и ремонтировать  механизмы велосипедов, швейных  машин, часов и т.п.

72. Ремонтировать бытовые  электро- и радиоприборы

73. Заниматься в физическом  кружке

74. Заниматься в математическом  кружке

Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии