Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 3-4

Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13
Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14

Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15
2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18
2.2. План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24
Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25
Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27
Список литературы………………………………………………...………….с. 28
Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39

Работа содержит 1 файл

курсовая проф.ориентация.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

Факультет  технологии и сервиса

Кафедра теории и методики трудового обучения и воспитания

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная  ориентация учащихся

на  уроках технологии

 

 

 

Курсовая работа по теории и методике обучения технологии и предпринимательства

 

 

 

 

 

                          Исполнитель:

студентка   гр. Т-42,

Саввина Анастасия              Александровна

                                           Руководитель:

канд. пед. наук, доц.

Жадаева А. В.

 

 

 

 

 

Волгоград,  2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………с. 3-4

 

Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4 

1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9

 1.2. Профессиональное самоопределение  и   профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13

Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14

 

Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15

2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18

2.2.  План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24

Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25

Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27

Список литературы………………………………………………...………….с. 28

Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования : Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что между профессиональными интересами выпускников общеобразовательных школ и потребностью народного хозяйства в рабочих кадрах имейся значительные диспропорции /соотношение 1:6/. Кроме того, ранжирование привлекательности массовых рабочих профессий по основным отраслям промышленности, строительства, сельского хозяйства показало, что профессии умственного труда, как правило, для молодежи предпочтительнее труда физического промышленность - 4,01; строительство - 2,97; сельское хозяйство -2,84; естественные и гуманитарные науки были оценены соответственно в 7,43 и 6,31 балла.

Решение этой проблемы предполагает, наряду с мерами социально-экономического характера, повышение эффективности профориентационной работы со школьниками, формирование у них профессиональных намерений, которые наиболее полно способствовали бы как потребностям общества в рабочих кадрах, так и интересам и склонностям самих юношей и девушек.

Необходимость усиления работы по ориентации школьников на массовые рабочие профессии вызвана, во-первых, тем, что сознательный выбор профессия - важное условие повышения производительности общественного труда, степени удовлетворенности работой, уменьшения текучести кадров. Во-вторых, сложившаяся демографическая ситуация привела к напряженности баланса трудовых ресурсов, острому дефициту рабочих кадров в промышленности, транспорте, строительстве. В-третьих, тем, что общеобразовательная и политехническая подготовка учащихся должна завершаться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

 

Проблема исследования: отсутствие должного научного обоснования профессионально-ориентационной  работы в общеобразовательной школе в современности.

Тема исследования: профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.

Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.

Задачи исследования:

1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;

2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.

3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.

         Методы исследования:

1) Изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической

литературы, официальных  документов и.т.п.

2) Метод моделирования педагогических средств.

         Познавательная новизна:

1) Изучены теоретические основы профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

2) Проанализирован педагогический опыт применения профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

3) Разработана плана-конспекта урока по профессиональной ориентации подростков.

 

 

Глава І. Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе

1.1 Профориентация, её содержание и формы

 

В социально-экономической  и психологической литературе нет  однозначного определения профориентации.

А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии   [8,с 14].

И.Н. Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [3,с 34].

Вот, какое дают определение  профессиональной ориентации в новом  веке: «Профориентация – это система  мероприятий, направленных  на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям»  [7,с 356].

Функции профориентации  [7,с 361-362]:

- социальная – усвоение  человеком ценностей, норм, определённой  системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая –  улучшение качественного состава  работников, повышение профессиональной  активности, квалификации и производительности  труда;

- психолого-педагогическая  – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

- медико-физиологическая  – учёт требований к здоровью  и отдельным физиологическим  качествам, необходимым для выполнения  профессиональной деятельности.

Характеристики профориентации   [4,с 6-7]:

1.Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2.Научность её форм  и методов. Так как профориентация  не является самостоятельной дисциплиной,  то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

3.Учёт условий, позволяющих  обеспечить эффективность профессиональной ориентации:  

а) потребностно-мотивационной сферы  личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.); 

б) способностей и других личностных характеристик человека;  

в) потребностей производства в специалистах определённого профиля  на каждом этапе исторического развития общества;

4.Активность форм, средств  и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.

 

 

 

 

 

 

 

Формы профориентации

         Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм (рис.1).

Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.

 

Профессиональное  просвещение

        Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

         Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.

        Профессиональная информация.

        Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.

        Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

         Профессиональная пропаганда.

         Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

         Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит  в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.

          В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области  деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

         Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии   [4,с 6-8].

Необходимо точное описание положительных и отрицательных  сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.

          1)  Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

          2)  Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

          3) Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам.              Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.

          4) Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану  с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

Профессиональная  консультация

          Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

          Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.

          Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).

          Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

 

 

 

 

 

1.2 Профессиональное  самоопределение и профессиональная пригодность

 

         В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с него. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии