Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.
Введение………………………………………………………………………с. 3-4
Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13
Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14
Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15
2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18
2.2. План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24
Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25
Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27
Список литературы………………………………………………...………….с. 28
Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет технологии и сервиса
Кафедра теории и методики трудового обучения и воспитания
Профессиональная ориентация учащихся
на уроках технологии
Курсовая работа по теории и методике обучения технологии и предпринимательства
Исполнитель:
студентка гр. Т-42,
Саввина Анастасия Александровна
Руководитель:
канд. пед. наук, доц.
Жадаева А. В.
Волгоград, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение
и профессиональная пригодность…………………………………………………
Выводы главы I…………………………………………
Глава ІІ Практические основы профессиональной
ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………
2.1. Профессиональное самоопределение
учащихся средствами технологической
подготовки……………………………...………...
2.2. План-конспект урока по технологии
“профессиональная ориентация”…………………………………………………
Выводы главы II………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения………………………………………………….
Введение
Актуальность исследования : Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что между профессиональными интересами выпускников общеобразовательных школ и потребностью народного хозяйства в рабочих кадрах имейся значительные диспропорции /соотношение 1:6/. Кроме того, ранжирование привлекательности массовых рабочих профессий по основным отраслям промышленности, строительства, сельского хозяйства показало, что профессии умственного труда, как правило, для молодежи предпочтительнее труда физического промышленность - 4,01; строительство - 2,97; сельское хозяйство -2,84; естественные и гуманитарные науки были оценены соответственно в 7,43 и 6,31 балла.
Решение этой проблемы предполагает, наряду с мерами социально-экономического характера, повышение эффективности профориентационной работы со школьниками, формирование у них профессиональных намерений, которые наиболее полно способствовали бы как потребностям общества в рабочих кадрах, так и интересам и склонностям самих юношей и девушек.
Необходимость усиления
работы по ориентации школьников на массовые
рабочие профессии вызвана, во-первых,
тем, что сознательный выбор профессия
- важное условие повышения
Проблема исследования: отсутствие должного научного обоснования
профессионально-
Тема исследования: профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.
Методы исследования:
1) Изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической
литературы, официальных документов и.т.п.
2) Метод моделирования педагогических средств.
Познавательная новизна:
1) Изучены теоретические основы профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.
2) Проанализирован педагогический опыт применения профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.
3) Разработана плана-конспекта урока по профессиональной ориентации подростков.
Глава І. Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе
1.1 Профориентация, её содержание и формы
В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации.
А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии [8,с 14].
И.Н. Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» [3,с 34].
Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [7,с 356].
Функции профориентации [7,с 361-362]:
- социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
- экономическая –
улучшение качественного
- психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;
- медико-физиологическая
– учёт требований к здоровью
и отдельным физиологическим
качествам, необходимым для
Характеристики профориентации
1.Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
2.Научность её форм
и методов. Так как
3.Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации:
а) потребностно-мотивационной
б) способностей и других личностных характеристик человека;
в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;
4.Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.
Формы профориентации
Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм (рис.1).
Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.
Профессиональное просвещение
Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.
Профессиональная информация.
Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.
Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.
Профессиональная пропаганда.
Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.
Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.
В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).
Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.
Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии [4,с 6-8].
Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.
1) Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
2) Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.
3) Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.
4) Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.
Профессиональная консультация
Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.
Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.
Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).
Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
1.2 Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность
В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с него. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии