Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.
Введение………………………………………………………………………с. 3-4
Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13
Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14
Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15
2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18
2.2. План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24
Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25
Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27
Список литературы………………………………………………...………….с. 28
Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39
Тема «Выбор профессии»
Цели урока:
1. Образовательная– расширить кругозор учащихся ,получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
2. Развивающая – развитие способности профессиональной адаптации в современных экономических условиях;
3.Воспитательная – продолжить формирование качеств, необходимых профессиональному человеку.
Методы обучения:
лекция, беседа, текущий инструктаж;
демонстрация наглядных пособий;
практическая работы.
Наглядный материал:
Таблицы и диаграммы о профессиональной ориентации.
Материалы:
раздаточный опросник по системе Климова Е. К..
Время: 2 часа
Ход урока.
1. Организационно-
1) приветствие;
2) контроль посещаемости по журналу;
3) сегодняшняя тема-“ Профессиональная ориентация”.
2.Теоретическая часть .
1) задать несколько вопросов по теме, чтобы понять что ученики ориентируются в новом материале:
Как вы понимаете понятие профессиональная ориентация?
Какую профессию вы бы выбрали?
2) Изложение нового учебного материала .
Смысл профориентационной
работы заключается в постепенном
формировании у подростка внутренней
готовности к осознанному и самостоятельно
Цель профессиональной ориентации – достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других – длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.
В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Эта работа эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, её распространённости, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.
Чтобы ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на пять типов. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. По предмету труда выделяют пять типов профессий:
1. «Человек – человек».
Профессии, связанные с
Гувернантка
Администратор торгового зала
Продавец-консультант
Менеджер
Зубной техник
Юрист
Учитель
2. «Человек – техника».
Включает в себя профессии,
связанные с монтажом, сборкой
и наладкой технических
Инженер-строитель
Часовщик
Газосварщик
Пилот
Литейщик металлов и
сплавов
3. «Человек – знаковая система». Объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, обработкой информации, чертежами, картами, схемами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
Делопроизводитель
Инженер-программист
Диспетчер управления движением
Бухгалтер
Конструктор
Философ
4. «Человек – художественный
образ». Включает в себя профессии,
связанные с созданием.
Артист
Режиссёр
Фотограф
Модельер
Художник
5. «Человек – природа»
объединяет профессии,
Эмбриолог
Ветврач
Озеленитель
Садовник
Лесник
Типичные ошибки при выборе профессии.
1. Выбор профессии «за компанию».
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. Такой выбор профессии редко бывает удачным (точнее, случайно может стать удачным), потому что, только «примерив» профессию к себе, именно к своим способностям и интересам, можно повысить вероятность успешного выражения самого себя в труде, вероятность удачного выбора.
2. Выбор престижной профессии.
В данный момент престижными
считаются профессии
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в различные сферы деятельности и взаимоотношения людей.
4. Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии.
5. Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.
Любая профессия в
разной степени нагружает органы
и функции человеческого
6. Выбор профессии под давлением родителей.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
7. Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.
Незнание динамики развития
профессии в связи с
8. Неумение разобраться
в себе, своих склонностях,
Это дело не такое простое, как порой, кажется. Кроме того, многие ребята боятся узнать о себе, возможно, и неприятную истину; для этого надо иметь мужество, большое стремление к правде и достаточно практический ум, который поможет предупредить от ошибок незнания. Помочь в самопознании могут и товарищи, и книги о самовоспитании, и близко знающие вас взрослые, и, безусловно, специалисты по профконсультации.
Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию.
3. Практическая часть:
Вводный инструктаж- каждому ученику раздаются бланки с тестами, на которые он должен ответить. Рассказывается информация об этих тестах, и результат к которому все придут.
«Мотивы выбора профессии» (Климова).
Что обозначают понятия «мотивы выбора профессии», их связи с «личными смыслами и целями», а также ответственностью за профессиональный выбор; «личный профессиональный план».
Приведем небольшой тест, который поможет вам выбрать свой мотив выбора профессии.. На «листе ответов» напротив цифры вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «–», если не имеет значения.
1. Интерес к содержанию
профессии, желание узнать, в чём
заключаются обязанности
2. Стремление к
3. Убеждение, что данная профессия престижна в обществе.
4. Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость
в школе по предметам,
7. Желание руководить другими людьми.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься
творческой работой, желание
10. Уверенность, что
избранная профессия
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести экономические знания.
17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
18. Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе «на хлеб».
21. Привлекают модные профессии (менеджер, брокер, дизайнер).
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной
стороне материальной
Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии