Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.
Введение………………………………………………………………………с. 3-4
Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13
Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14
Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15
2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18
2.2. План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24
Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25
Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27
Список литературы………………………………………………...………….с. 28
Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39
Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование
Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности [4, с 10-11].
Подобные интерпретации
По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:
- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
- самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
- положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» [5,с 23-24].
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные
задачи профессионального
- формирование общей готовности к самоопределению;
- а для подростков и выпускников школ - это помощь в конкретном выборе профессии [6,с 32-33].
Таким образом, профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии.
Профессиональная пригодность
В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью [7,с 356].
Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:
- гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу). Отсутствие этих качеств делает учителя, судью, руководителя и т. д. профессионально непригодным;
- отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда;
- общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина познания, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;
- специальные способности, т. е. качества, необходимые в определенных видах деятельности;
- знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.
В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям – внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью; отбор по данным образовательного ценза – направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;
Выводы главы І
Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Глава ІІ. Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии
2.1. Профессиональное
самоопределение учащихся
Основная цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Трудовое обучение - учебный предмет предметной области “Технология”, при освоении которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.
Профильное обучение - это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого пропедевтически изучается одно из направлений профессиональной деятельности, группа профессий.
Начальное профессиональное обучение - вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.
Определив для себя эти основные понятия, взятые из методических справочников, мы более ясно для себя представляем путь технологической подготовки учащихся нашей школы.
Технологически образовать ученика - значит, в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.
В основе технологии лежит
проектная деятельность, которая
позволяет школьникам в системе
овладеть организацией практической деятельности
по всей проектно-технологической цепоч
Технология формирования профильных классов
Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования.
Можно привести примерную технологию формирования профильных классов:
1) Проведение родительских
конференций для разъяснения
образовательной политики
-предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе;
-определение конкретных направлений обучения в соответствии с имевшимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.
2) Проведение классных
родительских собраний с целью
разъяснения различных
3) Анкетирование по вопросам определения предпочтений учащихся - практика показала, что трижды проведенный опрос приводит к более осознанному выбору направления.
4) Приведение учебного
плана каждого класса в
Работа по формированию профильных классов может быть успешной при условии эффективной работы педагогов, работающих в профильных классах.
Еще одной выжной профориентационной работой в школе являются курсы по выбору- отбор содержания и технология проведения
Реализация идеи профильности
старшей ступени ставит выпускника
основной ступени перед необходимостью
совершить ответственный выбор -
предварительно самоопределиться в
отношении профилирующего направления
собственной деятельности, в связи с этим заявлена
предпрофильная подготовка 9 классов. Предпрофильная
подготовка - гибкая система, зависящая
от профессионально-
Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирующие курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.
Важную роль в организации курсов по выбору можно оказывать родительский актив, взаимосвязи с социальными, экономическими структурами и предприятиями.
Курсы по выбору играют большую роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для школы они могут быть такими:
1. Мастерство вождения;
2. Устройство и эксплуатация автомобиля;
3. Художник-модельер-основа модной индустрии;
4. Кудрявые узоры по дереву;
5. Декоративная отделка изделий из бересты;
6. Домашняя экономика и основы предпринимательства;
7. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;
8. Производство и окружающая среда;
9. Техническое и декоративно-
10. Художественное оформление быта и т.д.
Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.
2.2 План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”
Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии