Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обоснование средств организации профессиональной ориентации на уроках технологии в школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие профессиональной ориентации и проблемы профессионального самоопределения;
2) Изучить модель системы профессиональной ориентации в школе.
3) Обосновать совокупность условий эффективности профессиональной ориентации со школьниками на уроках технологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 3-4

Глава І Теоретические основы профессионально-ориентационной работы в общеобразовательной школе……………………………………………….....с. 4
1.1. Профориентация, ее содержание и формы……………………………с. 5-9
1.2. Профессиональное самоопределение и профессиональная пригодность……………………………………………………………...…с. 10-13
Выводы главы I…………………………………………………………….…..с.14

Глава ІІ Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии……………………………………………………...…..с. 15
2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки……………………………...………......….с. 15-18
2.2. План-конспект урока по технологии “профессиональная ориентация”……………………………………………………….…….….с. 19-24
Выводы главы II…………………………………………………………....….с. 25
Заключение………………………………………………………….....…..с. 26-27
Список литературы………………………………………………...………….с. 28
Приложения…………………………………………………...……...……с. 29-39

Работа содержит 1 файл

курсовая проф.ориентация.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

          Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Формирование профессионального  самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в  «профессиональное Я» личности.

          Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение                     - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности [4, с 10-11].

Подобные интерпретации термина  «профессиональное самоопределение» не противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого  широкого понятия.

          По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:

          - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;

          - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;

          - учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

          - самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;

          - положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» [5,с 23-24].

          Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

          - формирование общей готовности к самоопределению;

          - а для подростков и выпускников школ - это помощь в конкретном выборе профессии  [6,с 32-33].

         

          Таким образом, профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии.

 

Профессиональная  пригодность

В связи с проблемами профессионального  самоопределения важную роль приобретает  психологический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.

          Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью  [7,с 356].

          Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:

          - гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу). Отсутствие этих качеств делает учителя, судью, руководителя и т. д. профессионально непригодным;

          - отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда;

          - общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина познания, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;

          - специальные способности, т. е. качества, необходимые в определенных видах деятельности;

          - знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

          В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям – внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью; отбор по данным образовательного ценза – направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы главы   І

 

 

          Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

         Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

 

 

                                       

 

Глава ІІ.  Практические основы профессиональной ориентации в процессе обучения технологии

 

2.1. Профессиональное  самоопределение учащихся средствами  технологической подготовки

 

Основная цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.

Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Трудовое обучение - учебный  предмет предметной области “Технология”, при освоении которого школьники  учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.

Профильное обучение - это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого пропедевтически изучается одно из направлений профессиональной деятельности, группа профессий.

Начальное профессиональное обучение - вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.

Определив для себя эти  основные понятия, взятые из методических справочников, мы более ясно для себя представляем путь технологической подготовки учащихся нашей школы.

Технологически образовать ученика - значит, в интересах, прежде всего его собственных, а также  общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.

В основе технологии лежит  проектная деятельность, которая  позволяет школьникам в системе  овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели изделия (продукте труда).

 

Технология  формирования профильных классов

Повсеместное распространение  профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы  образования.

Можно привести примерную  технологию формирования профильных классов:

1) Проведение родительских  конференций для разъяснения  образовательной политики администрации  школы;

-предложение сделать  выбор в пользу того или  иного направления обучения в  старшей школе;

-определение конкретных  направлений обучения в соответствии с имевшимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.

2) Проведение классных  родительских собраний с целью  разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.

3) Анкетирование по  вопросам определения предпочтений учащихся - практика показала, что трижды проведенный опрос приводит к более осознанному выбору направления.

4) Приведение учебного  плана каждого класса в соответствие  с выбором учащихся; определение  педагогического состава, отвечающего  требованиям заявленных направлений обучения.

Работа по формированию профильных классов может быть успешной при условии эффективной работы педагогов, работающих в профильных классах.

Еще одной выжной профориентационной работой в школе являются курсы  по выбору- отбор содержания и технология проведения

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор - предварительно самоопределиться в  отношении профилирующего направления  собственной деятельности, в связи с этим заявлена предпрофильная подготовка 9 классов. Предпрофильная подготовка - гибкая система, зависящая от профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося. Она может проходить в различных вариантах, однако важно иметь представление о ее базовой модели, где были бы отражены возможные ее объемы и основные составлявшие Базовый объем предпрофильной подготовки определяется в 100 часов. Примерно 2/3 в неделю отводится специально организованным краткосрочным курсам по выбору, их можно условно разделить на две группы: пробные и ориентирующие.

Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы  они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирующие  курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.

Важную роль в организации  курсов по выбору можно оказывать  родительский актив, взаимосвязи с  социальными, экономическими структурами  и предприятиями.

Курсы по выбору играют большую  роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для школы они могут быть такими:

1. Мастерство вождения;

2. Устройство и эксплуатация  автомобиля;

3. Художник-модельер-основа  модной индустрии;

4. Кудрявые узоры по  дереву;

5. Декоративная отделка  изделий из бересты;

6. Домашняя экономика  и основы предпринимательства;

7. Культура дома, технология  обработки ткани и пищевых  продуктов;

8. Производство и окружающая  среда;

9. Техническое и декоративно-прикладное  творчество;

10. Художественное оформление  быта и т.д.

Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной  предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 План-конспект урока по технологии  “профессиональная ориентация”

Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии