Проектный метод обучения как дидактическое средство формирования творческой активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческая активность» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………...11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Проектный метод обучения как дидактическое средство равзития творческой активности учащихся.docx

— 75.27 Кб (Скачать)

На первом этапе учитель  учит выделять родовые и видовые  понятия и на примере словарных  слов. Получаем несколько групп: «путешествие»; «государство»; «пища», «живопись». Ученики  выбирают понравившиеся слова. Затем  зачитывают определения к этим словам из толкового словаря и составляются свои определения в виде загадок  в стихотворной форме.

Выдвигается идея создания сборника  словарных слов.

На втором этапе уточняется тема проекта «Словарные слова».

Главная цель  определяется как издание общеклассного словаря «Упрямые слова» (на основе индивидуальных проектов).

После коллективного  обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала в микрогруппах  под руководством учителя открывается  принцип, по которому составляются определения.

После этого каждый сам  разрабатывает и оформляет свою страницу словаря по плану:

  1. Определение.
  2. Транскрипция.
  3. Словосочетания из ранее изученных словарных слов.
  4. Предложение с данным словом из литературных произведений.
  5. Ребусы, шарады.

Затем класс делится на следующие группы: художники-оформители (будут разрабатывать дизайн проект обложки, страниц, выполнять необходимые  иллюстрации), редакторы (составления  предисловия, заключения).

После завершения групповой  работы  и непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями со своими одноклассниками и учителем. Затем своими размышлениями они оформляют  в мини-сочинениях.

 

 

 

Заключение.

Одна из главных задач  школы - развитие потенциала школьника. В связи с решением проблем  современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, средств  обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.

Среди разнообразных направлений  новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектному методу обучения.

Метод проектов – это  дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения  определёнными практическими или  теоретическими знаниями, той или  иной деятельностью. Поэтому, если  мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна совершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов позволяет  педагогу в короткий срок узнать особенности  своих учеников без тестирования, лишь наблюдая и анализируя свои наблюдения. Традиционное обучение в этом значительно  уступает, поскольку обучение методом  учебного проекта предполагает проведение занятий при естественном поведении  детей. Атмосфера творческой мастерской дает возможность каждому найти  участок работы по силам, занять комфортное для себя место в коллективе вплоть до индивидуальной работы, создается  среда благоприятная для развития и проявления творческих способностей, для эстетического развития.

Дети раскрепощаются, деятельность вызывает массу положительных эмоций: от эмоциональной реактивности до эмпатии. Можно говорить, что метод проектов способствует формированию эмоциональной сферы.

Метод учебного проекта предоставляет педагогу и учащимся несравненно большие возможности для раскрытия собственного творческого потенциала, развития творческих способностей, чем обычная репродуктивная практика преподавания, способствует более тесному взаимодействию педагога и учащихся.

Метод учебного проекта заработает, если сам преподаватель творческая личность, так как велика роль примера. Дети часто учатся через подражание и копирование поведения взрослого. Именно поэтому основам профессиональной деятельности должен обучать профессионал.

«В конечном счете, в современном  мире выживает и процветает то общество, которое в наибольшей мере способствует развитию творческого потенциала всех своих граждан во всех сферах деятельности – научной, практической и художественной», - пишет В.И. Петрушин [2 с. 113].

В данном исследовании нами раскрыто понятие «творческая активность личности», сущность проективного метода обучения, а также выявлены основные факторы развития творческой активности  учащихся в процессе проектной деятельности. В практической части нашей работы показана возможность применения проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности  учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Азарова Л.Н., Оленева Н.А  Основные подходы к пониманию сущности понятий "проектная деятельность", "метод учебных проектов", "учебный проект"// http://www.mgpu.ru/article.php?article=17
  2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.,1981.
  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  5. Дорофеева Е.В., Маркин Н.И. Концептуальные основы формирования творческой активности личности в учреждениях культуры системы дополнительного образования. - Образование и общество. №5 – 2010// http://www.jeducation.ru/5_2010/124.html
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2006.
  7. Кальней В.А. и др. Структура и содержание проектной деятельности. – Стандарты и мониторинг в образовании. - №4. - 2004г., с.21-26.
  8. Кириллова И. В.,  Маткин В. В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности// http://www.jurnal.org/articles/2007/ped31.html
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2005.
  10. Лазурский А.Ф.Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. – СПб., 2001.
  11. Леонтович А.В.  К вопросу о развитии творческой активности учащихся// http://schools.keldysh.ru/labmro/metods/tvoraktiv.htm
  12. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство. - №4 – 1998.
  13. Макарова Л.Н., Шаршов А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М., 2005.
  14. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь, 2000.
  15. Мишин С.А. Проектный бизнес. - М., 2006.
  16. Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя в общеобразовательной школе. - М., 2000.
  17. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М., 2005.
  18. Неходцева Е. И. Педагогический проект. Использование метода проектов в образовательном процессе // http://festival.1september.ru/articles/594978/
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2003.
  20. Овечкин В. П. Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся. - Ижевск, 2006.
  21. Павлова М.П., Питч Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М., 2003.
  22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. - М., 2005
  23. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
  24. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.
  25. Рахманина Е.В., Титов А.Ю. Психология художественного творчества: Учеб. пособие. – Орел, 2005.
  26. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж. Дьюи в чикагский период. – Педагогика. -  №5. - 2004г., с.90-96.
  27. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М., 2004.
  28. А.В. Хуторской. Выготский против Толстого: две точки зрения на природу творчества. Творчество взгляд с разных сторон. -  М., 2005.
  29. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. - М., 2005.
  30. Шнырова О. В. Возможности метода проектов для развития личности младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/531369/
  31. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М., 2005.
  32. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проектный метод обучения как дидактическое средство формирования творческой активности