Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческая активность» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………...11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39
На первом этапе учитель
учит выделять родовые и видовые
понятия и на примере словарных
слов. Получаем несколько групп: «путешествие»;
«государство»; «пища», «живопись». Ученики
выбирают понравившиеся слова. Затем
зачитывают определения к этим словам
из толкового словаря и
Выдвигается идея создания сборника словарных слов.
На втором этапе уточняется тема проекта «Словарные слова».
Главная цель определяется как издание общеклассного словаря «Упрямые слова» (на основе индивидуальных проектов).
После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом. Сначала в микрогруппах под руководством учителя открывается принцип, по которому составляются определения.
После этого каждый сам разрабатывает и оформляет свою страницу словаря по плану:
Затем класс делится на следующие группы: художники-оформители (будут разрабатывать дизайн проект обложки, страниц, выполнять необходимые иллюстрации), редакторы (составления предисловия, заключения).
После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями со своими одноклассниками и учителем. Затем своими размышлениями они оформляют в мини-сочинениях.
Заключение.
Одна из главных задач
школы - развитие потенциала школьника.
В связи с решением проблем
современного образования осуществляется
поиск содержания, новых форм, средств
обучения, обеспечивающих на практике
широкие возможности
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектному методу обучения.
Метод проектов – это
дидактическая категория, обозначающая
систему приёмов и способов овладения
определёнными практическими
Метод проектов позволяет
педагогу в короткий срок узнать особенности
своих учеников без тестирования,
лишь наблюдая и анализируя свои наблюдения.
Традиционное обучение в этом значительно
уступает, поскольку обучение методом
учебного проекта предполагает проведение
занятий при естественном поведении
детей. Атмосфера творческой мастерской
дает возможность каждому найти
участок работы по силам, занять комфортное
для себя место в коллективе вплоть
до индивидуальной работы, создается
среда благоприятная для
Дети раскрепощаются, деятельность вызывает массу положительных эмоций: от эмоциональной реактивности до эмпатии. Можно говорить, что метод проектов способствует формированию эмоциональной сферы.
Метод учебного проекта предоставляет педагогу и учащимся несравненно большие возможности для раскрытия собственного творческого потенциала, развития творческих способностей, чем обычная репродуктивная практика преподавания, способствует более тесному взаимодействию педагога и учащихся.
Метод учебного проекта заработает,
если сам преподаватель творческая
личность, так как велика роль примера.
Дети часто учатся через подражание
и копирование поведения
«В конечном счете, в современном мире выживает и процветает то общество, которое в наибольшей мере способствует развитию творческого потенциала всех своих граждан во всех сферах деятельности – научной, практической и художественной», - пишет В.И. Петрушин [2 с. 113].
В данном исследовании нами раскрыто понятие «творческая активность личности», сущность проективного метода обучения, а также выявлены основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. В практической части нашей работы показана возможность применения проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся.
Список использованной литературы: