Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческая активность» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………...11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39
На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и мини-маркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.
В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.
Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.
Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость; стоимость.
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Как уже было выше изложено, творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
Первой ступенью к развитию творческой активности должно быть освоение теоретических (по различным дисциплинам) и практических (знание ремесел) знаний, так как это в дальнейшем станет основой интуиции, которая и лежит в основе творчества. «Без знаний интуиции не бывает, -считал французский физик Анри Пуанкаре. - Только, когда будет дана сеть, можно начинать ловить рыбу». Чтобы что-то сделать в первый раз, нужно увидеть и понять, как это делается.
Если мы хотим развить определенные способности ребенка, его надо привлекать к деятельности, этому способствующей, и чем раньше, тем лучше.
Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития его способностей – психических свойств и качеств личности. Для развития способностей необходимы соответствующие задатки – врожденные анатомические и психофизиологические особенности организма.
Индивидуальное своеобразие
Влияния наследственности и окружающей среды тесно переплетены друг с другом и не могут рассматриваться по отдельности. Даже если с самого начала потенциал богат разнообразными возможностями и предоставляет его обладателю наибольшие шансы для успеха, плохие условия среды могут препятствовать его развитию. И наоборот, если человек от рождения унаследовал лишь скудный генетический багаж, то в среде с высоким уровнем психической стимуляции его способности смогут максимально развиться, и он сможет достичь даже большего успеха, чем более одаренный от рождения индивидуум .[4]
Формирование творческой активности
взаимосвязано с развитием
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.
Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.
В педагогике и психологии существует
как минимум два
Критикуя позицию Л.Н. Толстого, Л.С. Выготский пишет: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм».[28]
Л.С. Выготский считает, что обучение развивает у ребенка не природные, а исторические особенности человека и вводит термин "вращивание", имея в виду перевод внешних деятельностных функций внутрь учащегося, так называемую интериоризацию. "Вращивание" Л.С. Выготского – это, говоря современным языком, авторитарная позиция, рассчитанная на доминирующую роль учителя как представителя социума, выступающего заказчиком образования. Такие педагоги говорят обычно о необходимости "дать образование", а не создать условия для образовывания ученика. Называя данный подход "развивающим обучением" следует толковать его именно так: учитель развивает ребенка, приспосабливаясь к его "зоне ближайшего развития", но не сам ученик развивается в ходе своей деятельности с помощью учителя. То есть ориентир обучения и развития направлен на ученика, а не от него.
По мнению А.В. Хуторского, данный механизм не только не способствуют развитию креативности детей, но и мешает этому. Традиционная трактовка знаменитой формулы "зоны ближайшего развития" – это, по сути, признание неспособности ученика самому сделать продуктивный образовательный шаг без помощи учителя. Отсюда – необходимость интериоризации, то есть перевода внешнего вовнутрь ребенка, который обучается через подражание, постоянно находясь в состоянии внешних подпорок со стороны учителя.
Педагогический подход, ориентированный на "вращивание" опыта человечества в его индивидов противоположен концепции "выращивания" природной сущности ребенка. Данное различие, выражаемое формулой "с предметом к детям или с детьми к предмету", является критерием для определения типа педагогической системы. Очевидно, что гуманистически понимаемое обучение предполагает первичность развития ребенка и вторичность изучаемых им предметов.
Развитие творческих способностей
необходимо либо стимулировать, либо опираться
на внутренние причины, побуждающие
к творчеству. Эффективен подход, основанный
на потребностях и интересах обучаемых.
Потребность выполняет
«Эстетический, в том числе художественный интерес, формируется следующим образом: случайные ситуации обстановки взросления человека, его непосредственное окружение, общение, впечатления детства, вплетаясь в его имманентную структуру, преобразуют внутреннюю – интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы индивидуума, определяя основной личностный ориентир – ориентир деятельности человека. Искусство входит в жизнь человека, когда он ещё не осознал себя. Оно входит с присутствием близких, с той атмосферой, в которой родился, с предметами быта, светом, цветом, запахом, с пищей». Но если «случайный», ситуационный интерес возникает в силу не зависящих от воспитателя причин, то развитие эстетического интереса в учебной деятельности предполагает целенаправленную, творческую работу учителя». 24]
Попробуем сделать краткий сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности. Так В.А Моляко выделяет следующие этапы творчества [1]:
Для сравнения этапов творчества
с этапами проектной
Итак, погружение в учебный
проект иными словами можно обозначить
как этап формулирования темы и проблемы
проекта, что соответствует начальному
этапу творчества. Этап организации
учебной деятельности, как полагает
Н.Ю. Пахомова, представляет собой постановку
цели и задач по решению проблемы
проекта и осуществление
Таким образом, сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал значительное совпадение этапов и их направленности, что позволяет нам утверждать проектная деятельность, в целом, и учебный проект, в частности и есть процесс творчества или творческая деятельность.
При проектировании приобретается
опыт использовании знаний для решения
так называемых некорректных задач,
когда имеется дефицит или
избыток данных, отсутствует эталон
решения. Таким образом, предоставляется
возможность приобретения опыта
творчества, т.е. комбинирования и модернизации
известных решений для
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
С помощью учебного проекта
создаются условия для
В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуется самостоятельнее применение уже известного и «добывание» новых знаний.
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся.
В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Как отмечает А. В Петровский, важно так «формировать учебную деятельность, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. В процессе учёбы для ребёнка должно быть значимо, интересно знание нового». При этом следует давать возможность активно исследовать понятия и связи и решать задачи, относящиеся к реальной жизни.
В школе необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся
способность и потребность
С целью развития творческой активности и повышения интереса к новым знаниям на уроках в начальной школе необходимо использовать проектный метод.
Рассмотрим организацию начального этапа проектной деятельности в первом классе.
Положительным моментом в подготовке учащихся к такой деятельности является выполнение дизайн-упражнений. Они представляют собой творческие задания. Учитывая то, что учащиеся впервые выполняют творческие проекты, необходимо заранее провести родительское собрание, рассказать, что творческий проект - это изделие, выполненное самостоятельно школьником от идеи до ее реализации при активной консультации учителя. Необходимо попросить родителей оказать содействие в определении темы проекта, подборе материалов и организации непосредственной помощи.