Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческая активность» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………...11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Учебный проект «Сказка нашего класса»
Предмет: литературное чтение.
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики в паре с родителем оформляют страницу будущей книжки-малышки, согласно отрывку из текста, представляют ее классу. Учитель делает обложку.
Цели:
Подразумевается, что каждый ребенок совместно с родителем получает часть планируемой сказки, причем одну сказку сочиняли дети сами, а другие брали из сборника русских народных сказок.
У второклассников наиболее эффективно осуществляется в процессе обучения ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает сознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой статус.
Проект «Город, где мы живем»
Тип: творческий.
I. Выбор и обоснование проекта
1. Постановка проблемы. После
посещения краеведческого
II. Организация деятельности.
1. Беседа об истории
города. Класс делится на группы,
каждой из которых руководит
родитель и учитель
III. Осуществление деятельности. Исследование.
Группы рассматривали историю города с разных сторон.
« Что нам рассказали бабушки и дедушки».
« История города в книгах».
« Знаете ли Вы, что…» (интересные факты).
«Вспомни и отгадай» (викторина, «Город будущего», кроссворд).
IV. Презентация.
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающей историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках и поделках. Итогом презентации может стать экскурсия по родному городу.
«Говорят не знавшие войны»
Творческий проект, который можно провести в преддверье дня победы в Великой отечественной войне.
Цели образовательные и воспитательные:
I. Выбор и обоснование проекта
1. Постановка проблемы. Очень
часто в городах в преддверии
данного праздника устраивают
акции, как например «Подарок
ветерану». Можно принять
2. Беседа о военном
времени. Можно организовать
3. Выбор оптимальной технологии.
II. Знакомство с технологией «коллаж»
Эта технология подразумевает создание композиционное изображение предметов, где могут быть использованы различные материалы.
1. Деление на группы.
2. Выбор изделий, материалов и инструментов.
3. Составление «звездочек обдумывания»
III. Практическая работа и корректировка деятельности
1. Повторение правил безопасного труда.
2. Работа по технологическим картам.
Школьники делились на группы, выбирали тематику работы.
IV. Защита проекта
1. Проверка и оценка. На данном этапе учащиеся выявляют уровень знаний и умений в проектной деятельности. Учитель характеризует работу микрогрупп. Наступает самый долгожданный момент – идем поздравлять ветеранов. Учащиеся читают свои письма поздравления и торжественно вручают панно.
Творческий проект «Праздник твоего имени». 4 класс
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
I этап. Подготовительный (исследовательский)
Предварительно школьный психолог проводит с учащимися класса занятие на тему «Что в имени моем». На этом этапе было подготовлено сообщение о древнерусских именах.
С целью коллективного поиска проблемы может быть использован метод мозговой атаки. Учащиеся проводят экспертизу идей и отбирают наиболее интересные и актуальные из них:
Таким образом, создается банк творческих идей и реализуется принцип культурообразованности метода проектов.
II. Исследовательский этап (организация деятельности).
Учитель использует метод информационной поддержки. Учащимся предоставлялись книги, журналы, вырезки из газет и другие источники с целью поиска необходимой информации. Каждый ученик, опираясь на собственные знания и анализ этих источников, формулирует для себя конкретную задачу и выбирает группу.
После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы над проектом, т.е. разрабатывается «звездочка обдумывания».
Выдвигается идея создания собственного журнала каждым учеником. Тем самым, весь класс участвует в решении данной проблемы.
I. Выбор и обоснование проекта «Журнал»
1. Постановка проблемы. Все, что узнаем об именах, надо записать. И у нас появилось желание изготовить журнал.
2. Беседа о книгах. Переплетные работы. Вспоминаем историю книг, элементы книги. По рисунку узнаем о внутреннем строении книги.
II. Выбор изделий, материалов и инструментов
Лучше сделать журнал своими руками. Учащиеся к 4 классу чаще всего уже умеют выполнять аппликации из бумаги, ткани, делать объемные игрушки, и сувениры и многое другое. Но это только оформление журнала. Далее возможно использовать метод дизайн-анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия. На уроках технологии мы учились составлять морфологические матрицы.
Если дети учились составлять
морфологические матрицы, то можно
применить метод упражнений и
составить морфологическую
III. Выборы оптимальной технологии.
1. Работа по технологической карте.
Технологический процесс выполнения журнала представлен в виде поэтапного последовательного. На данном этапе к работе можно подойти дифференцированно. Например, технологический процесс выполнения предстоящего изделия представить простым поэтапным последовательным перечислением выполняемых действий или более сложным в виде технологической таблицы. Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действие и приемы выполнения отдельных операций.
2. Правила безопасного
труда. Учитель вместе с
IV. Практическая работа и корректировка деятельности
На данном этапе происходит непосредственная работа над выполнением журнала.
Во время работы необходимо корректировать деятельность учащихся, обращая внимание на то, каковы будут критерии оценки качества изделия, чтобы они, по возможности, не допускали ошибок.
V. Корректировка
1. Выслушиваются ответы на вопросы учителя:
- Чтобы вы хотели изменить?
- Что дала вам эта работа?
2. Проверка и оценка.
Оформительский этап нашего проекта «Журнал» проходил на уроке изобразительного искусства. Задачи были сформированы самими учащимися:
«Мы сделали журналы. Для оформления обложки используем гуашевый рисунок цветка. Наши имена как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка – все прекрасны по-своему. Мы должны представить себе свое имя. Это может быть и несуществующий цветок».
- Обложки получились все разные. Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуйте на минутку самим превратиться в цветы.
Вывод: каждый цветок неповторим и прекрасен, как и каждый человек уникален. Это означает, что не было, и нет на земле точно такого же человека, как вы. А все вместе мы составляем чудесный сад.
Следующий этап работы проходит на уроках литературного чтения.
Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все времена. Мы уже знаем, что по имени можно узнать о характере человека о его жизненном пути. Доказательства этому суждению мы нашли в литературных произведениях, изучаемых на данном этапе.
Учащиеся проводят сравнительный анализ того, что они узнали об имени, которое носит герой (героиня) произведения и, каким его представляет автор произведения, например:
- А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (герой Вещий Олег);
- В.А.Жуковский баллада «Светлана» (героиня Светлана).
Вот отрывки из работ учащихся.
«Светлана – имя славянского происхождения, оно означает свет «чистая». Это доказывается словами баллады Жуковского.
«В ней душа – как
ясный день»
«Будь вся жизнь ее светла…….»
Светлана будет такой, какой ее создадут окружающее: родители, воспитатели. Она в равной степени открыта и добру, и злу.
«Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой».
В произведении Жуковского девушка показана робкой, молчаливой, грустной. Девушка, имя Светлана, может строить свою судьбу сама и Жуковский ей обещает:
«Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.»
«Я прочитала произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в основу которого положена летопись из древнерусской литературы «Повесть временных лет». Главный герой этого произведения – древний князь Олег. Имя у него скандинавское и означает «святой», священный. Это подтверждается строками:
Как ныне сбирается вещий
Олег
Отомстить неразумным хазарам…
Люди с этим именем смелые, очень упорные люди, они могут постоять за себя, повести за собой.
…«Их селы и нивы за буйный
набег
Обрек он мечам и пожарам;»
Олег очень самолюбив:
«Скажи мне, кудесник, любимец
богов
Что сбудется в жизни со мною ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Открой мне всю правду, не бойся меня
В награду любого возьмешь ты коня».»
На уроках естествознания, русского языка необходимо продолжить знакомиться с именами великих людей. Учащиеся могут решить сами найти своих знаменитых тезок. Необходимо составлен план работы, где указывались направления поисков: история, литература, путешественники, названия улиц, спорт.
Вот отрывки из сообщений учащихся.
«У меня редкое имя Владислав, а проще Влад. Мое имя означает «владеющий миром». Во Владах часто пробуждаются таланты к чему-либо. Самое интересное в том, Влад не станет спорить до хрипоты и останется при своем мнении. Мой знаменитый тезка - польский писатель и актер. Прежде чем стать профессиональным актером, Реймонт Владислав Станислав переменил много занятий. В 1924 году получил Нобелевскую премию. Я тоже хочу добиться признания своего таланта, остается его только раскрыть».
«Радужный толковый словарь».
Работа над данным проектом может осуществляться четвероклассниками на уроках русского языка и факультативных занятиях.
Задачи проекта.