Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческая активность» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………...11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности
в исследованиях отечественных и зарубежных
исследователей…………………………………………
1.2 Проектный метод обучения
как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..39
Введение.
Воспитание творческой активности
учащихся приобретает сегодня огромное,
все возрастающее социальное значение.
Острая необходимость в разработке
научно-обоснованных рекомендаций в
этой области объясняется
В сегодняшнее время каждый человек должен уметь быть конкурентоспособным. Это неизбежное явление развивающегося демократического общества и необходимейшее условие его прогресса. Под конкурентно способностью мы понимаем проявление не только деловых качеств, а прежде всего способности человека постоянно вносить в свою деятельность оригинальное, работать в режиме поиска. Механизмом реализации этой способности может выступать творческая активность.
Проектный метод обучения может быть активно использован в качестве развития творческой активности учащихся, так как с помощью данного метода создаются условия для самостоятельной и творческой деятельности учащихся.
Огромный вклад в разработку проблем воспитания творческой активности внесли выдающиеся педагоги нашего столетия А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шатский и др.
Изучению
этой проблемы посвящены
Субъектная
позиция ученика формируется
в условиях активных форм и
методов обучения, которые ориентированы
на персональный характер
Авторы
современных подходов к
Проблема исследования: проектный метод обучения как дидактическое средство развитие творческой активности учащихся.
Объект исследования: проектный метод обучения.
Предмет исследования: проектный метод обучения как дидактическое средство развития творческой активности учащихся.
Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие
«творческая активность» в
2. Раскрыть проектный
метод обучения как
3. Раскрыть основные этапы составления учебного проекта.
4. Описать возможности
применения проектного метода
обучения на уроках в
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнены понятия «творчество»,
«активность», «творческой активность»
в контексте исследуемой
- обоснована особенность
творческой деятельности в
- даны характеристики
проектной деятельности как
- раскрыты основные этапы проектной деятельность учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: обоснованы образовательные возможности проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся.
При написании данной работы использовались следующие методы:
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.
Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. В связи с этим средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленного на развитие творческого потенциала ребенка.
Подготовку подрастающего
Решение проблемы настоящего исследования потребовало от нас обратиться, прежде всего, к анализу сущности творческой активности, как интегральной характеристики личности современного, мобильно и гибко мыслящего и действующего, человека.
Переходя к подробной
Сущность понятия "творчество"
широко рассматривается в философской,
психолого-педагогической и другой
специальной литературе. Можно выделить
более ста определений
Творческая личность или человек творящий — одна из наиболее сложных проблем, изучаемая философией, психологией и педагогикой. Это предопределяется многоуровневой структурой творческой личности, включающей, как минимум, три составляющих: мировоззрение, установки, мышление, волю, знания и т.п., имеющие определенный уровень развития и сформированное, творческий потенциал, определенную степень активности (творческую активность).
Во взглядах на возникновение и стимулирование активности человека, отечественные и западные психологи во многом близки, принимая за них стремления, потребности. Так, А. А. Боричев, ссылаясь на зарубежных психологов М. Аптера, Д. Брунера, Ж. Пиаже, стимулом мыслительной активности считает «стремление к упорядочению, организации, структурированию информации об окружающем мире». [17, с. 156] Источником активности личности Н. Ф. Добрынин, И. Л. Баскакова, М. В. Гамезо, И. А. Домашенко и другие считают «различные потребности». Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.
А. Г. Асмолов считает: «проявление активности личности возникает не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе деятельности противоречиях, которые и являются движущей силой развития личности».[17, с. 164]
Рассмотренные точки зрения дополняют друг друга, и А. Маслоу говорит, что противоречие (проблема) - это разрыв между желаемой и действительной ситуацией бытия. Именно возникающие противоречия (проблемы) стимулируют активность личности (в том числе и творческую), которой свойственно стремление к уменьшению существующего разрыва, то есть к решению «проблематической ситуации» (Ч. Пирс). А потребность - это не что иное, как путь или средство ее решения.
В философии активность рассматривается как общая категория, особое свойство всех живых систем, как характеристика деятельности, показатель уровня деятельности (В. 3. Коган, Л. П. Станкевич). [32, с. 25] И в философии, и в психологии активность личности характеризуют как «значительную устойчивость деятельности в отношении принятой цели в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности». С другой стороны, в психологии общая активность рассматривается как одна из «сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой». Таким образом, активность понимается и как деятельность, и как качество личности.
Отметим, что, исходя из теории А.В. Петровского,
феномен творческой активности можно
трактовать как деятельность, отличительная
черта которой – выход за рамки
возникающих стимулов, а также
независимость выбора объекта воздействия,
изменение стимулирующей и
Данную позицию разделяет Д.Б. Богоявленская, наряду с этим утверждающая, что креативность является доминантной частью мышления всех изобретателей и новаторов. Основным, системным фактором, избранным Д.Б. Богоявленской для характеристики творчества, является интеллектуальная активность. Предлагаемая ею категория трактуется как интегральное образование, являющееся неотъемлемой частью целостной личности. Интеллектуальная активность стимулирует взаимодействие мотивационных и интеллектуальных составляющих творчества в их единстве и относится к основным факторам, определяющим индивидуальные способности к «ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности» [25].
В.С. Данюшенков на основе проведенного методологического анализа проблемы активности личности в психологии пришел к выводу, что «общая активность личности адекватна деятельности и состоит из двух подсистем: внутренней и внешней. Внутренняя - связана с основными типологическими свойствами, с качествами личности, инвариантными деятельности (направленность, целеустремленность), и направляет их развитие. Внешняя активность личности характеризует динамику ее поведения, адекватную социальной деятельности субъекта, и ее интенсивность, являясь энергетической мерой. Компоненты общей активности тесно взаимосвязаны. Эта связь проявляется через отношение и поведение личности к процессу познания». [25, с. 144]
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой активности ученика в процессе проектной деятельности. Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.
Большой вклад в развитие теории активности внес отечественный психолог А.Ф. Лазурский, который в своей работе «Классификация личностей» [10] при помощи понятия «активность» структурировал и конкретизировал процессы психической деятельности и энергии. Изучаемый нами термин, по мнению ученого, представляет собой всеобъемлющую структуру, «лежащую в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений» [10], гораздо более широкую, чем обычные волевые проявления.
В фундаментальной работе В. Л. Хайкина по проблеме активности ставится вопрос о разделении и дифференцированном определении человеческой активности в связи с гуманизацией общества и поиском путей развития и совершенствования человека. На основании проведенных исследований автор выделяет 12 сфер активности, особое место среди которых отводится творческой активности. В. Л. Хайкин не дает ее определения, а только выделяет признаки: интерес, любознательность, потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск, готовность к действию.
В.Л. Хайкин справедливо отмечает,
что одной из важнейших задач
изучения общей человеческой активности
является задача ее классификации. Он
выделяет типы активности (физиологический,
психофизиологический, психический, социальный);
формы (ценностно-ориентационная, преобразовательная,
познавательная, коммуникативная, художественная);
виды (биологический, социальный, познавательный,
интеллектуальный, информационно-коммуникативный)