Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть сущность проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческая активность» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
2. Раскрыть проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………...11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………...16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39
Таким образом, творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: «Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». [26] Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
Данный метод является одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
- Участники проекта
- Участники проекта
- Участники проекта развивают
проектную инициативу и
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссию [14,с. 238].
Как справедливо считает Н.Ю. Пахомова, в традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а воспроизводить их на практике. Метод проектов позволяет сформировать у учащихся информационную, коммуникативную компетенции.
Согласно Н.Ю. Пахомовой, учебный проект является интегративным дидактическим средством развития, обучения, воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, учить:
Типология проектов были представлены Е.С. Полат. Автор классифицирует проекты по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющей результат проектной деятельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.). [23]
Формирование проектной
Проектирование как метод
Таким образом, основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода можно выделить следующие:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
- реализация первого этапа
- обязательное присутствие
- наличие значимого продукта (выхода
проекта) как результата
- представление (презентация)
1.3 Основные этапы составления проекта.
Анализ литературных источников показывает, что нет устоявшейся терминологии, позволяющей единообразно описать деятельность в рамках проекта. Разные авторы делят процесс выполнения проекта на стадии, этапы, фазы, компоненты.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, эскизы, дневные планы, отчеты. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт (23).
Питт М.И. Гуревич И.А. Сасова выделяют пять основных компонентов проекта:
С.А. Мишин рассматривает проект как цикл и приводит распространенные разбиения проекта на фазы за рубежом:
В зависимости от того является ли проект исследовательским, техническим или творческим, количество и содержание этапов выполнения проекта может различаться.
Н.Ю. Пахомовой выделяет следующие этапы работы над учебным проектом:
Несмотря на такое большое количество взглядов на этапы проектной деятельности учащихся, мы постараемся выделить общее и раскрыть данные этапы.
Логика построения деятельности
учащихся при выполнении проектов должна
соответствовать общей
конструкторский, технологический, заключительный.
На первом этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На втором этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.
Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат – приобретение знаний, умений и навыков.