Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Сущность понятия проектной деятельности 5
1.2 Характеристика проектной деятельности 8
1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии 10
2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика» 19
2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология» 19
2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика» 20
2.3 Методические рекомендации 29
Заключение 33
Список литературы: 35
Инструменты: ножницы, булавки, игла швейная, треугольник, сантиметровая лента, портняжный мел, простой мягкий карандаш.
Оборудование: швейная машина, гладильная доска, утюг, компьютер.
Тема урока: «Экспертиза будущего
изделия-панно в технике
Цель урока: обоснованно и объективно оценить представленные на экспертизу разработки проектов и эскизы панно, чтобы выбрать из них лучший для изготовления творческой работы группой учащихся. В дальнейшем эта работа будет демонстрироваться на школьных и городских выставках детского и народного творчества.
Задачи:
Оборудование и материалы: компьютеры, экран, фланелеграф, выставка творческих работ, рабочая тетрадь.
Дидактическое обеспечение: таблицы, образцы объектов труда, схемы поузловой обработки изделий схемы узоров для панно, учебники.
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
Примерные вопросы:
Ход урока
Основная часть – экспертиза будущего проекта
Экспертиза
выполняется согласно разработанными
руководителем проекта
а) композиционная целостность и завершенность;
б) цветовое решение, гармония, колорит;
в) тема работы, настроение в цвете;
г) приемы художественной выразительности;
д) использование традиций национальной культуры, художественных традиций.
2) Технологические:
а) количество одинаковых фрагментов – модулей;
б) обоснованность использования материалов, сочетание, оригинальность, долговечность, расход материалов;
в) стандартность технологии, необходимое оборудование;
г) сложность и объем выполняемых работ;
д) расход энергии при производстве.
3) Конструкторские: прочность изделия; удобство использования; соответствие назначению.
4) Экологические: загрязнение окружающей среды при производстве; возможность использования частей использования отходов при производстве; возможность повторного изделия по окончании срока службы.
5) Экономические: потребность в данном изделии на рынке; себестоимость проекта; уровень продажной цены; целесообразный вид рекламы.
Проект
может выполняться как
Учитель подводит итог проделанной работы, выставляет оценки в дневники; выводит на экран лучший проект, выбранный для дальнейшей совместной работы на следующем уроке.
Рисунок 16. Эскиз панно
Защиту проекта лучше проводить в форме открытого урока, включающего конкурс на лучшую презентацию и рекламу. Результат работы обязательно анализируется, подводится итог, делается краткий вывод – резюме. В процессе экспертизы выявляются недостатки, намечаются пути их устранения с целью усовершенствования технологий, улучшения характеристик проектируемого изделия и повышения качества. Грамотно выполненный самоанализ рассматривается как позитивный опыт и не снижает итоговую оценку. На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.
Логичным завершающим этапом работы руководителя с учащимися, на мой взгляд, будет небольшой тест в виде вопросов для анализа понравившихся видов деятельности. Ведь проектную деятельность можно рассматривать, как небольшие профессиональные пробы учащихся, выполненные в игровой форме и, в то же время, как эффективный метод обучения и воспитания. В пределах всего одного небольшого учебного раздела учащимися выполнялись различные виды деятельности, они работали с разными предметами труда, перед ними ставились разные цели труда. Результаты тестов можно будет обработать по известным методикам академика Е.А. Климова и американского профессора Дж. Холланда. Выполняя такую индивидуальную работу с учащимися регулярно, мы, точно лоскутную мозаику, постепенно собираем целостную картину для более точного определения их типов личности. Эта работа необходима для правильного определения как профиля обучения, так и самоопределения. Весь этот исследовательский материал также понадобится учащимся для анализа собственной личности в учебном курсе «Профессиональное самоопределение и карьера».
Примерные вопросы для теста:
Понравилось – ли вам?
Да, понравилось – отметьте знаком «+»;
очень понравилось – двумя или тремя плюсами;
Нет, не понравилось – отметьте знаком «–»;
очень не понравилось – двумя или тремя минусами.
Ваше отношение к проделанной работе:
Если не согласен, то ответь на следующие дополнительные вопросы:
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
На одном
конкретном примере мы рассмотрели,
как метод учебного проекта помогает
педагогу объединить и успешно решить
различные учебные задачи в пределах
образовательной области «