Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Сущность понятия проектной деятельности 5
1.2 Характеристика проектной деятельности 8
1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии 10
2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика» 19
2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология» 19
2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика» 20
2.3 Методические рекомендации 29
Заключение 33
Список литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсач ready.docx

— 249.65 Кб (Скачать)

Инструменты: ножницы, булавки, игла швейная, треугольник, сантиметровая лента, портняжный мел, простой мягкий карандаш.

Оборудование: швейная машина, гладильная доска, утюг, компьютер.

  1. Составление технологической карты для изготовления панно в технике лоскутной мозаики.
  2. Экологическое обоснование проекта. Рассматривается возможное влияние технологического процесса на окружающую среду и здоровье человека. Изучается техника безопасности.
  3. В конце проекта обязательно делается самооценка проделанной работы. Учащиеся отвечают на следующие вопросы: «Что было сделано?», «Что не удалось сделать?», «Почему это не удалось сделать?». Оценивается трудоемкость, качество выполненной работы и соответствие готового изделия задуманному.
  4. Защита проекта. Оценка работы руководителем проекта.

Тема урока: «Экспертиза будущего изделия-панно в технике лоскутной  мозаики».

Цель урока: обоснованно и объективно оценить представленные на экспертизу разработки проектов и эскизы панно, чтобы выбрать из них лучший для изготовления творческой работы группой учащихся. В дальнейшем эта работа будет демонстрироваться на школьных и городских выставках детского и народного творчества.

Задачи:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств у учащихся, таких как: любовь к истории своей страны, ее традициям и народному творчеству.
  2. Способствовать воспитанию творческой личности, воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду и результатам труда.
  3. Способствовать развитию навыков коллективной творческой работы, делового сотрудничества, ведению делового позитивного обсуждения и этики деловой дискуссии.
  4. Способствовать формированию экономического мышления и экологического сознания у учащихся, ответственного отношения к здоровью людей.
  5. Способствовать усвоению нового материала разделов «Лоскутная пластика» и «Декоративно – прикладное творчество».
  6. Способствовать закреплению знаний, полученных в ходе изучения учебных разделов: «Материаловедение», «Машиноведение», «Основы домашней экономики», «Информационные технологии», а также учебных тем: «Цветоведение», «Проектная деятельность».
  7. Способствовать развитию пространственного воображения, абстрактного мышления.
  8. Способствовать развитию речи и освоению приемов самопрезентации.
  9. Способствовать дальнейшему формированию навыков работы на швейной машине и компьютере.
  10. Способствовать развитию способности к самостоятельному поиску информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса и его самооценке.
  11. Способствовать в подготовке к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг.
  12. Через проектную деятельность и профессиональные пробы способствовать грамотному самоопределению, правильному выбору будущей профессии.

Оборудование и материалы: компьютеры, экран, фланелеграф, выставка творческих работ, рабочая тетрадь.

Дидактическое обеспечение: таблицы, образцы объектов труда, схемы поузловой обработки изделий схемы узоров для панно, учебники.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка  готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Примерные вопросы:

  1. Какие основные свойства цвета вы знаете?
  2. Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?
  3. Какие цвета называют хроматическими, ахроматическими?
  4. Что такое контраст цветов?
  5. Назовите дополнительные цвета?
  6. Что такое гармония в цвете?
  7. Что такое орнамент? Какие бывают орнаменты?
  8. Как создается геометрический орнамент?
  9. Назовите законы орнаментальной композиции.
  10. Как определить долевую нить в ткани, если у нее срезана кромка?
  11. Какую нить в ткачестве называют нитью основы, а какую – нитью утка?
  12. Какие ткани натурального происхождения вы знаете, назовите их?
  13. Какие ткани искусственного происхождения вы можете назвать?
  14. Какие свойства тканей мы должны учитывать, работая в технике лоскутной пластики?
  15. В чем различие между техникой и технологией в лоскутном шитье?
  16. Что такое технологическая карта?

Ход урока

Основная часть – экспертиза будущего проекта

Экспертиза  выполняется согласно разработанными руководителем проекта критериями оценки. В нашем случае это будут  критерии:

  1. Эстетические:

а) композиционная целостность и завершенность;

б) цветовое решение, гармония, колорит;

в) тема работы, настроение в цвете;

г) приемы художественной выразительности;

д) использование  традиций национальной культуры, художественных традиций.

2) Технологические:

а) количество одинаковых фрагментов – модулей;

б) обоснованность использования материалов, сочетание, оригинальность, долговечность, расход материалов;

в) стандартность  технологии, необходимое оборудование;

г) сложность  и объем выполняемых работ;

д) расход энергии при производстве.

3) Конструкторские: прочность изделия; удобство использования; соответствие назначению.

4) Экологические: загрязнение окружающей среды при производстве; возможность использования частей использования отходов при производстве; возможность повторного изделия по окончании срока службы.

5) Экономические: потребность в данном изделии на рынке; себестоимость проекта; уровень продажной цены; целесообразный вид рекламы.

Проект  может выполняться как индивидуально, так и группами. Для нашего учебного проекта вбираем лучший эскиз, собираем необходимый материал и оформляем его в виде реферата, затем все вместе работаем над изготовлением панно. Для экспертизы один учащийся или группа должны представить: эскиз панно, выполненный в цвете при помощи компьютера; схемы поузловой обработки панно; сшить по одному фрагменту – модулю для будущего панно; собрать небольшой исторический материал по теме; представить рекламный проспект. Время презентации регламентируется.

Учитель подводит итог проделанной работы, выставляет оценки в дневники; выводит  на экран лучший проект, выбранный  для дальнейшей совместной работы на следующем уроке.

Рисунок 16. Эскиз панно

2.3 Методические рекомендации

 

Защиту  проекта лучше проводить в  форме открытого урока, включающего конкурс на лучшую презентацию и рекламу. Результат работы обязательно анализируется, подводится итог, делается краткий вывод – резюме. В процессе экспертизы выявляются недостатки, намечаются пути их устранения с целью усовершенствования технологий, улучшения характеристик проектируемого изделия и повышения качества. Грамотно выполненный самоанализ рассматривается как позитивный опыт и не снижает итоговую оценку. На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.

Логичным  завершающим этапом работы руководителя с учащимися, на мой взгляд, будет  небольшой тест в виде вопросов для  анализа понравившихся видов  деятельности. Ведь проектную деятельность можно рассматривать, как небольшие  профессиональные пробы учащихся, выполненные  в игровой форме и, в то же время, как эффективный метод обучения и воспитания. В пределах всего  одного небольшого учебного раздела учащимися выполнялись различные виды деятельности, они работали с разными предметами труда, перед ними ставились разные цели труда. Результаты тестов можно будет обработать по известным методикам академика Е.А. Климова и американского профессора Дж. Холланда. Выполняя такую индивидуальную работу с учащимися регулярно, мы, точно лоскутную мозаику, постепенно собираем целостную картину для более точного определения их типов личности. Эта работа необходима для правильного определения как профиля обучения, так и самоопределения. Весь этот исследовательский материал также понадобится учащимся для анализа собственной личности в учебном курсе «Профессиональное самоопределение и карьера».

 

Примерные вопросы для теста:

Понравилось – ли вам?

Да, понравилось  – отметьте знаком «+»;

очень понравилось  – двумя или тремя плюсами;

Нет, не понравилось – отметьте знаком «–»;

очень не понравилось – двумя или тремя  минусами.

  1. Изучать устройство швейной машины?
  2. Выполнять простейший ремонт швейной машины?
  3. Слушать рассказ о производстве тканей?
  4. Распознавать опытным путем виды тканей и исследовать их состав?
  5. Собирать коллекцию образцов тканей?
  6. Изучать теорию цветоведения?
  7. Изучать и исследовать теорию психосоматического воздействия цвета и света на настроение и здоровье человека?
  8. Рисовать схемы, графики, строить чертежи?
  9. Рисовать красками или фломастерами эскизы панно? Просто рисовать красками?
  10. Шить на швейной машине?
  11. Подбирать ткани по цвету и составлять узоры для панно?
  12. Строчить на швейной машине ровные строчки?
  13. Изучать историю народного творчества?
  14. Собирать исторический материал?
  15. Работать в библиотеке с книгами?
  16. Изучать историю и традиции, беседуя с людьми, старшими родственниками и знакомыми?
  17. Находить историческую и другую информацию в Интернете?
  18. Составлять план работы, систематизировать, анализировать материал, делать вывод?
  19. Находить недостатки, исправлять их, совершенствовать свою работу?
  20. Получать удовольствие, преодолевая трудности в работе?
  21. Получать удовольствие от уроков ручного труда? Работать руками?
  22. Публично выступать перед товарищами с докладом?
  23. Работать в коллективе?
  24. Работать самостоятельно?
  25. Исследовать мнение людей, задавая вопросы, затем обрабатывать информацию?
  26. Помогать товарищам во время работы справиться с трудностями?
  27. Обсуждать работы на уроках, принимать участие в дискуссии?

Ваше отношение к проделанной  работе:

  1. Расстраиваешься ли ты по поводу выявленных недостатков твоей работы?
  2. Относишься ли безразлично к недостаткам в работе?
  3. Стараешься сразу исправить недостатки, идешь вперед? Позитивно относишься к трудностям в работе?
  4. Быстрее других выполняешь работу руками?
  5. Медленнее остальных выполняешь работу руками?
  6. Согласен ли ты с оценкой, которую получил за эту работу?

Если  не согласен, то ответь на следующие  дополнительные вопросы:

  1. Ты не согласен с оценкой и считаешь ее не справедливой?
  2. Ты не согласен с оценкой и постараешься в следующий раз приложить больше усилий, чтобы ее исправить?
  3. Ты очень расстроился, получив плохой результат, потому, что тебя будут ругать дома?

 

 

Заключение

 

Рассмотрев методику проектной  деятельности учащихся в школьном курсе  «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование  творческой деятельности, которая предусматривает  выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.

На одном  конкретном примере мы рассмотрели, как метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить  приобретенные знания, умения, навыки. Даже при таком продуманном и  максимально сжатом плане работы, на изучение раздела «Декоративно – прикладное творчество» учителю технологии потребуется не менее 14 часов учебного времени вместо 8 часов, которые отводятся в программе обслуживающего труда на изучение этого раздела. Методисты рекомендуют часть проекта учащимся выполнять самостоятельно. Эта дополнительная учебная нагрузка, на мой взгляд, должна быть минимальной, оправданной, результативной. Достаточной мотивацией и стимулом для самостоятельной домашней работы является возможность сдать экзамен по выбору в 9 – 11 классах по учебному курсу «Технология» и итоговый контроль в 8-ом классе. Все это возможно, включая проектную деятельность, в полном объеме, только в пределах обязательного и непрерывного изучения курса «Технологии» в размере 2 часа в неделю со 2 по 11 классы, как установлено Министерством образования Российской Федерации в Приказе № 1089 (изменен приказом 427 от 19.10.2009).

Информация о работе Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"