Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Сущность понятия проектной деятельности 5
1.2 Характеристика проектной деятельности 8
1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии 10
2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика» 19
2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология» 19
2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика» 20
2.3 Методические рекомендации 29
Заключение 33
Список литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсач ready.docx

— 249.65 Кб (Скачать)

3. Планирование  проектной деятельности по этапам.

4. Сбор, изучение и обработка информации  по теме проекта.

КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1 исследование  вариантов конструкции с учетом требований дизайна

1.2 выбор  технологии изготовления

1.3 экономическая  оценка,

1.4. экологическая  экспертиза.

2. Составление  конструкторской и технологической  документации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. Составление  плана практической реализации  проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2. Выполнение  запланированных технологических  операций.

3. Текущий  контроль качества.

4. Внесение  при необходимости изменений  в конструкцию и технологию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

1. Оценка  качества выполнения проекта.

2. Анализ  результатов выполнения проекта.

3. Изучение  возможностей использования результатов  проектирования.

1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии

 

Цели новой образовательной  области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.

Программой новой образовательной  области «Технология» предусмотрено выполнение учащимися II–XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется  не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектирование предполагает также  изучение не только технологий, но и  собственно деятельности людей в  производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно  говорить об эргономическом содержании новой образовательной области  «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных  условиях.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в  жизни и обучении, когда они  перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и  призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему  общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Цели проектирования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать  тактику действия при решения  не детерминированных, а вероятностно-статистических задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается  опыт использовании знаний для решения  так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или  избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется  возможность приобретения опыта  творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Проектирование позволяет достигать  повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая  позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной  деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального  самоопределения учащихся. Следует  считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и у каждого учащегося:

  • информационной обеспеченности;
  • функциональной грамотности;
  • технологической умелости;
  • интеллектуальной подготовленности задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
  • волевой подготовленности на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между  собой, с взрослыми, при которых  для достижения цели реализуются  творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего  мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения  этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении  их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как  стержень трудового воспитания в  целом возможно только тогда, когда  ребенок проникнется красотой отношений  между людьми, возникающих в трудовом процессе.

Выполнение творческого проекта  – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка  с действием и действие – с мыслью, культуру гуманитарную – с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

  • понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
  • планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы…»;
  • планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
  • выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
  • внесение коррективов в ранее принятые решения;
  • конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи;
  • выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
  • самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
  • составления схемы необходимых расчетов, представления их в вербальной форме;
  • оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
  • оценивания проектов, выполненных другими;
  • понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
  • конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
  • расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию», которым является готовое изделие, появившиеся на рынке.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и  сложным вопросом является педагогически  правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий  необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект – это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта  предполагает комплексное отражение  изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При  подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в  течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень  их подготовки, возрастные и физиологические  возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно  полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта  проектирования может включать в  себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или  просто рынка.

Учет возможностей и интересов  учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия  работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися  самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность  реализации межпредметных связей, преемственности  в обучении. Проекты выполняются  как индивидуально, так и в  составе группы – временного, творческого коллектива.

Проекты рекомендуется выполнять  по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических  задач по разработке и изготовлению  учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в  учебных мастерских, средств малой  механизации и автоматизации,  бытовых устройств, декоративно-прикладных  изделий и т.п.

Информация о работе Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"