Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Сущность понятия проектной деятельности 5
1.2 Характеристика проектной деятельности 8
1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии 10
2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика» 19
2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология» 19
2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика» 20
2.3 Методические рекомендации 29
Заключение 33
Список литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсач ready.docx

— 249.65 Кб (Скачать)

2. Разработка и модернизация  технологии для изготовления  различных видов объектов из  древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов,  почвы, использования вторичных  ресурсов и т.д.

3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

4. Разработка способов и приемов  рационального ведения хозяйства,  благоустройства усадьбы и жилища.

5. Решение задач производственно-коммерческого  характера, связанных с реализацией  на рынке сбыта материальных  и интеллектуальных продуктов  деятельности учащихся, проведением  мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут  у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения  заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена  для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой  темы, что уже можно рассматривать  как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для  себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются  требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

  • объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
  • будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
  • необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
  • не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями  различных сфер жизнедеятельности  личности и общества, необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.

Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.

Перечень  примерных тем творческих проектов учащихся:

Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные  виды вышивки, различные виды плетения.

Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки, украшения  из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.

Из древесины – шкатулки, разделочные  доски, игрушки, столовые приборы.

Из металла – украшения с  применением различных технологий.

Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.

 

2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика»

2.1 Роль и место  раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»

 

Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному  технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно  – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит  разнообразные формы выражения  при изготовлении различных изделий. Лоскутное шитье приобщает детей  к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, дает возможность  ознакомить учащихся с художественно  – теоретическими основами декоративно – прикладного творчества.

В учебном плане на изучение темы «Лоскутная пластика» отводится недостаточное количество часов, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного искусства.

Занятия лоскутной пластикой  в общеобразовательной школе  могут проводиться в урочное  и внеурочное время со школьниками  любого возраста.

Раздел «Лоскутная пластика – работа с полосой». Полоса, а точнее тесьма или лента наиболее подходит для работы с младшими школьниками, т.к. у нее уже обработаны края, она имеет привлекательный внешний вид и доступна по цене.

Раздел «Лоскутная пластика», рассчитанный на 14 часов в год, предусматривает изучение и освоение нескольких тем и разделов и хорошо вписывается во вторую четверть учебного года. Это обусловлено, во-первых, необходимостью приобретения и закрепления навыков работы на швейной машине, во-вторых, подготовкой к Новому году и, в-третьих, ограниченной часовой нагрузкой 2 четверти.

На занятиях лоскутной  пластикой у учащихся есть возможность  закрепить полученные ранее умения, отработать навыки, подготовиться к выполнению и выполнить практические и творческие задания.

Учитывая специфику деятельности ребенка, этапы процесса работы над изделием могут выстраиваться в различном порядке. При выполнении учебных работ на репродуктивном уровне с целью отработки начальных навыков лоскутной работы, этапы выстраиваются в следующей последовательности:

– эскизирование, конструирование, моделирование.

Когда ученик выходит на уровень самостоятельного творческого  проекта последовательность этапов меняется:

– эскизирование, моделирование, конструирование.

Тематическое  планирование

 

Тема

Количество часов

Введение. Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.

2

Разработка проектного изделия и его экспертиза.

2

Изготовление проектного изделия.

4–6

Подготовка презентации проекта.

2

Защита проекта. Оценка и анализ результатов.

2

   

Итого

12–14


 

2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»

Уроки 1–2.

Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.

Класс: 7 класс

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики.

Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления.

Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: экран, фланелеграф, швейные машины, утюг, набор ручных инструментов, лоскут.

Дидактический материал к учебному занятию: выставка творческих работ, рабочая тетрадь.

Место проведения: кабинет

Ход урока

I. Организационный момент.

– Приветствие учащихся;

– Проверка посещаемости;

– Проверка готовности к занятию;

– Назначение дежурные.

II. Изложение нового материала.

Слово учителя.

– Художественная работа с лоскутом – это богатая возможность для творчества. Не торопитесь выбрасывать обрезки ткани после раскроя изделий на уроках трудового обучения. Их мы будем использовать для изготовления проекта в технике лоскутной мозаики. В пятом классе мы сшили прихватку из квадратов и треугольников, и таким образом ознакомились с правилами и приемами работы в этой технике. В шестом классе усложним задачу и выполним творческую работу «Изготовление панно в технике лоскутной мозаики». Даже при самом экономном раскрое вы соберете мелкие лоскутки и обрезки вдоль кромки ткани. С ними мы и будем работать на уроках машиноведения, отрабатывая ровные строчки на швейной машине с ножным или электрическим приводом. Мы постараемся превратить этот механический процесс в творческий; познавая основы цветовой гармонии, будем создавать узор из цветных полосок ткани. В этом случае лучше не использовать готовые схемы узоров, а работать произвольно, повинуясь собственному чувству и пониманию прекрасного. Используя новые знания и современные технологии, мы постараемся сохранить традиции народного творчества.

III. Практическая работа.

На примере  окраски лоскутов художником по ткани  хорошо изучать основы цветоведения. При объяснении темы воспользуемся  уже известным учащимся цветовым кругом Гётте. Будем составлять подобный круг на большом листе ватмана или картона из полосок гладкокрашеной ткани, располагая их по кругу в заданной последовательности. Затем расширяем цветовую палитру круга, добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, при этом соблюдаем законы гармонии смежных цветов и контрастных цветов, тональную гармонию. Учащиеся сортируют ткани по волокнистому составу и окраске, проверяя ее прочность, определяют нить основы, по ее направлению рисуют простым мягким карандашом линию с изнаночной стороны ткани. За эту практическую работу по материаловедению можно поставить оценку в Классный журнал.

Итак, почти  все образцы тканей были помещены в цветовой круг, исключение составили  ткани с крупным контрастным  рисунком, очень плотные ткани  и некоторые виды синтетики. Далее, в целях экономии, постараемся включить в работу и эти ткани. Таким образом, мы решим задачу по цветоведению – гораздо более сложную, чем покупка тканей нужной окраски и работа по готовому эскизу. Однако не следует забывать и о цветовой гармонии. Для этого выберем один – два основных цвета, подберем их оттенки и сочетания.

На уроках технологии мы стараемся сохранить народные традиции лоскутного творчества, при этом закрепляем знания, полученные на уроках по цветоведению, материаловедению, машиноведению.

На следующем уроке учащиеся выполняют практическую работу под руководством учителя – изготавливают один – три фрагмента лоскутной мозаики с узором «полоска». При подготовке к уроку учитель использует подробный методический материал доцента Кафедры технологий и предпринимательства Московского областного ИПК и ПРНО О.И. Нагель.

В начале урока рекомендуется сообщить учащимся правила безопасной работы на швейной  машине с ножным или электрическим  приводом, повторить технику безопасности при работе с утюгом. Затем учитель  размещает на экране фланелеграфа образцы  фрагментов мозаики с узором «полоска», «диагональная раскладка», «колодец»  и подробно объясняет технологию работы. На столе у учащихся должны находиться коробка со швейными принадлежностями, чертежные инструменты, образцы  тканей и шаблоны из картона для  основы. Учащиеся зарисовывают в тетради схемы раскладки узоров, записывают последовательность их изготовления и приступают к практической работе на швейной машине. Они могут самостоятельно проконтролировать результат своей практической работы, сделав самооценку по указанным ниже критериям.

Примерные критерии оценки.

  1. Правильный раскрой всех деталей по шаблонам с соблюдением направления долевой нити. Минимальные отходы ткани после раскроя.
  2. Цветовая гармония всех элементов узора.
  3. Качество изготовления каждого фрагмента панно.
  4. Соответствие всех фрагментов панно друг другу по размеру, углу наклона и форме.
  5. Количество качественно сшитых фрагментов узора.

 

IV. Поведение итогов практической работы.

Выставление оценок в дневники учащихся. Затем предлагает им сложить все сшитые за урок фрагменты в одно общее полотно и проанализировать полученный результат.

Анализ недостатков:

1. Работа  имеет композиционную незавершенность  – необходимо сшить дополнительное количество нужных фрагментов узора.

2. Некоторые  фрагменты изготовлены не качественно – нужно поработать над качеством шитья, а опыт приходит в процессе работы.

3. Панно  слишком пестрое и многоцветное, это разрушает его гармоничное  восприятие человеком – необходимо сократить количество основных цветов до двух и грамотно подобрать их оттенки. Можно поработать над эскизом панно, то есть создать узор на бумаге в клетку.

V. Итог урока. Задание на дом.

Разработать эскизы узоров из квадратов с диагональной и горизонтальной раскладкой полос в цвете или тоне.

При создании орнаментов можно воспользоваться  компьютером.

Уроки 3-4. Разработка проекта «Панно в технике лоскутной мозаики» и его экспертиза.

Пояснительная записка.

Рассмотрим творческую работу учащихся на тему «Изготовление панно в технике лоскутной пластики».

Работа  выполняется в следующей последовательности:

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей.

В данном случае учитель, в качестве учебной  задачи для группы учащихся, формулирует  проблему следующим образом: «С целью  закрепления знаний по предыдущим темам самостоятельно и качественно изготовить панно в технике лоскутной мозаики по лучшему творческому эскизу, выполненному одним из учащихся. Следует также рассмотреть возможность использования результатов работы в предпринимательской деятельности».

  1. Составление плана работы по изготовлению проектируемого изделия и схемы обдумывания.
  2. Сбор эмпирического и исторического материала, оформление списка используемой литературы.
  3. Выбор лучшего эскиза из всех представленных на экспертизу. Оценка производиться по критериям: эстетическим, технологическим, экономическим, экологическим.
  4. Выбор материалов. В данной работе с целью экономии используются отходы швейного производства – лоскут.
  5. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, используемых в работе.

Информация о работе Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"