Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 5
1.1 Сущность понятия проектной деятельности 5
1.2 Характеристика проектной деятельности 8
1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии 10
2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика» 19
2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология» 19
2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика» 20
2.3 Методические рекомендации 29
Заключение 33
Список литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсач ready.docx

— 249.65 Кб (Скачать)

НГПУ

 

ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

"Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"

 

 

 

 

выполнил:

студентка 743 группы

Булатова  Ирина

проверил:

кпн доцент Егорова Т.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний  Новгород

2010 

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 5

1.1 Сущность понятия проектной деятельности 5

1.2 Характеристика проектной деятельности 8

1.3 Использование проектной деятельности на уроках технологии 10

2. Разработка уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика» 19

2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология» 19

2.2 Разработка планов-конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика» 20

2.3 Методические рекомендации 29

Заключение 33

Список литературы: 35

 

Введение

 

Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.

Включение метода проекта в образовательный  процесс было сопряжено с рядом  трудностей. Некоторые педагоги с  осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем  группы школьников, работающих над  проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая  квалификация педагога, и достаточный  уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным  затратам.

Выполнение  творческих проектов обеспечивает систему  действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие  в проектной деятельности. Предоставляет  им новые возможности совершенствования  профессионального мастерства, дальнейшего  углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и  повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет  востребован. Выбирая тему проекта  и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих  сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования

Объектом исследования является процесс обучения технологии.

Предмет исследования – метод творческих проектов.

Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».

Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.

Задачи курсовой работы следующие:

  • Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
  • Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
  • Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
  • Разработать конспекты уроков и план-конспект уроков технологии при изучении раздела «Лоскутная пластика».

Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.

Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики руководства проектной деятельностью, который может быть использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.

Глава 1.Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии

1.1 Сущность понятия  проектной деятельности

 

Метод проектов не является принципиально новым  в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом  проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в  философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом  Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно  нужные, ему необходимо поставить  перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат  можно увидеть, осмыслить, применить  на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть  несколько причин, по которым метод  проектов не смог проявить себя:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной  деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло  в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили  с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому  из выполненных заданий.

В СССР метод  проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах –  США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно  и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод  не стоял на месте, идея обросла технологической  поддержкой, появились подробные  педагогические разработки, позволяющие  перевести метод проектов из категории  педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный  проект рассматривается сегодня  как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные  методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.

Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях  И.Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах  В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность.

Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах  Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий.

Так, Г.К. Селевко этот метод представляет как:

– вариант технологии проблемного обучения;

– комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

– способ группового обучения;

– компонент методики обучения в школе С. Френе;

– способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;

– метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

1.2 Характеристика проектной деятельности

 

При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися  осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.

Проектный метод в школьном образовании  в наше время рассматривается  как альтернатива классно-урочной  системе. Но специалисты из стран, имеющих  обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему  и другие методы обучения. Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.

Самое сложное для учителя в  ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта  возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной  из ведущих педагогических целей  метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в  сфере неопределенности, и его  нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные  при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.

Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно представить в  виде схемы «Этапы проектной деятельности».

 

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

1. Поиск  и анализ проблемы.

2. Выбор  темы проекта.

Информация о работе Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"