Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:34, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятие школьной неуспеваемости, выявление видов неуспеваемости и типов неуспевающих школьников, а также причин отставания учащихся от общей учебной программы и изучение методик по выявлению и устранению неуспеваемости школьников.
Задачи:
выявить сущность школьной неуспеваемости;
выделить ее виды и типы неуспевающих школьников;
разобраться в причинах неуспеваемости и рассмотреть способы их преодоления.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости школьников
Сущность школьной неуспеваемости и ее виды.
Типы неуспевающих школьников …..…………………………………. 5
Причины неуспеваемости. Способы их преодоления …….…….……. 15
Глава II. Практическое решение проблемы школьной неуспеваемости
2.1. Влияние умственного развития на школьную успеваемость ………... 26
Заключение ……………………………………………………………….…….. 43
Библиография ……………………………………………………………………45
11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
18. а) товар;
б) город; в) ярмарка; г)
19. а) описание;
б) сравнение; в)
20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
Описание к примеру набора заданий № 5
Вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Набор заданий № 5.
1. Азия - Африка.
2. Ботаника - зоология.
3. Феодализм - капитализм.
4. Сказка - былина.
5. Газ - жидкость.
6. Сердце - артерия.
7. Копенгаген - Манагуа.
8. Атом - молекула.
9. Жиры - белки.
10. Наука - искусство.
11. Стойкость - мужество.
12. Ампер - вольт.
13. Канал - плотина.
14. Мозаика - икона.
15. Облачность - осадки.
16. Сумма - произведение.
17. Иносказание - описание.
18. Классицизм-реализм.
19. Цунами-ураган.
Описание и примеры задания № 6
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
Набор заданий № 6.
1) 6 9 12 15 18 21...
2) 9 1 7 1 5 1 ...
3) 2 3 5 6 8 9 ...
4) 10 12 9 11 8 10 ...
5) 1 3 6 8 16 18 ...
6) 3 4 6 9 13 18 ...
7) 15 13 16 12 17 11 ...
8) 1 2 4 8 16 32 ...
9) 1 2 5 10 17 26 ...
10) 1 4 9 16 25 36 ...
11) 1 2 6 16 31 56 ...
12) 31 24 18 13 9 6 ...
13) 174 171 57 54 18 15 ...
14) 54 19 18 14 6 9 ...
15) 301 294 49 44 11 8 …
Правильные ответы к заданиям теста ШТУР
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№6 |
1.б |
1.б |
1.г |
1.б |
1.24 |
2.б |
2.б |
2.б |
2.а |
2.3 |
3.в |
3.г |
3.д |
3.д |
3.11 |
4.в |
4.а |
4.в |
4.а |
4.7 |
5.в |
5.в |
5.г |
5.а |
5.36 |
6.д |
6.г |
6.г |
6.а |
6.24 |
7.в |
7.б |
7.д |
7.в |
7.18 |
8.б |
8.г |
8.б |
8.в |
8.64 |
9.г |
9.б |
9.а |
9.д |
9.37 |
10.а |
10.г |
10.б |
10.г |
10.49 |
11.а |
11.а |
11.д |
11.б |
11.92 |
12.б |
12.б |
12.в |
12.б |
12.4 |
13.а |
13.в |
13.д |
13.б |
13.5 |
14.д |
14.б |
14.в |
14.г |
14.2 |
15.а |
15.а |
15.д |
15.в |
15.4 |
16.г |
16.г |
16.а |
16.б |
|
17.г |
17.а |
17.г |
17.в |
|
18.д |
18.в |
18.а |
18.г |
|
19.а |
19.в |
19.а |
19.г |
|
20.в |
20.в |
20.в |
20.в |
|
21.б |
||||
22.г |
||||
23.а |
||||
24.в |
||||
25.б |
Варианты ответов в заданиях субтеста 5 (обобщение)
№№ п/п |
Оценка, баллы |
||
2 |
1 |
0 | |
1 |
Части света |
Материки, континенты |
Страны, экватор, климат |
2 |
Биология, наука о живой природе |
Наука, предмет |
Природа |
3 |
Общественный строй, социально-экономическая формация |
Общество, ступени развития |
Классы, история, буржуазия, угнетение |
4 |
Устное народное творчество, фольклор |
Литература, мудрость, творчество |
Предание, выдумка, легенда, миф |
5 |
Состояние вещества, агрегатное состояние вещества |
Вещество, состояние тела |
Химия, физика |
6 |
Органы кровообращения |
Внутренние органы, органы человека |
Биология, сосуды, анатомия, части тела |
7 |
Столицы |
Города |
Страны, острова |
8 |
Мельчайшие частицы вещества, состав вещества, составные части вещества |
Частица, вещество |
Состав клетки |
9 |
Органические вещества |
Состав вещества, вещество |
Витамины, углеводы, состав клетки, молекулы |
10 |
Культура, виды деятельности |
Творчество |
Этика, знание, просвещение |
11 |
Положительные черты характера |
Качества (черты) характера, характер |
Сила, храбрость |
12 |
Электрические единицы измерения |
Физические величины, электричество, единицы измерения |
Единица, учение, прибор |
13 |
Искусственные водные сооружения, водные сооружения |
Сооружение, водоем, водохранилище |
Вода, энергия, строение, природа |
14 |
Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства |
Искусство, творчество |
Живопись, изображения, фрески, церковь |
15 |
Атмосферное явление, климатические явления |
Климат, явление (состояние погоды) |
Циклон,природа, дождь |
16 |
Результаты математических действий |
Математические действия, операции с числами |
Математика, решение |
17 |
Литературные приемы
|
Способы изложения |
Творчество, рассказ, сравнение |
18 |
Направление в искусстве, художественный стиль |
Литературные направления |
Литература, формулировка |
19 |
Стихийное бедствие |
Стихия |
Разрушение |
В эксперименте принял участие Владимир, учащийся 7 класса. Общая сумма за пройденный тест составила 75 баллов, что свидетельствует об уровне умственного развития выше среднего и позволяет его отнести к группе учащихся, близких к успешным.
Однако общий балл по тесту может объединить неодинаковые вклады каждого субтеста, поэтому следует проанализировать результаты по каждому отдельно.
Первые два субтеста не вызвали у эксперементируемого особых трудностей, что позволяет судить об усвоении учеником общих понятий и терминов. По результатам третьего теста «Аналогий» можно сказать, что Владимиру лучше дались задания, в которых отражаются свойства и функции понятий, гораздо больше ошибок было допущено в заданиях на выявление причинно-следственной связи. Качественный анализ субтеста 5 позволил выявит способности ребенка к логическому обобщению – по двум заданиям данного субтеста ученик привел наиболее широкое категориальное обобщения, но допустил много ошибок в других заданиях, за которые получил 0 баллов. Ученик уделяет недостаточное внимание связям между предметами и явлениями. Наибольшую трудность у Владимира вызвал 6 субтест, направленный на построения числового ряда. Из 15 вопросов ученик справился лишь с 5.
Подводя итоги, можно сказать, что у Владимира осведомленность в некоторых общих понятиях представлена лучше, чем сформированность операционной стороны мышления. Наиболее отработанным типом логической связи у данного ученика является функциональные отношения, наиболее трудно дается причинно-следственная связь.
Соотнесем результат ШТУРа с показателями успеваемости ученика. Владимир является хорошистом. Он имеет примерно равное соотношение четверок и пятерок по школьным предметам. Наибольшую трудность у него вызывают уроки математики, он недостаточно хорошо владеет вычислительными операциями, в текущих оценках у него просложиваются тройки. 6 субтест ШТУРа наглядно это продемонстрировал. Большой интерес ребенок проявляет к биологии. 5 субтест подтверждает, что он имеет неплохие знания по этому предмету - ученик дал широкие категориальные обобщения на задания по биологии. Неплохие знания учащийся имеет по русскому языку и литературе.
Достоинством ШТУР являются богатые возможности, которые он предоставляет для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося, так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального развития ребенка, соотнесенное с социально-психологическим нормативом. Иными словами, зная исходный уровень умственного развития и норматив, к которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимся.
Анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика. На основании замеченных недостатков в умственном развитии педагог намечает конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
Заключение
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости учащихся.
В данной курсовой работе мы выяснили, что под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения. Оно тесно связано с отсталостью школьников. Мы выяснили, что не допустить переплетения отдельных отставаний и устранить их - это и есть предупреждение неуспеваемости.
На неуспеваемость школьников влияет ряд причин, которые можно объединить по четырем признакам: психологические, социально-бытовые, педагогические и физиологические. Важно также помнить о степени готовности к школьному обучению поступающих в первый класс, так как у детей, не достигших школьной зрелости, возникают проблемы не только с выполнением требований учебной программы, но и со здоровьем.
Решая проблему неуспеваемости только на уровне ученик-учитель, привлекая родителей лишь в качестве контролирующей и руководящей силы, положительного результата не получить. Необходимо понимание системных семейных и школьных причин дисфункции ребенка, нарушений взаимоотношений в семье, а также своевременная и точная постановка «диагноза» причин неуспеваемости, подбор адекватных нарушению путей их устранения или компенсации, своевременное лечение. Это требует больших усилий прежде всего от педагога. Иногда сложно втиснуть в плотный график работы школы тренинговые и развивающие занятия для учащихся, совещания по «проблемным» детям и другие мероприятия. Для учителей должно быть важным не только научить чтению, письму и математике, но и обращать внимание на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Информация о работе Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления