Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:34, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятие школьной неуспеваемости, выявление видов неуспеваемости и типов неуспевающих школьников, а также причин отставания учащихся от общей учебной программы и изучение методик по выявлению и устранению неуспеваемости школьников.
Задачи:
выявить сущность школьной неуспеваемости;
выделить ее виды и типы неуспевающих школьников;
разобраться в причинах неуспеваемости и рассмотреть способы их преодоления.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости школьников
Сущность школьной неуспеваемости и ее виды.
Типы неуспевающих школьников …..…………………………………. 5
Причины неуспеваемости. Способы их преодоления …….…….……. 15
Глава II. Практическое решение проблемы школьной неуспеваемости
2.1. Влияние умственного развития на школьную успеваемость ………... 26
Заключение ……………………………………………………………….…….. 43
Библиография ……………………………………………………………………45
Курсовая работа на тему:
«Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления»
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости школьников
Типы неуспевающих школьников …..…………………………………. 5
Глава II. Практическое решение проблемы школьной неуспеваемости
2.1. Влияние умственного развития на школьную успеваемость ………... 26
Заключение ……………………………………………………………….…….. 43
Библиография ……………………………………………………………………45
Введение
Со времен появления первых школ и до современности одним из самых уязвимых мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Ей всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), так и педагогов (А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Проанализировав литературные источники, удалось выяснить, что причинами школьной неуспеваемости могут выступать: неподготовленность к школьному обучению, выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата. Поэтому для более эффективной работы со слабоуспевающими детьми надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.
Опыт педагогов показывает, что вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье. Не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет. Это обуславливает актуальность темы нашей курсовой работы.
Целью данной работы является раскрытие понятие школьной неуспеваемости, выявление видов неуспеваемости и типов неуспевающих школьников, а также причин отставания учащихся от общей учебной программы и изучение методик по выявлению и устранению неуспеваемости школьников.
Задачи:
Глава I. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости школьников
Понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения. Поэтому задача дидактики состоит в том, чтобы раскрыть сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявить структуру неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное, изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею, если это не сделано, нет никакой гарантии в том, что вскрываются существенные стороны неуспеваемости и что меры в ее преодолении направлены на главное в этом явлении.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
В.С. Цетлин дает
следующее определение
М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями. Он считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда нарушаются противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется. В. Оконь солидарен с М.А. Даниловым и определяет неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного процесса, т.е. учениками и учителями, и внешними условиями.
Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и не затрагивают его внутреннее строение.
Неуспеваемость тесно связана с отставанием.
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.
Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
Указанные черты составляют признаки понятия "неуспеваемость" для учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они и предстают как отставания.
Выделение признаков отставания требует анализа процесса обучения.
Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля. Важно также отметить, что способы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.
Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Дадим описание признаков возможных отставаний учащихся:
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не
может объяснить цель
6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Таким образом, под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Виды неуспеваемости
Существует несколько подходов к классификации видов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые их них.
«Неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс» - указывает А.А. Бударный. Он различает два вида неуспеваемости. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая «относительная» неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся (9, с. 27).
Определение видов неуспеваемости содержится в работе
А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1) общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время. Причинами могут служить неподготовленность учащегося, его нерадивость, лень либо неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства);
Информация о работе Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления