Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятие школьной неуспеваемости, выявление видов неуспеваемости и типов неуспевающих школьников, а также причин отставания учащихся от общей учебной программы и изучение методик по выявлению и устранению неуспеваемости школьников.
Задачи:
выявить сущность школьной неуспеваемости;
выделить ее виды и типы неуспевающих школьников;
разобраться в причинах неуспеваемости и рассмотреть способы их преодоления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости школьников
Сущность школьной неуспеваемости и ее виды.
Типы неуспевающих школьников …..…………………………………. 5
Причины неуспеваемости. Способы их преодоления …….…….……. 15
Глава II. Практическое решение проблемы школьной неуспеваемости
2.1. Влияние умственного развития на школьную успеваемость ………... 26
Заключение ……………………………………………………………….…….. 43
Библиография ……………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Школьная неуспеваемос.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Простейшие  варианты совместных познавательных занятий  со школьниками - это наблюдения за растущими растениями, фиксация изменений  в природе, проведение опытов по химии. Занятие из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретённое с учётом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации. Познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного школьника в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего по предметам. Значимость общения со старшим школьником может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов.

По мнению И.В. Дубровиной, психологическими причинами, лежащими в основе неуспеваемости, помимо недостатка в развитии мотивационной сферы детей, являются так же недостатки познавательной деятельности.

Существует 3 фактора, которые могут вызвать дефекты  познавательной деятельности и тем  самым влиять на успеваемость учащихся:

  1. несформированность приемов учебной деятельности;
  2. недостатки развития психических процессов;
  3. неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

 И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.

Трудность учебной работы школьника  зависит, с одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой - от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно, - от мастерства учителя.

Отмеченные  особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить, но вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д. Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.

Неумение и  нежелание активно мыслить - это  отличительные особенности неуспеваемости школьников, иногда называемых “интеллектуально пассивными” (Л.С. Славина). Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

При изучении причин того, почему ребенок не успевает, плохо учится, не любит школу, важен анализ деятельности учителя в качестве важного фактора влияния. Успеваемость ученика, его отношение к учебе и к школе зависят, прежде всего, от учителя. Учитель – главная фигура в учебном процессе, он определяет, каким будет этот процесс его совместной деятельности с учеником.

Среди множества  причин неуспеваемости школьников значимыми являются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены.

Нежелание учиться является важным фактором становления отрицательных черт характера неуспевающих учеников. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано", а в школе - что “забыл книги дома” и т.д. Это приводит к конфликтным отношениям с учителем, в результате которых ученик становится агрессивным. Когда учитель годами безуспешно работает с тем или иным учеником, когда, что бы он ни делал, ситуация (отношения, успеваемость, атмосфера) все время ухудшается, то складывается такой своеобразный защитный механизм, который можно описать следующим воображаемым внутренним монологом учителя: «Он безнадежен. Что я ни делал, результата нет. У него такие глубокие пробелы, что догнать остальных он не сможет никогда. К тому же он далеко не семи пядей во лбу, умным человеком, прямо скажем, его не назовешь. Да, я вынужден терпеть его на уроках. А что делать? Буду формально преподавать, а он пусть как хочет, так и крутится. Он пропустил? Мне все равно! У меня по плану сегодня такая-то тема. Пусть как хочет, так и понимает. Я сделал все, что мог. МОЯ СОВЕСТЬ ЧИСТА!» (5, с. 13). Отрицание учителем своей вины - эпицентр проблемы неуспевающего ученика.

Исследование  школьной ситуации подростков, прогуливающих  школу, показало, что у «истинных прогульщиков» (так назвали группу детей, которые имеют прогулы свыше двух недель) есть общие особенности:

  • у них есть пробелы в знаниях, которые они не могут самостоятельно ликвидировать;
  • они не получают помощи со стороны учителя;
  • они прогуливают занятия без уважительных причин.

Увидеть связь  этих трех компонентов несложно. Если ученик отстал настолько, что сам  догнать не может, то он нуждается  в помощи со стороны учителя. Если он эту помощь не получает, то догнать (вообще понять что-либо на уроке, справиться с требованиями учителя) он в принципе не может. Приходить в класс и пытаться делать то, что он заведомо делать не может, – лишено смысла. А значит, лишено смысла и его пребывание в школе… Получается порочный круг. Порочный круг у учителя, который оправдывает свое бездействие бессмысленностью работы с учеником. Порочный круг у ученика, который оправдывает свои прогулы и «уход» от учебной деятельности тем, что «предметы бессмысленны», «учеба в школе для жизни не пригодится».

Условий, при  которых трудный и неуспевающий ученик вдруг начал бы нормально учиться, совсем немного и они вполне выполнимы, но требуют от учителя некоторого усилия в плане изменения, прежде всего собственной позиции во взгляде на себя, на ученика, на отношения в совместной деятельности (5, с. 14-15).

Успехи и  неудачи в учении, отношение ребенка к самому себе определяет оценка учителем результатов его учебного труда. Психологи и педагоги изучают влияние  оценок учителя на ребенка и его успеваемость.

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла  учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел. Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт убедительно  показал, что школьник испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке, его очень огорчает отрицательная оценка, но действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается. Если школьник сочтет, что его труд напрасен, у него не будет стимула к дальнейшей учебе.

Одним из важных факторов, определяющим не только успешность обучения ребёнка, поступающего в школу, но и нервно-психическое благополучие, является соответствие требований, предъявляемых учебными занятиями и всем режимом школы, возможностям, степени зрелости детей. Дети, не достигшие к началу обучения необходимой школьной «зрелости», либо не справляются с требованиями учебной программы, либо выполняют их ценой снижения уровня здоровья.

В процессе обучения ребенка в школе выделяют два  наиболее критических периода: начало обучения в 1 классе и период обучения в 5-7 классе. Психофизиологии отмечают, что эти периоды связаны с  выраженной перестройкой в деятельности основных физиологических систем организма ребенка, когда учебная работа и умственная активность сопровождается высоким функциональным напряжением. Это может проявляться в повышенной утомляемости, в усилении импульсивности, в снижении произвольности психических процессов.

Определить  трудность протекания процесса адаптации  можно по изменениям в поведении  детей: чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, или заторможенность, апатия, при  неблагоприятных условиях возникает  чувство страха, отказ от посещения школы. Положительными показателями является формирование адекватного поведения, установление контактов с учителем и сверстниками, овладение навыками учебной деятельности, стремление получать положительные отзывы. В подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания (примерно в 5 – 7 классе), по данным психофизиологов, учитель может отметить, что подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации, «ничего не видят и не слышат». Поведение школьника характеризуется эмоциональной неустойчивостью, неуправляемостью, снижением работоспособности.

Необходимо  учитывать и то, что каждый ребенок  имеет индивидуальный темп работоспособности. Если обучение требует от ребенка  значительных умственных и физических затрат, то утомление может наступать не только к вечеру, но уже и в середине дня, например, когда ребенок только пришел из школы и еще не приступал к выполнению домашних заданий. Понимание этого поможет подобрать оптимальное время для выполнения домашних заданий или посещения дополнительных занятий. Другими словами, решить делать уроки вскоре после школы или после отдыха, начинать выполнение заданий с трудных для ребенка предметов или более простых.

Немаловажное  значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Выяснено, что  для отстающих детей в отношении  к ним родителей важна поддержка и внимание, для способных же главное - положительное отношение родителей к образованию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей редко спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. Родители не вникают в содержание деятельности детей и не могут, естественно, судить о ее качестве, они видят только количество - много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает.

Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся  друг к другу с пониманием и  заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

От учителя  во многом зависит, насколько успешно  будут решается проблемы неуспеваемости. Сегодня определилась некая система взаимосвязанных и «привязанных» к проблеме неуспеваемости мероприятий (семинары, лекции, практикумы, консилиумы) и система взаимодействий, передачи знаний, длительных наблюдений, аналитической деятельности, обмена мнениями специалистами.

Таким образом, в современной дидактике в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагаются следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая  терапия - меры по устранению  отставаний в учебе. В отечественной  школе это дополнительные занятия.  На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное  воздействие. Поскольку неудачи  в учебе связаны чаще всего  с плохим воспитанием, то с  неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

По мнению авторов, Г.Б. Мониной и Е.В. Парасюк, чтобы оптимизировать процесс обучения, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей. Нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить из интересов прежде всего самих детей.  Разговаривать с подростком надо спокойно и доброжелательно. Всегда стремиться найти выход из создавшейся ситуации, помочь ученику выявить свои резервы и потенциал.

Комплексный подход в решении проблемы неуспеваемости – это совместная, взаимосвязанная  диагностическая и коррекционно-развивающая  работа специалистов-смежников: педагога, логопеда, психолога, социального педагога, и если необходимо, то и педиатра, психиатра и других специалистов-медиков (в соответствии с диагнозом). Надо учитывать мнения родителей и самих детей.

Информация о работе Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления