Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятие школьной неуспеваемости, выявление видов неуспеваемости и типов неуспевающих школьников, а также причин отставания учащихся от общей учебной программы и изучение методик по выявлению и устранению неуспеваемости школьников.
Задачи:
выявить сущность школьной неуспеваемости;
выделить ее виды и типы неуспевающих школьников;
разобраться в причинах неуспеваемости и рассмотреть способы их преодоления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости школьников
Сущность школьной неуспеваемости и ее виды.
Типы неуспевающих школьников …..…………………………………. 5
Причины неуспеваемости. Способы их преодоления …….…….……. 15
Глава II. Практическое решение проблемы школьной неуспеваемости
2.1. Влияние умственного развития на школьную успеваемость ………... 26
Заключение ……………………………………………………………….…….. 43
Библиография ……………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Школьная неуспеваемос.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Абсолютно индивидуальный подход в классе, где 20-30 учеников, нереален. Г.Б. Монина и Е.В. Панасюк предлагают вариант постепенного перехода на самоиндивидуализацию. Главное – это совместный поиск с ребенком способов успешной деятельности, новых для него оптимальных вариантов и приемов преодоления трудностей в учебных заданиях, активизация его ресурсов. В организации обучения необходимо учитывать состояние здоровья, половозрастные особенности ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, семейной культуры и семейной ситуации, характер, темперамент, изучать сильные стороны, потребности и интересы (7, с. 182-183).

Главная сложность  в организации целостной системы  психолого-педагогического сопровождения  – это трудности организации  работы в «команде». Не всегда хватает умения договориться, определить качество и степень своего участия в оказании комплексной помощи ребенку, его семье.

 

 

 

 

 

 

II глава. Практическое решение школьной неуспеваемости

    1. Влияние умственного развития на школьную успеваемость

 Учителю необходимо уметь не только формировать новые виды познавательной деятельности, но и оценивать уровень сформированности уже имеющихся ее видов. Особенно важно это уметь делать в случае отставания учащихся. Если ученик испытывает затруднения в решении тех или иных задач, то учитель, стремится помочь такому ученику. Но для того, чтобы помощь была эффективной, она должна быть направлена именно на те звенья познавательной деятельности, которые не сформированы или не доформированы. В этом случае перед учителем встает диагностическая задача.

Для определения  уровня умственного развития школьников  используется ШТУР - школьный тест умственного развития, который исследует уровень сформированности определенных понятий  и  совершаемых с ними некоторых логических действий. ШТУР  построен  на  таком  содержании, которое подлежит обязательному усвоению. Тест состоит из шести субтестов,  в каждом из которых от 15  до  25  однородных  заданий.  Два  первых  субтеста направлены на выявление общей осведомленности и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.  Третий  субтест направлен на  выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические  классификации,  пятый – логические обобщения, шестой  –  нахождение  правил  построения  числового ряда.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.

 

 

 

 

 

Примерный вариант ШТУРа

Описание и примеры набора заданий № 1.

Задания состоят  из предложений вопросительного  характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Набор задание № 1.

1. Начальные  буквы имени и отчества называются ...?

 а) вензель;  б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

2. Гуманный - это  ...?

а) общественный; б) человечный; в)профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

3. Система взглядов  на природу и общество есть ...?

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.

4. Одинаковыми  по смыслу являются слова "демократия" и ...?

а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.

5. Наука о  выведении лучших пород животных и сортов растений

называется ...?

а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания  книги, лекции, доклада –           это ...?

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

7. Начитанность, глубокие и широкие познания - это ...?

а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.

8. Отсутствие  интереса и живого активного  участия к окружающему - это ...?   а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость;

д) черствость.

9. Свод законов,  относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности называется ...?

а) революцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

10. Противоположностью  понятия "лицемерный" будет  ...?

 а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый;                          д) решительный.

11. Если спор  заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...?

а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах;

д) противоречии.

12. Этика - это  учение о ...?

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

13. Противоположностью понятия "идентичный" будет ...?

а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный;                     д) изолированный.

14. Освобождение  от зависимости, предрассудков,  уравнение в правах – это ...?

а) закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.

15. Оппозиция  - это ...?

а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.

16. Цивилизация  - это ...? а) формация; б) древность; в) производство;

 г) культура; д) общение.

17. Одинаковыми  по смыслу являются слова "приоритет" и ...?

а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.

18. Коалиция - это  ...?

 а) конкуренция;  б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение. 

19. Одинаковыми  по смыслу являются слова "альтруизм" и ...?

а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм;

д) нравственность.

20. Человек, который  скептически относится к прогрессу, является ...?               а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.

 

 

 

 

Описание и примеры набора заданий № 2.

К слову, которое  стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово - синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать модно только одно слово.

Набор заданий № 2.

1. Прогрессивный  - а) интеллектуальный; б) передовой;  в) ловкий;

г) отсталый.

2. Аннулирование  - а) подписание; б) отмена; в) сообщение;  г) отсрочка.

3. Идеал - а)  фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.

4. Аргумент - а)  довод; б) согласие; в) спор; г)  фраза. 

5. Миф - а)  древность; б) творчество; в) предание; г) наука, 

6. Аморальный - а) устойчивый; б) трудный; в)  неприятный;

г) безнравственный.

7. Анализ - а)  факты; б) разбор; в) критика; г) умение.

8. Эталон - а)  копия; б) форма; в) основа; г)  образец. 

9. Сферический  - а) продолговатый; б) шаровидный; в) пустой; г) объемный.

10. Социальный - а) принятый; б) свободный; в)  запланированный; 

г) общественный.

11. Гравитация - а) притяжение; б) отталкивание; в) невесомость; г) подъем.

12. Сентиментальный  - а) поэтический; б) чувствительный; в) радостный; 

г) странный.

13. Экспорт - а) продажа; б) товары; в) вывоз;  г) торговля.

14. Эффективный  - а) необходимый; б) действенный;  в) решительный;

г) особый.

15. Мораль - а)  этика; б) развитие; в) способности; г) право.

16. Модифицировать - а) работать; б) наблюдать; в)  изучать; г) видоизменять.

17. Радикальный  - а) коренной; б) ответный; в) последний;  г) отсталый.

18. Негативный - а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный;

г) неосторожный.

19. Субъективный - а) практический; б) общественный; в) личный;

г) скрытый.

20. Аграрный - а)  местный; б) хозяйственный; в)  земельный; г) крестьянский.

Описание к  примеру набора заданий № 3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это  слово вам следует найти и  подчеркнуть.

Набор заданий № З.

1. Глагол: спрягать = существительное:?

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.

2. Холодно: горячо = движение:?

а) инерция; б) покой; в) молекула; г) взаимодействие.

3. Колумб: путешественник = землетрясение:?

а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы;                         д) природное явление.

4. Слагаемое: сумма = множители:?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.

5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы:?

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.

6. Папоротник: спора  = сосна:?

а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.

7. Стихотворение: поэзия = рассказ:?

а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.

8. Горы: высота - климат:?

а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта;                       д) растительность.

9. Растение: стебель  = клетка:?

 а) ядро; б)  хромосома; в) белок; г) фермент;  д) деление. 

10. Богатство: бедность = крепостная зависимость:?

а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная  собственность; д) феодальный строй.

11. Старт: финиш  = пролог:?

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.

12. Молния: свет = явление тяготения:?

а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.

13. Первобытно-общинный  строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй:?

а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.

14. Роман: глава = стихотворение:?

 а) поэма;  б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.

15. Тепло: жизнедеятельность = кислород:? а) газ; б) растение; г) развитие;

д) дыхание.

16. Фигура: треугольник = состояние вещества:?

 а) жидкость; б) движение; в) температура; г)  вода; д) молекула.

17. Роза : цветок = капиталист:?

а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс; д) фабрика.

18. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон:?

а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.

19. Прямоугольник : плоскость = куб:?

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.

20. Война: смерть = частная собственность:?

а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.

21. Числительное: количество = глагол:?

а) идти; д) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.

22. Север: юг = осадки:?

 а) пустыня;  б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.

23. Диаметр : радиус = окружность:?

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.

24. Эпителий: ткань = аорта:?

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

25. Молоток: забивать = генератор:?

а) соединить; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.

Описание и  примеры набора заданий № 4.

 Вам даны  пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Набор заданий № 4.

1. а) приставка;  б) предлог; в) суффикс; г)  окончание; д) корень.

2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

3. а) барометр, б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.

4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий;  д) ремесленник. 

5. а) пословица;  б) стихотворение; в) поэма;  г) рассказ; д) повесть. 

6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.

7. а) дождь;  б) снег; в) осадки; г) иней; д)  град.

8. а) треугольник;  б) отрезок; в) длина; г) квадрат;  д) круг.

9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть. 

10. а) очерк;  б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.

Информация о работе Проблемы школьной неуспеваемости и пути ее преодоления