Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа
Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические основы социальной адаптации личности.
2. Определить критерии и уровни социальной адаптации подростков в условиях постоянной и временной микросреды.
3. Изучить своеобразие процесса социальной адаптации личности школьника-подростка.
Введение
1. Сущность процесса адаптации
1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации
1.2. Особенности подростковой адаптации
1.3. Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
2. Педагогические аспекты адаптации
2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе
2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение учителя
Заключение
Список литературы
Замечу,
что нужно различать так
Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и зачастую склонны к переоценке своих возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим: как раз наоборот. В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников. Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками.
Вывод
по 1 главе. Таким образом, школьному
психологу и классному педагогу сообща
следует уделять большее внимание родителям
подростка, его общению внутри семьи. Нужно
помнить, что трудным этот период является
не только для самого подростка, но и для
его родителей, которым тоже требуется
поддержка и психологическое сопровождение.
Родителям следует пояснить, что-то, что
происходит с ребенком – нормально и
является закономерным этапом развития
его личности. Они должны всеми силами
поддерживать своего ребенка и помнить,
что для него они являются единственными
настоящими авторитетами, несмотря на
то, что внешне это никак порой не проявляется.
Чаще беседуя с подростком, родители могут
косвенно повлиять на его предпочтения
во внешнем виде, его поведение в коллективе
для того, чтобы он не чувствовал себя
одиноким, непринятым.
Глава 2. Педагогические аспекты адаптации
Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе
Социальная
адаптация, являясь процессом активного
приспособления индивида к условиям
социальной среды, видом взаимодействия
личности и социальной группы с социальной
средой; результатом гармонизации отношений
субъекта и социальной среды включает
в себя, следующие важнейшие
Важное значение в социальной адаптации школьников имеет адаптационный потенциал, то есть скрытые возможности субъекта, оптимально включающиеся в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды.
В условиях характерной для современного общества миграции населения проблема адаптации нового ученика в классе представляется достаточно актуальной. В процессе его вхождения в новый коллектив между новичком и одноклассниками складываются определенные взаимоотношения, характер которых проявляется, в частности, в степени открытости новичку со стороны различных микрогрупп (7). Наиболее очевидной является дифференциация класса по гендерному признаку, поэтому следует говорить о взаимоотношениях одноклассников, учитывая их половую принадлежность (1), (16), (18).
Исследования показали, что степень удовлетворенности новичка сложившимися взаимоотношениями с одноклассниками в разных возрастных периодах в неодинаковой мере зависит от гендерной дифференциации класса (23).
Так, в младшем школьном возрасте отношение учеников к новичкам-девочкам несколько лучше, чем к новичкам-мальчикам; подростки более открыты к новичкам своего пола; а в старших классах показатели открытости к мальчикам и девочкам примерно одинаковы. Такая специфика взаимоотношений может быть объяснена следующим образом.
В
младших классах половые
Половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение только в подростковом возрасте. "Нарастающее половое влечение, взаимный интерес школьников мужского и женского пола приводит к новым особенностям взаимоотношений между ними” (15). При этом возникший интерес к противоположному полу побуждает к общению, но культура общения оставляет желать лучшего. Поэтому отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте складываются неровно и порою даже конфликтно. Чаще мальчики дружат с мальчиками, девочки - с девочками. То есть именно учащиеся своего пола составляют преимущественно группу ближайшего общения, что соответствует группе социометрического выбора, которая имеет большое значение в подростковом возрасте.
Итак, возрастной особенностью подростков является предпочтение новичков своего пола. Однако на степень выраженности этой закономерности влияет уровень развития межличностных отношений данного класса, а именно: чем выше уровень развития межличностных отношений, тем меньше разница в открытости мальчиков и девочек к новичкам противоположного пола. Таким образом, в подростковых классах высокого уровня развития влияние гендерного фактора заметно снижается, а в классах более низкого уровня развития его действие проявляется отчетливее. Это происходит вследствие сближения оценок мальчиков и девочек в классах высокого уровня развития.
Нивелирование
половых различий в старшем школьном
возрасте возникает вследствие того,
что старшеклассники усваивают
соответствующие стереотипы и стили
поведения, и у них формируются
психосексуальные установки и ориентиры.
Все это создает основу для
более ровного характера
В младших классах показатели открытости девочек по отношению к новичкам своего и противоположного пола несколько выше аналогичных показателей мальчиков. Это согласуется с результатами исследования В.В.Абраменковой, обнаружившей, что девочки в возрасте после 8, но до 12-13 лет оказываются в группе сверстников более гуманными, чем мальчики (1). Более того, в младших классах открытость девочек к новичкам-мальчикам превзошла открытость к новичкам-девочкам, в то время как мальчики проявили большую открытость к новичкам своего пола. Аналогичные данные получены в старших классах. А у подростков наоборот: девочки более открыты к новичкам-девочкам (6).
Это объясняется тем, что в подростковом возрасте девочки в половом отношении развиваются быстрее, чем мальчики, поэтому они ориентированы на старших представителей противоположного пола, а мальчики-сверстники, как правило, не представляют для них интереса. Интенсивное половое созревание мальчиков-подростков приводит к тому, что к старшим классам возрастная дистанция в развитии мальчиков и девочек сокращается, и в глазах девочек мальчики-сверстники становятся более привлекательными. Не исключено, что отношения девочек с представительницами своего пола оказываются конкурентными. В связи с этим доброжелательность девочек-старшеклассниц по отношению к новичкам-мальчикам нередко выше, чем к новичкам-девочкам. Однако мальчики-старшеклассники по-прежнему отстают в половом развитии от девочек этого возраста. Видимо, поэтому их открытость к девочкам-новичкам значительно меньше, чем к новым ученикам своего пола.
Проблема пола — это то, что называется «гендерным аспектом» образования. Она очень широко обсуждается и это связано с признанием того, что девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10–11 лет девочки всегда превышают по развитию мальчиков и в начальной школе заведомо лучше учатся. Требовать от мальчика, чтобы он показывал невероятные успехи в начальных классах — не стоит. Но ведь мы знаем: все отличницы девочки, но все великие ученые — мальчики. Их время придет к подростковому возрасту и будет длиться почти всю жизнь.
Еще
один аспект у гендерной проблемы
есть: учителя в российской школе
— женщины, а значит, преимущественно
у нас дается «женское образование».
Учитель-женщина ориентируется
В
первую очередь ребенку нужны
знания. Ребенка (мальчика) не надо угнетать
за неуспеваемость. Надо понимать его
– «мальчиковые» особенности
развития. И рассказать ему самому
об этих особенностях, чтобы он –
опять же – осознавал существование
перспектив.
Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
С позиции психологического сопровождения учебного процесса неоднократно указывалось на необходимость выявления и использования надежных критериев готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне. Данный вопрос возник в связи с тем, что индивидуальные особенности развития психических функций оказывают влияние на успешность освоения сложных программ обучения и степень напряжения механизмов адаптации. Поэтому своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль в системе образования.
Между
личностными особенностями и
особенностями адаптации
1) успешность деятельности;
2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу;
3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе;
Физиологические
особенности подросткового
предпосылкой для разнообразных психических и психосоциальных перестроек. Этот возраст не случайно называют "трудным ": становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, новая ситуация взрослости, смещение ориентации на общение со взрослыми на ориентацию на общение с ведущей референтной группой сверстниками, ориентация на практическую и общественно значимую деятельность (похожую на деятельность взрослых) (15).
Все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. При этом следует подчеркнуть адаптационное значение тревоги, которая представляет собой один из наиболее интимных и облигатных механизмов психического стресса. Возрастание тревоги приводит к мобилизации адаптационных механизмов, однако ее высокая интенсивность лежит в основе адаптационных нарушений.
При изучении адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы(2,11).
Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм школьника(12,2,3). Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. В связи с этим представляют интерес работы, выявляющие роль индивидуальных особенностей учащихся в адаптационном процессе.
В связи с тем, что учащиеся старших классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Необходимо разобраться в смысле понятия "социальная адаптация ". Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
Информация о работе Проблемы адаптации подростков в классном коллективе