Проблемы адаптации подростков в классном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические основы социальной адаптации личности.
2. Определить критерии и уровни социальной адаптации подростков в условиях постоянной и временной микросреды.
3. Изучить своеобразие процесса социальной адаптации личности школьника-подростка.

Содержание

Введение
1. Сущность процесса адаптации
1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации
1.2. Особенности подростковой адаптации
1.3. Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
2. Педагогические аспекты адаптации
2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе

2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение учителя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

     Замечу, что нужно различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую  пубертатность»: психическое и  телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности (15).

     Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и  зачастую склонны к переоценке своих  возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим:  как раз наоборот. В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников. Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста  сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность  перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится  общение со сверстниками.

     Вывод по 1 главе. Таким образом, школьному психологу и классному педагогу сообща следует уделять большее внимание родителям подростка, его общению внутри семьи. Нужно помнить,  что трудным этот период является не только для самого подростка, но и для его родителей, которым тоже требуется поддержка и психологическое сопровождение. Родителям следует пояснить, что-то, что происходит с ребенком – нормально и является закономерным этапом развития его личности. Они должны всеми силами поддерживать своего ребенка и помнить, что для него они являются единственными настоящими авторитетами, несмотря на то, что внешне это никак порой не проявляется. Чаще беседуя с подростком, родители могут косвенно повлиять на его предпочтения во внешнем виде, его поведение в коллективе для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непринятым. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Педагогические аспекты адаптации

     Педагогический  анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе

     Социальная  адаптация, являясь процессом активного  приспособления индивида к условиям социальной среды, видом взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой; результатом гармонизации отношений  субъекта и социальной среды включает в себя, следующие важнейшие компоненты: согласование оценок, притязаний индивида, его личностных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды, целей, ценностей, ориентации личности и ее способностью к реализации в конкретной социальной среде.

     Важное  значение в социальной адаптации школьников имеет адаптационный потенциал, то есть скрытые возможности субъекта, оптимально включающиеся в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды.

     В условиях характерной для современного общества миграции населения проблема адаптации нового ученика в классе представляется достаточно актуальной.  В процессе его вхождения в  новый коллектив между новичком и одноклассниками складываются определенные взаимоотношения, характер которых проявляется, в частности,  в степени открытости новичку  со стороны различных микрогрупп (7). Наиболее очевидной является дифференциация класса по гендерному признаку, поэтому следует говорить о взаимоотношениях одноклассников, учитывая их половую принадлежность  (1), (16), (18). 

     Исследования  показали, что степень удовлетворенности  новичка сложившимися взаимоотношениями  с одноклассниками в разных возрастных периодах  в неодинаковой мере зависит  от  гендерной  дифференциации класса (23). 

     Так, в младшем школьном возрасте отношение  учеников к новичкам-девочкам несколько лучше, чем к новичкам-мальчикам; подростки более открыты к новичкам своего пола; а в старших классах показатели открытости  к мальчикам и девочкам примерно одинаковы. Такая специфика взаимоотношений может быть объяснена следующим образом. 

     В младших классах половые различия новичков являются несущественными  для одноклассников, но в силу авторитетности учителя для младших школьников их оценки и поведение в большой  мере являются отражением того или  иного отношения учителя к  новичку. И так как девочки, как  правило, бывают нормативнее, и учителя видят “примерных” учеников именно в их лице (14), отношение к новичкам-девочкам в младших классах более доброжелательное, чем к новичкам-мальчикам. 

     Половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение только в подростковом возрасте. "Нарастающее  половое влечение, взаимный интерес  школьников мужского и женского пола приводит к новым особенностям взаимоотношений между ними” (15). При этом возникший интерес к противоположному полу побуждает к общению, но культура общения оставляет желать лучшего. Поэтому отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте складываются неровно и порою даже конфликтно. Чаще мальчики дружат с мальчиками, девочки - с девочками. То есть именно учащиеся своего пола составляют преимущественно группу ближайшего общения, что соответствует группе социометрического выбора, которая имеет большое значение в подростковом возрасте. 

     Итак, возрастной особенностью подростков является предпочтение новичков своего пола. Однако на степень выраженности этой закономерности влияет уровень развития межличностных  отношений данного класса, а именно: чем выше уровень развития межличностных  отношений, тем меньше разница в  открытости мальчиков и девочек  к новичкам противоположного пола. Таким образом, в подростковых классах  высокого уровня развития влияние гендерного фактора заметно снижается, а  в классах более низкого уровня развития его действие проявляется  отчетливее. Это происходит вследствие сближения оценок мальчиков и девочек в классах высокого уровня развития. 

     Нивелирование половых различий в старшем школьном возрасте возникает вследствие того, что старшеклассники усваивают  соответствующие стереотипы и стили  поведения, и у них формируются  психосексуальные установки и ориентиры. Все это создает основу для  более ровного характера взаимоотношений  между учащимися разного пола. Вместе с тем в старшем школьном возрасте  происходит переориентация с ролевых ценностей (одной из которых является половая принадлежность: роль юноши или роль девушки) на личностные. Именно поэтому старшеклассники  отдают предпочтение тем новичкам, кто, независимо от пола, привлекает их как личность. 

     В младших классах показатели открытости девочек по отношению к новичкам своего  и противоположного пола несколько выше аналогичных показателей  мальчиков. Это согласуется с  результатами исследования В.В.Абраменковой, обнаружившей, что девочки в возрасте после 8, но до 12-13 лет оказываются  в группе сверстников более гуманными, чем мальчики (1). Более того, в младших классах открытость девочек к новичкам-мальчикам превзошла открытость  к новичкам-девочкам, в то время как мальчики проявили большую открытость  к новичкам своего пола. Аналогичные данные получены в старших классах. А у подростков наоборот: девочки более открыты к новичкам-девочкам (6). 

     Это объясняется тем, что в подростковом возрасте девочки в половом отношении  развиваются быстрее, чем мальчики, поэтому они ориентированы на старших представителей противоположного пола,  а мальчики-сверстники, как правило, не представляют для них интереса. Интенсивное половое созревание мальчиков-подростков приводит к тому, что к старшим классам возрастная дистанция в развитии мальчиков и девочек сокращается, и в глазах девочек мальчики-сверстники становятся более привлекательными. Не исключено, что отношения девочек с представительницами своего пола оказываются конкурентными. В связи с этим доброжелательность девочек-старшеклассниц по отношению к новичкам-мальчикам нередко выше, чем к новичкам-девочкам. Однако мальчики-старшеклассники по-прежнему отстают в половом развитии от девочек этого возраста. Видимо, поэтому их открытость к девочкам-новичкам значительно меньше, чем к новым ученикам своего пола.

     Проблема  пола — это то, что называется «гендерным аспектом» образования. Она очень широко обсуждается  и это связано с признанием того, что девочки и мальчики с  рождения развиваются по-разному. До 10–11 лет девочки всегда превышают  по развитию мальчиков и в начальной  школе заведомо лучше учатся. Требовать  от мальчика, чтобы он показывал  невероятные успехи в начальных  классах — не стоит. Но ведь мы знаем: все отличницы девочки, но все  великие ученые — мальчики. Их время  придет к подростковому возрасту и будет длиться почти всю жизнь.

     Еще один аспект у гендерной проблемы есть: учителя в российской школе  — женщины, а значит, преимущественно  у нас дается «женское образование». Учитель-женщина ориентируется в  подаче материала на девочек. У мальчиков  включение в материал происходит позднее, он начинает на 20-25-ой минуте урока  понимать, в чем дело, а урок уже  заканчивается. Поэтому во многих городах  встает вопрос о раздельном обучении детей.

     В первую очередь ребенку нужны  знания. Ребенка (мальчика) не надо угнетать за неуспеваемость. Надо понимать его  – «мальчиковые» особенности  развития. И рассказать ему самому об этих особенностях, чтобы он –  опять же – осознавал существование  перспектив.  

Особенности адаптации учащихся профильных классов  общеобразовательной  школы

     С позиции психологического сопровождения  учебного процесса неоднократно указывалось на необходимость выявления и использования надежных критериев готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне. Данный вопрос возник в связи с тем, что индивидуальные особенности развития психических функций оказывают влияние на успешность освоения сложных программ обучения и степень напряжения механизмов адаптации. Поэтому своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль в системе образования.

     Между личностными особенностями и  особенностями адаптации существует определенная связь. Определенные аспекты  этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации могут оцениваться с помощью психодиагностических методик: оценки уровня тревожности, успешности в деятельности, эмоциональной напряженности и др. Среди критериев оценки адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности указываются:

1) успешность  деятельности;

2) способность  избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу;

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность  своей деятельностью, своим положением;

4) связывание  своих личных планов с этой  деятельностью в перспективе;

     Физиологические особенности подросткового периода  являются

предпосылкой  для разнообразных психических  и психосоциальных перестроек. Этот возраст не случайно называют "трудным ": становление характера, переход  от опекаемого взрослыми детства  к самостоятельности, новая ситуация взрослости, смещение ориентации на общение со взрослыми на ориентацию на общение с ведущей референтной группой сверстниками, ориентация на практическую и общественно значимую деятельность (похожую на деятельность взрослых) (15).

     Все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. При этом следует подчеркнуть адаптационное значение тревоги, которая представляет собой один из наиболее интимных и облигатных механизмов психического стресса. Возрастание тревоги приводит к мобилизации адаптационных механизмов, однако ее высокая интенсивность лежит в основе адаптационных нарушений.

     При изучении адаптации школьников к  условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы(2,11).

     Многочисленные  исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния  высоких учебных нагрузок на организм школьника(12,2,3). Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. В связи с этим представляют интерес работы, выявляющие роль индивидуальных особенностей учащихся в адаптационном процессе.

     В связи с тем, что учащиеся старших классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации. Необходимо разобраться в смысле понятия "социальная адаптация ". Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:

Информация о работе Проблемы адаптации подростков в классном коллективе