Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа
Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические основы социальной адаптации личности.
2. Определить критерии и уровни социальной адаптации подростков в условиях постоянной и временной микросреды.
3. Изучить своеобразие процесса социальной адаптации личности школьника-подростка.
Введение
1. Сущность процесса адаптации
1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации
1.2. Особенности подростковой адаптации
1.3. Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
2. Педагогические аспекты адаптации
2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе
2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение учителя
Заключение
Список литературы
Особенности подростковой адаптации
Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У
части подростков возбуждение нервных
процессов преобладает над
Конкретное,
образное мышление, характерное для
детей, в подростковом возрасте все
больше уступает место абстрактному,
становится более самостоятельным,
активным, творческим. Эти особенности
важно учитывать, поскольку они
влияют на качество получаемого общего
и профессионального
Подростковый
возраст характеризуется
Подростки,
по сравнению с детьми, более целеустремленны,
настойчивы. Однако проявления этих качеств
часто бывают односторонними. Для
них характерно попеременное проявление
полярных свойств психики: целеустремленность
и настойчивость могут
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость (15). Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие
психических функций
Формирование
всех психических функций еще
не завершено, и различные нарушения
в этот период без должного компенсирующего
воздействия могут привести к
серьезным проблемам у
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).
Особое место в развитии подростка начинает занимать именно социализация. Общество сверстников начинает преобладать над влиянием семьи. Подростки начинают активно отстаивать свое право на самостоятельность, ассоциируя ее с понятием «взрослость». Жизнь его проходит в совершенно разных областях, довольно сильно разграниченных между собой. Проще говоря, подросток включается в различные сферы социальной практики — такие как семья, школа и группы сверстников.
Школа выступает как немаловажный компонент социального развития. Основной функцией школы является сделать процесс взросления менее болезненным для самого ребенка. Включение его в активную деятельность коллектива формирует необходимые навыки общения, сотрудничества, и четкой субординации. Роль педагога в этом случае – роль лидера, который организует и курирует работу всего класса.
В современной системе образования дается представление обо всех основных науках. Что довольно сильно облегчает жизнь. Именно поэтому различным специалистам не трудно переключаться с одной области на другую. Но это затрудняет жизнь подростку, которому такое обилие знаний может показаться лишним. Именно профориентационная работа в школе призвана раскрыть сущность профессионального самоопределения, помочь с выбором профессии, раскрыть те или иные стороны профессиональной деятельности.
На выбор профессии существенно влияет и пример учителя. Если учитель в состоянии сделать свой предмет интересным, то, возможно, подросток изберет именно эту науку как сферу своей дальнейшей деятельности. Если же учитель привьет отвращение к своему предмету, то независимо от своих способностей впечатлительный подросток ни в коем случае не согласится связать свою жизнь с профессией, имеющей к этому предмету какое-либо отношение (15).
Стоит отметить, что школа как социальный фактор имеет огромное значение в становлении личности подростка. Различные культурные мероприятия развивают творческий потенциал подростка, способствуют разностороннему развитию, раскрытию в себе новых качеств. Школа помогает развитию навыков общения, и осознать ребенку себя как личность в социальной системе.
Правильно
организованная работа всего педагогического
состава поможет ребенку
Школьный
коллектив - это сложная организация,
которая может нормально
Последствиями низкого статуса подростка в школьном коллективе может стать: возникновение агрессии, тревожности, неуравновешенности и низкой самооценки.
От чего же зависят эти взаимоотношения? Во-первых, от общественного климата в классе. Во-вторых, от норм, принятых подростками. В-третьих, от правил общения и поведения, которые гласно или негласно принял коллектив. Также большое значение имеет половой состав (17).
Для
создания благоприятного климата необходимо
участие и руководство
Главная черта межличностных отношений в подростковом возрасте – их эмоциональная основа. Психологи отмечают, что любой человек, вступая в общение с другими людьми, чувствует себя по-другому, чем наедине с собой, также у него по-другому протекают психические процессы. На основании этого были выделены типы взаимного влияния подростков на деятельность друг друга: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение и независимость. Так, например, результатом существования психологической совместимости в коллективе является то, что, почти не зная друг друга, люди в группе уже с первых минут испытывают симпатию к одним членам группы, и антипатию – к другим.
Особое место в коллективных взаимоотношениях занимает позиция лидера. Именно лидеры, в силу авторитетности своей позиции, обладают большими возможностями для внушения и оказания влияния на остальных членов коллектива. Благодаря лидеру в группе могут установиться теплые, дружеские отношения, взаимопомощь и понимание. Но может сложиться и такая ситуация, когда нормой в коллективе станут конфликты, грубость, агрессия, неприязнь и взаимные насмешки.
Необходимо помнить, что в подростковом возрасте очень болезненны низкие оценки товарищей и неприязнь со стороны сверстников. Поэтому взрослым необходимо постоянно наблюдать за взаимоотношениями подростков в коллективе и помогать формированию здоровых, благоприятных отношений.
Формирование
развитой личности – это конечная
цель воспитания подростка в свете
основных задач современного общества.
Но эта цель не может быть реализована
автоматически, без усилий со стороны.
Во-первых, необходимо создать материальные
возможности и социальные условия.
Во-вторых, создать предпосылки для
совершенствования духовно-
Любой человек, как взрослый, так и подросток, постоянно находится включенным в различные формы общественной практики. Для того чтобы результат воздействия не оказался в противовесе с целями воспитания, нужна ее специальная организация.
Одной из таких форм является школа. Подросток, проводя в ней значительную часть времени, потенциально имеет возможность быть охваченным комплексной системой воспитания, которая может сделать существенный вклад в формирование подростка как личности. Основная задача воспитания в школе – духовное развитие и нравственное становление подростка, как личности. Для этого, традиционное авторитарное воспитание, с одной стороны, сохраняются, с другой – воспитывается направленность на поощрение коммуникативности, инициативности, эвристического способа мышления, высокой культуры и гуманности.
Чтобы воспитательная система способствовала реализации многочисленных запросов школьников и формированию базовых компетентностей, она структурно должна состоять из следующих блоков:
— работа по воспитанию в процессе обучения
— деятельность педагогического коллектива вне учебного процесса
— внешкольная деятельность
Как в любой системе, в воспитательной, можно выделить несколько основных показателей эффективности. Это системность и деятельностный подход. Программа воспитания, как производное от системы, должна являться приоритетом для всего преподавательского состава.
Воспитательная система определила иной подход к воспитательной работе: воспитание как развитие, сохранение и реконструкция человеческих качеств взаимными усилиями подростков, родителей, педагогов, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения актуальных задач созидания Личности.
Такое
понимание воспитания предполагает
выработку у подростка умения
разрешать жизненные проблемы, при
необходимости жизненного выбора руководствоваться
нравственными нормами, на воспитание
чувств.
Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
В
связи с глобализацией и
Вопросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели. Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность. Подростковый возраст – это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром. С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas – возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.
Информация о работе Проблемы адаптации подростков в классном коллективе