Проблемы адаптации подростков в классном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические основы социальной адаптации личности.
2. Определить критерии и уровни социальной адаптации подростков в условиях постоянной и временной микросреды.
3. Изучить своеобразие процесса социальной адаптации личности школьника-подростка.

Содержание

Введение
1. Сущность процесса адаптации
1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации
1.2. Особенности подростковой адаптации
1.3. Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
2. Педагогические аспекты адаптации
2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе

2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение учителя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

Особенности подростковой адаптации

     Подростковый  возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается  созревание организма. Состояние нервной  системы у подростков иное, чем  у взрослых и детей. Это проявляется  в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты  и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.

     У части подростков возбуждение нервных  процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при  построении учебных программ. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции  на минимальные стрессовые ситуации.

     Конкретное, образное мышление, характерное для  детей, в подростковом возрасте все  больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности  важно учитывать, поскольку они  влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.

     Подростковый  возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик  ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность (8).

     Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств  часто бывают односторонними. Для  них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться  с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход  от опекаемого взрослыми детства  к самостоятельности – все  это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.

     От  семи до двенадцати лет усложняются  механизмы субъективных эмоциональных  переживаний, возрастает роль таких  явлений, как страх и повышенная возбудимость (15). Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.

     Развитие  психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно  усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение  в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма  достаточно часто обнаруживается в  клинической картине нарушений  психического развития в детском  и подростковом возрасте.

     Формирование  всех психических функций еще  не завершено, и различные нарушения  в этот период без должного компенсирующего  воздействия могут привести к  серьезным проблемам у взрослого  человека.

     Наиболее  частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

     Особое  место в развитии подростка начинает занимать именно социализация. Общество сверстников начинает преобладать над влиянием семьи. Подростки начинают активно отстаивать свое право на самостоятельность, ассоциируя ее с понятием «взрослость». Жизнь его проходит в совершенно разных областях, довольно сильно разграниченных между собой. Проще говоря, подросток включается в различные сферы социальной практики — такие как семья, школа и группы сверстников.

     Школа выступает как немаловажный компонент  социального развития. Основной функцией школы является сделать процесс взросления менее болезненным для самого ребенка. Включение его в активную деятельность коллектива формирует необходимые навыки общения, сотрудничества, и четкой субординации. Роль педагога в этом случае – роль лидера, который организует и курирует работу всего класса.

     В современной системе образования дается представление обо всех основных науках. Что довольно сильно облегчает жизнь. Именно поэтому различным специалистам не трудно переключаться с одной области на другую. Но это затрудняет жизнь подростку, которому такое обилие знаний может показаться лишним. Именно профориентационная работа в школе призвана раскрыть сущность профессионального самоопределения, помочь с выбором профессии, раскрыть те или иные стороны профессиональной деятельности.

     На  выбор профессии существенно  влияет и пример учителя. Если учитель  в состоянии сделать свой предмет  интересным, то, возможно, подросток  изберет именно эту науку как  сферу своей дальнейшей деятельности. Если же учитель привьет отвращение к своему предмету, то независимо от своих способностей впечатлительный  подросток ни в коем случае не согласится связать свою жизнь с профессией, имеющей к этому предмету какое-либо отношение (15).

     Стоит отметить, что школа как социальный фактор имеет огромное значение в  становлении личности подростка. Различные  культурные мероприятия развивают  творческий потенциал подростка, способствуют разностороннему развитию, раскрытию  в себе новых качеств. Школа помогает развитию навыков общения, и осознать ребенку себя как личность в социальной системе.

     Правильно организованная работа всего педагогического  состава поможет ребенку саморелизоваться посредством какого-либо конструктивного  вида деятельности. Направить свою энергию в социально полезное русло. Неверно представлять педагогический процесс как борьбу амбиций, где  амбиции педагогов сталкиваются с весьма болезненным самолюбием подростка. Подобное отношение может привести к бунтарскому настрою, потере учебной мотивации, и в результате к ухудшению поведения и девиантным проявлениям.

     Школьный  коллектив - это сложная организация, которая может нормально развиваться  в зависимости от складывающейся в ней системы межличностных  отношений. В подростковом возрасте, когда повышается избирательность  общения, эмоционально-психологический  климат особенно важен.

     Последствиями низкого статуса подростка в  школьном коллективе может стать: возникновение  агрессии, тревожности, неуравновешенности и низкой самооценки.

     От  чего же зависят эти взаимоотношения? Во-первых, от общественного климата  в классе. Во-вторых, от норм, принятых подростками. В-третьих, от правил общения  и поведения, которые гласно или  негласно принял коллектив. Также большое  значение имеет половой состав (17).

     Для создания благоприятного климата необходимо участие и руководство взрослого  человека, потому что подростки, стремящиеся  показать свою «взрослость», пока еще  не способны самостоятельно справиться с большинством жизненных ситуаций из-за отсутствия опыта и зрелости.

     Главная черта межличностных отношений  в подростковом возрасте – их эмоциональная  основа. Психологи отмечают, что  любой человек, вступая в общение  с другими людьми, чувствует себя по-другому, чем наедине с собой, также у него по-другому протекают  психические процессы. На основании  этого были выделены типы взаимного  влияния подростков на деятельность друг друга: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение и  независимость. Так, например, результатом  существования психологической  совместимости в коллективе является то, что, почти не зная друг друга, люди в группе уже с первых минут испытывают симпатию к одним членам группы, и антипатию – к другим.

     Особое  место в коллективных взаимоотношениях занимает позиция лидера. Именно лидеры, в силу авторитетности своей позиции, обладают большими возможностями для  внушения и оказания влияния на остальных  членов коллектива. Благодаря лидеру в группе могут установиться теплые, дружеские отношения, взаимопомощь и понимание. Но может сложиться  и такая ситуация, когда нормой в коллективе станут конфликты, грубость, агрессия, неприязнь и взаимные насмешки.

     Необходимо  помнить, что в подростковом возрасте очень болезненны низкие оценки товарищей  и неприязнь со стороны сверстников. Поэтому взрослым необходимо постоянно  наблюдать за взаимоотношениями  подростков в коллективе и помогать формированию здоровых, благоприятных  отношений.

     Формирование  развитой личности – это конечная цель воспитания подростка в свете  основных задач современного общества. Но эта цель не может быть реализована  автоматически, без усилий со стороны. Во-первых, необходимо создать материальные возможности и социальные условия. Во-вторых, создать предпосылки для  совершенствования духовно-нравственной составляющей. Кроме того, все усилия должны прилагаться комплексно, в  единой системе воспитательного  процесса.

     Любой человек, как взрослый, так и подросток, постоянно находится включенным в различные формы общественной практики. Для того чтобы результат  воздействия не оказался в противовесе  с целями воспитания, нужна ее специальная  организация.

     Одной из таких форм является школа. Подросток, проводя в ней значительную часть  времени, потенциально имеет возможность  быть охваченным комплексной системой воспитания, которая может сделать  существенный вклад в формирование подростка как личности. Основная задача воспитания в школе – духовное развитие и нравственное становление  подростка, как личности. Для этого, традиционное авторитарное воспитание, с одной стороны, сохраняются, с другой – воспитывается направленность на поощрение коммуникативности, инициативности, эвристического способа мышления, высокой культуры и гуманности.

     Чтобы воспитательная система способствовала реализации многочисленных запросов школьников и формированию базовых компетентностей, она структурно должна состоять из следующих блоков:

     — работа по воспитанию в процессе обучения

     — деятельность педагогического коллектива вне учебного процесса

     — внешкольная деятельность

     Как в любой системе, в воспитательной, можно выделить несколько основных показателей эффективности. Это  системность и деятельностный подход. Программа воспитания, как производное  от системы, должна являться приоритетом  для всего преподавательского состава.

     Воспитательная  система определила иной подход к  воспитательной работе: воспитание как  развитие, сохранение и реконструкция  человеческих качеств взаимными усилиями подростков, родителей, педагогов, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения актуальных задач созидания Личности.

     Такое понимание воспитания предполагает выработку у подростка умения разрешать жизненные проблемы, при  необходимости жизненного выбора руководствоваться  нравственными нормами, на воспитание чувств.  

Роль  родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося

     В связи с глобализацией и информатизацией  общества в целом и системы  образования в частности взаимодействие семьи и школы приобретает  новое содержание, что диктует  иное видение роли родителей в  этом процессе. Значительно возросла ответственность родителей за выполнение своих обязанностей, однако не каждый родитель это понимает. Далеко не весь потенциал семейного воспитания реализуется в полной  мере. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в формировании независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, т.е. личности, способной реализоваться в современных социокультурных условиях.

     Вопросу адаптации подростка в социуме  всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели. Сейчас, когда в системе российского  образования происходят значительные изменения, связанные с переходом  на образовательный стандарт второго  поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность. Подростковый возраст  – это переход от мира детства  к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим  собой и окружающим миром. С физиологической  точки зрения, подростковый возраст  означает процесс изменений в  организме ребенка, вследствие  которых  он становится взрослым и способным  к продолжению рода. Поэтому термины  «половое созревание», «подростковый  возраст» и «пубертатный период»  или пубертат (от латинского pubertas – возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.

Информация о работе Проблемы адаптации подростков в классном коллективе