Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа
Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические основы социальной адаптации личности.
2. Определить критерии и уровни социальной адаптации подростков в условиях постоянной и временной микросреды.
3. Изучить своеобразие процесса социальной адаптации личности школьника-подростка.
Введение
1. Сущность процесса адаптации
1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации
1.2. Особенности подростковой адаптации
1.3. Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
2. Педагогические аспекты адаптации
2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе
2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение учителя
Заключение
Список литературы
Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении, Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.
Успешная
адаптация способствует нормальному
развитию человека, поддержанию его
душевного здоровья. Тем не менее,
как считал Фрейд, если Я оказывается
слабым, беспомощным перед
В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная
защита от опасности, хотя и приводит к частичному успеху, оборачивается вредными последствиями для человека.
Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется не адекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости Я (20).
Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе X. Гартмана и Э. Фромма.
Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» (6) данная проблема тика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.
В книге Фромма «Бегство от свободы» (22) ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация - это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация - приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».
Проблема
психологического обеспечения адаптации
человека к различным условиям жизни
и деятельности достаточно остро
заявляет о себе на переломных этапах
развития общества. На фоне довольно сложных
социально-экономических
В
связи с этим психологу целесообразно
учитывать, что слово адаптация
можно употреблять, с одной стороны,
для обозначения свойства человека,
которое характеризует его
Устойчивая
психическая адаптация (адаптированность)
- уровень психической
Исходя
из данного определения, можно говорить
о подобном состоянии студента в
среде его привычной
При
изменении привычных условий
жизни появляются факторы, вносящие
дезорганизацию в психическую деятельность,
регулирующую поведение человека. Возникает
необходимость в новых
Переадаптация в практической психологии понимается в двух значениях: 1) как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования; 2) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.
Особое
внимание необходимо уделять молодым
людям, процесс переадаптации которых
направлен на достижение адаптированности
в экстремальных условиях. При
этом надо иметь в виду наличие
определенных этапов, присущих процессу
психической адаптации и
Подготовительный этап имеет место в том случае, если человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Содержание его с точки зрения адаптации носит познавательный характер. Человек накапливает определенный информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. Кроме того, весьма значительную роль здесь играет и уровень мотивации к деятельности в заданных условиях (15).
Первый
тип познавательного поведения
на подготовительном этапе адаптации
характеризуется стремлением
Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации, которая сама по себе характеризуется случайностью и обрывочностью. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности или же воспринимается вся ин формация, но без критического оценивания ее достоверности и необходимости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования.
Этап
стартового психического напряжения можно
считать пусковым моментом приведения
в действие механизма переадаптации.
Состояние человека на этом этапе
сравнимо с переживаниями перед
спортивными соревнованиями, выходом
на сцену, предэкзаменационным волнением
и т.п. Трудно определить границы
этого этапа, так как динамика
адаптационного процесса не имеет четко
выраженных временных показателей.
Это зависит от индивидуальных особенностей
каждого человека, условий его
деятельности и т.п. Содержательная
и функционально-смысловая
Этап
острых психических реакций входа
(первичная дезадаптация) является
стадией адаптационного процесса, на
котором личность начинает испытывать
на себе влияние психогенных факторов
измененных условий существования.
Рассмотрение сущности и содержания
данного этапа требует анализа
специфических психогенных
Итак, на этапе острых психических реакций входа человек начинает испытывать фрустрирующее влияние среды, происходит активация адаптационного механизма.
Состоянием,
противоположным устойчивой психической
адаптации (адаптированности), является
состояние дезадаптации. Необходимо
отметить, что дезадаптация может
быть истолкована двояко. Во-первых,
как относительно кратковременное
ситуативное состояние, являющееся
следствием воздействия новых, непривычных
раздражителей изменившейся среды
и сигнализирующее о нарушении
равновесия между психической
Определяя
психогенное влияние
Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели, удовлетворяющей ту или иную потребность. Как, например, потребность общения с близкими во многих случаях успешно замещается перепиской, телефонными разговорами и т.п. Может произойти замена цели на более или менее адекватную ей, но приемлемую в условиях новой среды. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходе ее в адаптированное к данным условиям состояние. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.
Однако существует понятие фрустрационной толерантности или пороговой величины уровня напряжения, превышение которого оказывает деструктивное влияние на психику и поведение человека. Нарастание напряженности, вызванной стеническими эмоциями, которые человек переживает в измененных условиях существования, может превысить его индивидуальный порог толерантности еще до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути вы хода из ситуации и обеспечит его успешную переадаптацию. В этом случае напряжение продолжает нарастать на фоне преобладания тревожных эмоций, что, в свою очередь, продолжает дезорганизацию психической деятельности, истощая психические возможности человека.
Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые, привычные комплексы нервно-психических реакций уже более не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые, необходимые человеку в данных условиях, не имеют достаточных ресурсов для их соответствующей организации. Рост напряжения, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам. Человек волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. Следствием психической напряженности в измененной среде существования при невозможности ее конструктивного использования является нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы как следствие высокой психической нагрузки.
Процесс
адаптации человека к измененным
условиям жизни и деятельности -
сложное и многогранное явление, призванное
обеспечить формирование комплекса психических
реакций, определяющих его адекватное
поведение и эффективное взаимодействие
с непривычной средой существования. При
этом развитие процесса адаптации неоднозначно
по своему конечному результату и значению
с точки зрения успешности его завершения.
Информация о работе Проблемы адаптации подростков в классном коллективе