Проблемы адаптации подростков в классном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические основы социальной адаптации личности.
2. Определить критерии и уровни социальной адаптации подростков в условиях постоянной и временной микросреды.
3. Изучить своеобразие процесса социальной адаптации личности школьника-подростка.

Содержание

Введение
1. Сущность процесса адаптации
1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации
1.2. Особенности подростковой адаптации
1.3. Роль родителей и семейной среды в процессе адаптации учащегося
2. Педагогические аспекты адаптации
2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе

2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
2.4. Психолого-педагогическое сопровождение учителя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая педагогика.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ТОБОЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА (ТГСПА) 
 

     Кафедра педагогики 
 
 

     Курсовая  работа по педагогике

     на  тему: «Проблемы адаптации подростков в классном коллективе» 
 
 
 
 

     Студентка: Антипина Дарья Сергеевна

     Специальность: Иностранный язык (немецкий)

     Группа 38

     Преподаватель: Черкасова Ирина Ивановна 

       

       

       

      

     ТОБОЛЬСК 2011

     Содержание

Введение                                                                                                                

     1. Сущность процесса адаптации

     1.1. Психологические аспекты адаптации и дезадаптации

     1.2. Особенности подростковой адаптации

     1.3. Роль родителей и семейной  среды в процессе адаптации  учащегося   

     2. Педагогические аспекты адаптации

     2.1. Педагогический анализ гендерного подхода к изучению адаптации ученика в классе

                                     

     2.3.Особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

     2.4. Психолого-педагогическое сопровождение  учителя

     Заключение                                                                                                          

     Список  литературы                                                                                              

     Приложение 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В любом школьном возрасте ребенку  довольно трудно приспособиться к новым  условиям обучения. Особенно остро  встает вопрос об адаптации новых  учеников в подростковом возрасте. Ведь подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то казаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликты с ними. После поисков себя у подростка формируется "Я-концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". Помимо реального "Я", "Я-концепция" включает в себя "Я-идеальное".

     При высоком уровне притязаний и недостаточном  осознании своих возможностей идеальное "Я" может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться как обидчивость, упрямство и агрессивность. При диагностике уровня самооценочной тревожности показатели ее поднимаются выше нормы, что так же является свидетельством дезадаптации. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Психика детей в этом возрасте становится особенно ранима. Ребенок с одной стороны стремится к новым впечатлениям, к приобретению нового опыта, с другой стороны резкие изменения в социальной среде могут привести к дезадаптивности ребенка, к проблемам в межличностных отношениях, и как следствие, повышению уровня межличностной тревожности.

     Многолетние исследования уровня адаптации подростков показали, что многие дети, и особенно поступившие по конкурсу из других школ, на начало учебного года бывают полностью или частично дезадаптивными. Проявляется это как на поведенческом уровне, так и в результате психодиагностических исследований. На поведенческом уровне дезадаптация проявляется следующим образом: ребенок бывает часто замкнут, ему трудно принять сразу все групповые нормы и правила, сложившиеся в группе, классном коллективе; ребенок наоборот чересчур активен, подвижен, завязывает множество контактов, демонстративен; подросток в новых условиях становится менее успешным, чем до поступления в гимназию.

     В условиях характерной для современного общества миграции населения проблема адаптации нового ученика в классе представляется достаточно актуальной. В процессе его вхождения в новый коллектив между новичком и одноклассниками складываются определенные взаимоотношения, характер которых проявляется, в частности, в степени открытости новичку со стороны различных микрогрупп.

     Объект  исследования - процесс социальной адаптации подростков к различным изменениям в учебной среде.

     Предмет исследования - содержание, формы и  технологии социальной адаптации учащихся в общеобразовательной школе.

     Цепь исследования - обоснование путей повышения эффективности социальной адаптации учащихся. Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:

     1. Проанализировать методологические  и теоретические основы социальной  адаптации личности.

     2. Определить критерии и уровни  социальной адаптации подростков  в условиях постоянной и временной  микросреды.

     3. Изучить своеобразие процесса  социальной адаптации личности  школьника-подростка.

     Гипотеза  исследования исходит из теоретических  посылок о том, что социальная адаптация подростков в школе будет успешной, если: а) организация педагогического процесса направлена на раскрытие потенциала личности подростка, способствует утверждению его позитивного социального статуса; б) создана социально-педагогическая система, обеспечивающая взаимодействие, взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса; в) в основе социально-педагогической работы школы лежит модель ранней профилактики социальной и школьной дезадаптации детей и подростков; г) объединить усилия муниципальных органов управления, общественных объединений, образовательных учреждений, учреждений социальной сферы и семьи, ответственных за воспитание детей и подростков.

     Основной  теоретической базы исследования взяты  философские идеи Ж.Ж.Руссо, Антроповой М.В. о связи школы с жизнью, с окружающей средой. Эти положения развиты в трудах Ф.Б.Березина, И.Н.Никитиной, Ю.В.Сычева и других.

     Различные аспекты проблемы выступают в  качестве предмета изучения в трудах по философии и социологии (И.Н.Никитина, В.Т.Лисовский).

     В трудах выдающихся отечественных психологов Л.С.Выготского и П.П.Блонского и  их последователей заложены основы возрастной психологии, позволяющей понять особенности психического развития подростков, включая кризисные периоды развития. Особую ценность эти работы представляют своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, учителей.

     Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены исходные теоретические положения и на их основе создана наглядная методика педагогического изучения проблемного поля подростка и его семьи, процесса вхождения ученика в школьную действительность; определены сущность адаптации детей и подростков как социально-педагогического процесса в условиях постоянной и временной микросреды, систематизированы аналитические данные о критериях, показателях и уровнях сформированной социальной адаптации учащихся в условиях школы.

     Практическая  значимость исследования состоит в  разработке реально действующей  модели по ранней профилактике социальной дезадаптации подростков в условиях школы, программного обеспечения организационных  форм совместной деятельности всех участников образовательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Сущность процесса адаптации

     Психологические аспекты адаптации  и дезадаптации

     Адаптация (лат. adaptation - приспособление) - термин, введенный в научный оборот физиологами в конце 18 века; в самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего объекта сохранять спою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение пара метров внешней среды. Поэтому терм ном адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.

     В физиологии исследования приспособительных  процессов велись по двум основным направлениям, каждое на которых имеет  определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных  изменений чувствительности к интенсивности  действующего на орган чувств раздражителя. По лученные в этой области объективные  данные имеют определенное значение при организации какой-либо деятельности в условиях избыточной или не достаточной освещенности, шума и т.п. Во-вторых, изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды (5).

     Начало  этим исследованиям положили работы У. Кеннона, изучавшего физиологические  изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти 20 века Кеннон в качестве наиболее общих  ответов живых организмов на опасность  описал две основные реакции - бегство  и нападение. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться  не только физическими, но и эмоциональными факторами (13).

     Приблизительно  два десятилетия спустя канадский  физиолог Г. Селье начал разрабатывать  концепцию адаптационного синдрома - определенного неспецифического комплекса  реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов и т.п.), те же самые факторы вырывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма приспосабливаться к внешним условиям (19).

     Этот  общий, неспецифический сигнал к  включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже не важно, является ли фактор или ситуация, воздействующие на организм, приятными или неприятными, существенен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным  возможностям организма.

     В психологии понятие стресса получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает нормальной, естественной приспособительной ре акцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Полным освобождением от стресса является лишь смерть.

     В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев  она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.

     В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений.

     3игмунд  Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности) (20).

Информация о работе Проблемы адаптации подростков в классном коллективе