Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:56, курсовая работа
Цель нашего исследования заключается в определении необходимости индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей, в условиях современности.
Непосредственно, объектом будет весь процесс обучения и использование в нем индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.
Предметом данного исследования является особенности индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.
Введение………………………………………………………………...стр3
Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей
1.1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам……………………………………………………стр6
1. 2. Психолого-педагогическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников…………………………………………………стр7
Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей
2.1. Характеристика индивидуальных особенностей неуспевающих учащихся……………………………………………………………….. стр15
2. 2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.
Заключение……………………………………………………………… стр17
Список использованных источников………………………………… стр28
Приложение А…………………………………………………………. стр29
Приложение В………………………………………………………..… стр30
Приложение С(диск)…………………………………………………………
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:
1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;
2)
воспитателю необходимо уметь
выявлять то положительное,
Выявить
и использовать то положительное, что
имеется в личности любого трудного
подростка, не всегда легко, зато этот
приём воспитания весьма эффективен
и полностью вознаградит
3)
нередко хорошие результаты
Существует
три условия, при которых ставка
на доверие оказывается
На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства»11. Эта цель достиглась комплексом приёмов.
Во-первых, «учить и воспитывать таких детей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды». Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный ребёнок никогда не чувствовал своей «неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы»12
Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на неё, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребёнка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.
Сегодня много говорят и пишут о дифференциации в обучении детей. В общеобразовательных школах разделяют учащихся по успеваемости, создают классы однотипных по мыслительным данным учеников.
Елена Олеговна поделилась своим опытом внутриклассной дифференциации, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе: -«В первые же учебные дни следует выявить хорошо читающих детей, детей, читающих по слогам, знающих буквы и не знающих даже букв. По уровню подготовки класс можно разделить на три группы, и на уроках чтения нужно работать отдельно с каждой группой.
Например, закрепляя чтение слов и слогов с буквой П, предлагается хорошо читающим ученикам самостоятельно прочитать сказку В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Затем выполнить задания и ответить на вопросы:
— найти и прочитать места, где сказано, что петушок, курочка и уточка любили свою хозяйку;
— подумать, почему щенок убежал от девочки, можно ли девочку назвать доброй хозяюшкой.
Учащиеся, читающие по слогам, самостоятельно читают рассказ «Клоун» из пособия «Читаем сами» (с. 21). Они отмечают слова с буквой П, готовятся к пересказу.
В это время учитель работает со слабыми. Учит складывать слоги. Сначала читает открытые слоги: на, ту, ко, ры, се, пе. Затем закрытые слоги: сон, нос, кит, пар. В итоге он переходит к более сложным темам. Например, слоги со стечением согласных: сну, кто, сто, лни, при. Для закрепления пройденного материала предлагает учащимся напечатать эти слоги в тетради. Тем временем можно проверить работу, которую выполняли другие ученики. Например: Сильные учащиеся ответили на вопросы. Средние назвали в рассказе слова с буквой П, пересказали рассказ.
Дифференцированный подход используется учителем постоянно и урок письма не исключение. Так, закрепляя письмо слов с буквами М, м, предлагается всем учащимся списать с печатного текста предложение: Мила и Рома малы.
Тем, кто справился с заданием можно предложить дополнительное задание: подчеркнуть твердые согласные. Учащимся, которые затрудняются при списывании, предлагается помощь: письменные буквы, составляющие это предложение. Проверка: чтение по слогам, называют твердые согласные.
На этом же уроке небольшой диктант. Показывет картинки:
— Что это? (Парус.) Запишите это слово самостоятельно.
Дополнительное задание для тех, кто справился с основным заданием: обозначить количество слогов, звуков и букв в этом слове. Помощь для слабых: на доске записан первый слог па-, допишите второй слог -рус.
Показывает новую картинку:
— Кто это? (Волк.) Запишите слово самостоятельно.
Для тех, кто записал это слово, предлагается дополнительное задание: подчеркнуть гласные буквы. Помощь для слабых: печатает это слово на доске и предлагает списать с печатного.
На этом же уроке письмо по памяти предложения: Рома написал: «Мама, город, мир».
Те, кто справился с основным заданием, ставят в словах ударение. Для слабых выставляет карточки, на которых записаны слова, составляющие это предложение. Проверка: чтение предложения, голосом выделяют ударные гласные.
На уроках письма при написании новой буквы использует кальку. Например, после объяснения написания новой буквы З все учащиеся обводят букву через кальку, а затем пробуют написать самостоятельно в прописи. Тем, у кого получилась самостоятельно написанная буква, разрешает написать эту букву до конца строчки.
Остальным указывает на ошибки и рекомендует еще раз обвести букву через кальку. На уроке математики при прохождении темы «Сложение и вычитание с переходом через десяток» предлагает самостоятельно решить задачу: «В банке 13 соленых огурцов. За обедом съели 5 огурцов. Сколько огурцов осталось в банке?»
Те, кто справился с решением задачи, придумывают свои задачи по этому решению. Для слабых учеников записывает на доске слово «осталось», которое поможет детям в выборе действия.
На этом же уроке предлагает всем учащимся самостоятельно решить несколько примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток.
Для слабых рекомендует использовать индивидуальный ручной абак при решении этих примеров. Проверка: проецирует пленку на экран графопроектора, а учащиеся самостоятельно проверяют основное задание.
Во II классе использует дифференцированные задания и при написании творческих работ, например, при написании изложения «Грачи прилетели» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной). Учитель читает текст, после его анализа учащиеся коллективно составляют план:
1) Прилетели грачи.
2) Грачи строят гнезда.
3) Появление птенцов.
По заголовкам плана учащиеся определяют границы каждой части, пересказывают рассказ, устно редактируют основную его часть. После орфографической подготовки сильные и средние учащиеся записывают текст по плану. Слабые учащиеся отвечают на вопросы к каждой части:
1
часть. Какие птицы прилетают
к нам первыми? Опишите
2 часть. Где грачи строят свои гнезда? Расскажите, как они чинят старые гнезда и вьют новые. Почему спешат грачи?
3
часть. Когда появляются
Тем учащимся, которые самостоятельно записали рассказ по плану, рекомендует дополнить рассказ, выразив свое отношение к птицам.
При
закреплении темы «Главные и второстепенные
члены предложения», закончив беседу
по иллюстрации картины «На огороде»,
предлагает учащимся самостоятельную
творческую работу по этой иллюстрации
— составить предложение, используя схему:
Для сильных учащихся:
Для средних учащихся:
Для
слабых учащихся:
На уроках математики большое внимание уделяет обучению учащихся самостоятельному решению задач. И здесь ей помогают дифференцированные задания. Так, например, предлагает всем учащимся самостоятельно решить задачу № 388 (III класс) «Туристы отправились в поход. Сначала они ехали 2 ч на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 ч шли пешком со скоростью 4 км/ч. Чему равен весь путь, проделанный туристами?»
Для тех, кто справился с решением задачи, предлагает дополнительные задания: поставьте другие вопросы к условию этой задачи и ответьте на них; узнайте, во сколько раз скорость поезда больше скорости пешехода; определите, за сколько часов весь путь проехали бы велосипедисты, ехавшие со скоростью 12 км/ч.
Для тех, кто не справился с решением задачи, иллюстрирует весь путь, пройденный туристами. Расстояние, которое туристы проехали на поезде, обозначаю желтой полоской; путь, пройденный туристами пешком,— голубой. Весь путь состоит из этих двух участков. К этой иллюстрации для самых слабых учащихся предлагает план решения задачи:
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей