Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования заключается в определении необходимости индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей, в условиях современности.

Непосредственно, объектом будет весь процесс обучения и использование в нем индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.

Предметом данного исследования является особенности индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр3

Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

1.1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам……………………………………………………стр6

1. 2. Психолого-педагогическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников…………………………………………………стр7

Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

2.1. Характеристика индивидуальных особенностей неуспевающих учащихся……………………………………………………………….. стр15

2. 2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.

Заключение……………………………………………………………… стр17

Список использованных источников………………………………… стр28

Приложение А…………………………………………………………. стр29

Приложение В………………………………………………………..… стр30

Приложение С(диск)…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Динарина Курсовой работы.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 

Кафедра: Социально – гуманитарных дисциплин

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Педагогика»

Тема: «Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей»

(оценка) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

     Введение………………………………………………………………...стр3

     Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

    1.1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам……………………………………………………стр6

    1. 2. Психолого-педагогическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников…………………………………………………стр7

      Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

    2.1. Характеристика индивидуальных особенностей неуспевающих учащихся……………………………………………………………….. стр15

    2. 2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.

      Заключение……………………………………………………………… стр17

      Список использованных  источников………………………………… стр28

      Приложение А…………………………………………………………. стр29

     Приложение В………………………………………………………..… стр30

     Приложение С(диск)…………………………………………………………

 

Введение

      В человеческом обществе развитии проявляется  общее и особенное. Общее свойственно  всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных,  волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

      Индивидуальность  выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов,  склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

      Должны  ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности?

     Казалось  бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные  разногласия. Первая точка зрения –  массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской забавы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а так же  старательных, любознательных и не чем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

      Очень убедительно эту мысль выразил  Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей  терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.»1

Мы считаем, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

     Общеизвестно, высокая тематическая плотность  школьных дисциплин, которая вступает в противоречие с психолого-физиологических особенностей детей, их начальным уровнем подготовки к усвоению данных дисциплин. По ряду причин данное противоречие имеет тенденцию заметного обострения. Общеобразовательные школы вынуждены по медицинским и иным показателям создавать коррекционные классы, открывать школы.

     Исходя  из данного противоречия, мы вывели гипотезу: если комплекс методических приемов и дидактического сопровождения будет адекватен индивидуальным особенностям педагогически запущенных детей, то эффективность обучения данных детей будет высокой и значительной, тогда учащиеся с удовольствием идут на контакт и будут готовы к совместной работе.

      Следовательно, данная тема выбрана, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся, а особенно к педагогически запущенным.

      Цель  нашего исследования заключается в  определении необходимости индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей, в условиях современности.

     Непосредственно, объектом будет весь процесс обучения и использование в нем индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.

     Предметом данного исследования является особенности  индивидуального подхода к педагогически  запущенным детям.

      Для достижения обозначенной цели были выдвинуты  следующие задачи:

Во –  первых, изучить теоретический материал по теме исследования.

     Во – вторых, определить наиболее эффективные психодиагностические методы изучения индивидуальных особенностей неуспевающих школьников.

В –  третьих, проанализировать опыт работы учителя СОШ№17 Тимощук Е.О. 

      Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей.

 

Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей. 

1. 1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам. 

     Проблема  индивидуального подхода к детям  волновала передовых учителей и  прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы  с большой страстностью критиковали  педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.

      Настойчивыми  пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой  и К. Д. Ушинский Индивидуальные различия младших школьников были предметов специального изучения ряда советских психологов.

      В последние годы проведены исследования индивидуальной подготовленности детей  к школе. Дело в том, что все  больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, а третьи – целыми словами. Это ставит  учителя перед  необходимостью по-иному организовать учебный процесс с первоклассниками разной подготовленности, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитие детей. А. К. Назарова показала, что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучше организовать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логические упражнений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д.

      Подобно тому как дети различают по своим  физическим качествам, говорил Василий  Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

      Особое  внимание у В.А. Сухомлинского привлекли  слабоуспевающие дети. Он четко указывает  на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной сферы.

      Но  откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь причинно- следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в частности зависимость  успеваемости от здоровья или нездоровья детей.

      Этот  фактор по сути дела выпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались лишь проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. Василий Александрович перевел вопрос в иную плоскость: а всегда ли мы учитываем хроническое недомогание детей, посещающих уроки, по фактически на них не работающих?

      Л. К. Назарова показала, что ученики, слабо  подготовленные к изучению родного  языка, находясь в среде с более  подготовленными при правильной организации учебной работы получают полезные знания и умения, потому что вся деятельность в классе происходит на высоком уровне трудности.

      Индивидуальные  потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность  усвоения учебного материала, гибкость мыслительных процессов.

      Кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, дети различаются и по некоторым психофизиологическим особенностям своего психического склада и поведения. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы, на основе которых формируется психическая жизнь личности, все ее психические процессы, ее особенное и индивидуальное.

     Особого внимания требуют индивидуальные особенности  неуспевающих и недисциплинированных детей. 
 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников. 

     Среди учащихся, с которыми приходится иметь  дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория  трудных детей. К трудным детям  относят обычно тех  подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.2 Все это представляет для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, учителя испытывают затруднения в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою кажущуюся беспомощность.

      Диапазон  поступков, на основании которых  подростков и старших школьников считают трудными весьма велик: от устойчивых  проявлений отдельных отрицательных качеств и черт до наличия явно асоциальных форм поведения и проступков типа правонарушений и даже преступлений. 

      Трудные дети – это всегда педагогически  запущенные дети, в отношении которых  где-то, когда-то и кем-то был педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не применили своевременных мер к коррекции их личности. Иначе говоря в категорию трудных попадают школьники выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем.

      В этом смысле термин «трудный школьник» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания, «Трудный» не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Трудный» – это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей