Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования заключается в определении необходимости индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей, в условиях современности.

Непосредственно, объектом будет весь процесс обучения и использование в нем индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.

Предметом данного исследования является особенности индивидуального подхода к педагогически запущенным детям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр3

Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

1.1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам……………………………………………………стр6

1. 2. Психолого-педагогическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников…………………………………………………стр7

Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей

2.1. Характеристика индивидуальных особенностей неуспевающих учащихся……………………………………………………………….. стр15

2. 2. Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми.

Заключение……………………………………………………………… стр17

Список использованных источников………………………………… стр28

Приложение А…………………………………………………………. стр29

Приложение В………………………………………………………..… стр30

Приложение С(диск)…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Динарина Курсовой работы.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      Не  менее важным принципом является изучение личности в развитии. К.Д. Ушинский требовал от учителя знания истории характера ученика. Часто «разгадка» личности ребёнка содержится в условиях семейного воспитания. При этом необходимо выяснить:

  1. Общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия родителей, наличие условий для занятия ученика дома, краткие биографические сведения об ученике, перенесенные болезни, переезды семьи, переход из школы в школу, и так далее).
  2. Кто принимает наиболее активное участие в его воспитании? В чём состоит воспитание в семье? Есть ли система в воспитании, авторитетны ли для ребёнка те люди, которые его воспитывают, существуют ли единые требования, правильно ли переменяются поощрения и наказания? В какой мере ребёнок предоставлен самому себе? Отношение к ребёнку в семье.
  3. Отношение ребёнка к родителям (проявление уважения, заботы, и так далее). Отношение к старшим и младшим братьям и сёстрам. Отношение к другим членам семьи, соседям.
  4. Участие ребёнка в домашнем труде. Есть ли у него определённые трудовые обязанности, какие именно? Как он их выполняет? Напоминают ли ему о них? Отношение ребёнка к вещам.
  5. Ребёнок садится за уроки: самостоятельно или по требованию взрослых? Справляется сам или нуждается в помощи? Сколько затрачивает времени? Работает сосредоточенно или отвлекается? Контролируют ли его родители в подготовке уроков: следят за тем, чтобы ученик регулярно в определённое время готовил уроки, чтобы не откладывал приготовление на ночное время и так далее?
  6. Как ребёнок проводит свободное от учебных занятий время? Занимается ли спортом, посещает технические кружки, музеи, театры, кино? Есть ли у него какое-либо увлечение? Когда и при каких условиях оно возникло? Любит ли ребёнок читать и что главным образом читает? Бывают ли у ребёнка дома школьные товарищи, ходит ли он к ним, чем они заняты при встрече? С кем дружит ученик, и в чём выражается его дружба?
  7. Как проявляется отношение ребенка к школе? Любит ли он школу, в чём это проявляется? Как реагирует ученик на полученные отметки, как относится к учителю, отдельным предметам, своим товарищам?
 
 

2.2 Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми. 

      Учителю необходимо знать индивидуальные особенности  детей его класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

      Индивидуализация  учения предполагает организацию учебной  деятельности в соответствии с его  особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно  важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

      Индивидуализация  учения предполагает, что для каждого  ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

      Индивидуализация  учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые  формы деятельности, коллективистически мотивационное учение, усиление в  обучении связей «ученик-ученик» большой  акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

      Индивидуализация  учения в начальных классах состоит  в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к  школе, но и особенности его психофизиологического  развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

      Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения  знаниями основ наук. Поэтому попытка  ввести индивидуализацию учения по средствам  освобождения школьников от учебных  предметов, которые им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития.

      Нельзя  признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредствам сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других учеников. Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их преодоления, свести на нет систему воздействия учителя.

      Каковы  же основные пути и способы работы с педагогически запущенными  детьми?

      Перевоспитание  педагогически запущенных подростков и старших школьников должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

    - отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий;

    - неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива;

    - асоциального окружения.

     То  общая стратегия воспитательного  воздействия должна иметь ввиду  и семью, и школу, и ближнее  окружение. Надо сравниться, насколько  это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его от дурного влияния.

      Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

      В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребёнка. Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

      В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

      В-пятых  необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками. А.И. Кочетов, раскрывал систему воспитательных воздействий на трудных школьников, отмечает, что формирование личности трудновоспитуемого есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, трудный подросток не должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима активизация его личности, использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками. Как подчёркивает А.И. Кочетов, надо показать трудному школьнику истинную романтику нравственного воспитания, попытаться сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека, который затмил бы в глазах воспитуемого идеал «лихого парня-вожака», дать вдохновляющий образец для подражания. Кочетов конкретно рекомендует, как организовать самовоспитание трудных подростков. В частности, оно может начинаться с элементарных заданий самому себе на короткий срок. Такие задания вначале должны быть основаны на самолюбии подростка на его желании отличиться.

      Этот  же автор показывает, как с помощью  школы для перевоспитания трудных  учащихся можно воздействовать на семью, нормализовать, оздоровить семейную обстановку, как восстановить положительное  влияние семьи на трудного ребёнка, а если это не удаётся, как нейтрализовать вредное влияние родителей или других взрослых членов семьи.

      Что касается групп с асоциальной  направленностью, которые состоят  из трудных подростков, то возможны в отношении их две линии поведения. Можно противопоставить этим стихийным малым группам увлекательные дела организованных групп в тех же дворах и на тех же улицах, которые обладали бы притягательной силой в отношении подростков. Можно, как советует Кочетов не противопоставлять организованную жизнь во дворе стихийной жизни группы, а привлечь её целиком к интересному, увлекательному делу, способному зажечь подростков, не разрушая установившихся дружеских связей между ребятами, переключить активность и энергию группы тоже в активное, но общественно полезное русло. Конкретные меры зависят от характера и направленности стихийно сложившихся групп, от её устойчивости, закрепившейся системы взаимоотношений и т.д.

      Конечно, нельзя рассчитывать на то, что за сравнительно короткое время можно полностью выправить личность трудных ребят, ликвидировать такие относительно устойчивые черты, как грубость, упрямство, лень, циничное отношение к моральным принципам, расхлябанность, недисциплинированность. Но если подобная работа с трудными школьниками не будет эпизодом, то общественно здоровая деятельность постепенно приведёт к тому, что организованность вытеснит расхлябанность, настойчивость – упрямство, общественная мораль вытеснит ложную мораль групповой эгоистической солидарности, ложная романтика жаргона, грубой физической силы, правонарушений уступит место романтике творчества, спортивной борьбы, романтике походов, ночных привалов, товарищеской взаимопомощи.

      Нельзя  недооценивать и роли индивидуального  шефства как одного из методов  перевоспитания трудных школьников. Условия успешности работы таковы: шеф должен быть авторитетным человеком для трудного подростка, примером для подражания в нравственной области, обладать именно такими качествами, которых не хватает данному школьнику, быть хорошо информированным о жизни, учении, интересах, друзьях своего подопечного, обладать известными педагогическими качествами: тактом, чуткостью, педагогическими знаниями и умениями и, наконец, иметь время и желание, чтобы шефство носило характер систематических встреч, постоянного общения шефа и подшефного.

      Индивидуальный  подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить  учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

      Педагогу  прежде всего необходимо хорошо знать  детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

      Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

      Индивидуальный  подход предполагает и знание побудительных  причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и  различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в  связи с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка. Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей