Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
1. Установить сущность понятий «экология», «экологическая культура», «экологические знания и умения».
2. Выявить специфику формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
Введение………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения
к природе……………………………………………………………………… 5
1.1. Основные компоненты экологической культуры…………………... 5
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников…………………………………………………….. 12
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе……. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности…………………………………………………………………... 25
2.1. Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе …………………………… 25
2.2. Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения…… 39
Заключение……………………………………………………………………. 47
Список литературы……………………………………………
Доброта, отзывчивость, доброжелательность рождаются при условии, если в детстве ребенок прошел соответствующую эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Необходимо также показать детям, что, заботясь о природных объектах, мы тем самым заботимся и о себе.
Детей необходимо убеждать, то любые действия по уходу за растениями и животными выполняются не по их желанию, а исходя из потребностей домашнего питомца. Именно в этом заключается сущность гуманного отношения ко всему живому
Поэтому правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
Подводя итог, можно сказать, необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Список литературы
1. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – СПБ. : Питер, 2007. – 448 с.
2. Давыдов, В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей / В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина // Вопроы психологии. - № 3. – 1990. – С. 76 – 84.
3. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе / Под ред. Л.П. Прессмана; науч.-исслед. ин-т школьного оборудования и технических средств обучения Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1987. – 152 с.
4. Кавльчук, Т.А. і інш. Экалагічная адукацыя малодшых ўкольнікаў: метадычны дапаможнік для настаўніка / Т.А. Кавальчук, М.В. Міхальчук. – Брэст : аблдрукарня, 1997. – 215 с.
5. Каропа, Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г.Н. Каропа. – Минск : НИО, 2001. – С. 209-230.
6. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. -
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы / В.И. Ковалько. - М. : «ВАКО, 2004. – 296 с.
8. Ковальчук, В.В. Основные положения здоровьесберегающего обучения младших школьников и способы их реализации / В.В. Ковальчук. – 2006. - № 5. – С.
9. Ковальчук, Т.А. Природа – наш дом //Воспитание. Подготовительный класс: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей /М.П. Осипова, М.А. Бесова и др.; Под общей ред. М.П. Осиповой. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2000. С. 40 – 43, 253 – 280.
10. Ковальчук, Т.А. Природа – наш дом //Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов /М.П. Осипова, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др.; Под общей ред. М.П. Осиповой. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2001. С. 271 – 318.
11. Ковальчук, Т.А. Природа – наш дом // Воспитание. Второй класс: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня. Под общ. ред. М.П. Осиповой. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2003. – С. 303 – 333.
12. Ковальчук, Т.А. Природа – наш дом // Воспитание. Третий класс: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня. Под общ. ред. М.П. Осиповой. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2004. – С. 303 – 333.
13. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Настаўніцкая газета. – 2000. – 22 лютага.
14. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
15. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
16. Міхальчук, М.В. і інш. Асновы экалагічнай адукацыі малодшых школьнікаў: Вучэб. дапаможнік / М.В. Міхальчук, Т.А. Кавальчук. – Мінск : Выш. шк., 1996. – 198 с.
17. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. – М. : Издательский центр “Академия”, 2004. – 320 с.
18. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002. – 336 с.
19. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФАИР – ПРЕСС, - 2003. – 550 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М. : Издательский центр “Академия”, 2003. – 272 с.
21. Рыжова, Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2002. – 192 с.
22. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
23. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю. Скороходова. – СПб. : Издательство «Речь», 2002. – 148 с.
24. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.
25. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека В.А. сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288с.
26. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. – Минск: Нар. асвета, 1981.- 288 с.
27. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. – М. : Просвещение, 1988. – 175 с.
28. Теремов, А. и др. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей / А..Теремов, В. Рохлов. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2002. – 528 с. – (Занимательные уроки).
29. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 65 с.
30. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / И.В. Цветкова. Ярославль : «Академия развития», 1997. – 192 с.
31. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 3- 18.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1978. – 304 с.