Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
1. Установить сущность понятий «экология», «экологическая культура», «экологические знания и умения».
2. Выявить специфику формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
Введение………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения
к природе……………………………………………………………………… 5
1.1. Основные компоненты экологической культуры…………………... 5
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников…………………………………………………….. 12
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе……. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности…………………………………………………………………... 25
2.1. Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе …………………………… 25
2.2. Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения…… 39
Заключение……………………………………………………………………. 47
Список литературы……………………………………………
Содержание природоохранной деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д. [11, с.333].
Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации природоохранной деятельности учащихся.
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе
Цель экологического воспитания младших школьников – создание условий для формирования ответственного отношения к природе. Ответственное отношение к природе – это интегративное качество, синтез духовно-нравственных и эколого-практических качеств (бережливость, рачительность, рациональность). Ответственное отношение проявляется в действиях и поступках, основанных на высших духовно-нравственных ценностях и экологически обоснованных нормах и позициях. Основа ответственного отношения – духовно-нравственный компонент и такие добродетели личности, как гуманность, милосердие, обязательность, верность слову, единство с миром, ответственность, благодарность, стремление помочь, сострадание, забота и т.д. [12, с.333].
Формирование ответственного отношения к природе можно рассматривать, как формирование духовно-нравственных качеств личности (отзывчивости, гуманности) и эколого-практических (бережливости, рачительности, рациональности). Формирование ответственного отношения к природе необходимо рассматривать как целостный, сложный многоступенчатый процесс. Вначале формируются такие качества личности, как отзывчивость и бережливость, на основе их гуманное и рачительное, рациональное отношение. Высшей формой отношения личности к природе является ответственное отношение. Необходимо заметить, что в начальной школе, конечно же, не может речь идти о сформированности рачительного, рационального или ответственного отношения к окружающей среде. У младших школьников достаточно ограничены возможности практического взаимодействия с окружающей средой, познавательные способности не позволяют познакомиться со сложными экологическими законами и закономерностями. Однако именно в начальной школе закладываются основы ответственного отношения и можно говорить поэтому о тенденции формирования таких отношений.
Эффективность формирования ответственного отношения к природе у младших школьников в процессе обучения достигается, если:
- обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы;
- реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые убудут способствовать формированию экологической культуры личности.
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы [17, с.320].
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире [16, с.198].
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.
Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные [19, с.550].
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
Процесс формирования ответственного отношения к природе у младших школьников будет эффективным если:
1. Формирование экологических отношений будет осуществляться не только на уроках природоведения, но и на других уроках.
2. Если будут проводиться интегрированные уроки экологического содержания.
3. Если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания.
Систему отношений к природе представляют отзывчивое, гуманное, бережное, рачительное, рациональное и ответственное отношение, согласно точки зрения Каропы Г.Н. [5, с. 210].
Отзывчивость – нравственное качество личности, которое проявляется в таких чувствах как сопереживание, сочувствие, сострадание живым существам, в желании придти на помощь им, т.е. отзывчивое отношение проявляется в переживаниях личности.
Гуманность – также нравственное качество личности, проявляющееся в системе таких отношений к живым объектам как сочувствие, сострадание, а также забота, оказание практической помощи. В отличие от отзывчивости, это качество проявляется не только в переживаниях, но и в практической деятельности. Таким образом, гуманное отношение означает более высокий уровень отношений к природе.
Эколого-практический аспект предполагает формирование бережного, рачительного и рационального отношения личности к природе.
Бережное отношение формируется в основном в процессе практического взаимодействия с окружающей средой и проявляется в умении и способности личности экономно использовать тепло, электроэнергию, воду (а, следовательно, природные богатства), осторожно (т.е. не наносить вреда) относится ко всем окружающим вещам и предметам, на создание которых были использованы природные ресурсы. Таким образом, бережное отношение к природе отражается в основном в принципе «Не навреди!».
Рачительность – также эколого-практическое сложное качество личности, которое проявляется в практическом взаимодействии с природными объектами, когда человек, используя их и нанося им определенный ущерб, заботиться о восстановлении или возобновлении их. Оно включает такие качества, как бережливость, хозяйственность, старательность. Условия для формирования у младших школьников рачительного отношения к природе создаются в процессе ухода за растениями на пришкольном участке, комнатными растениями. Например, выращивая растения и истощая тем самым почву, на которой они растут, дети заботятся о внесении удобрений или наблюдают, как это делают взрослые и помогая им. Участие школьников в сборе макулатуры, посадке деревьев и уходе за ними после изучения темы «Значение леса» учит также школьников рачительному отношению к природным богатствам.
Рациональное отношение – это разумно обоснованное, целесообразное использование природных ресурсов, проявляющееся в умении и способности личности разумно и научно обоснованно планировать и использовать имеющиеся материалы, предметы, вещества так, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять все необходимые потребности человека, общества в целом. Рациональное отношение к природе основывается главным образом на понимании того, что природные ресурсы – исчерпаемые богатства, поэтому требуют к себе разумного отношения и использования. Таким образом, понятие рациональности имеет как экономическое, так и экологическое и содержание. Особенно важно понимание экологической сущности рационального отношения к природе. Это очень важно сейчас, так как многие школьники из богатых семей считают, что у них достаточно денег, чтобы не экономить электроэнергию, тепло, воду или бережно относиться ко всем вещам и предметам. Рациональное отношение должно быть сформировано у каждого человека, чтобы мы могли соотносить свои личные и общественные потребности с ограниченными возможностями природы.
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности