Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
1. Установить сущность понятий «экология», «экологическая культура», «экологические знания и умения».
2. Выявить специфику формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
Введение………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения
к природе……………………………………………………………………… 5
1.1. Основные компоненты экологической культуры…………………... 5
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников…………………………………………………….. 12
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе……. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности…………………………………………………………………... 25
2.1. Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе …………………………… 25
2.2. Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения…… 39
Заключение……………………………………………………………………. 47
Список литературы……………………………………………
После игры желательно учащихся оценить, похвалить, особенно если похвала будет от лиц животного мира.
Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе, облекается в формы, не похожие на обычное обучение; здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей в природе, сходства и различия между отдельными представителями животного и растительного мира. Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр формируется экологическая культура.
Итак, игра является средством формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе. Это происходит через разные виды игр: игры – путешествия, сюжетные игры, игры – соревнования, конкурсы, викторины, ребусы, загадки и т.д. [2, 80].
Младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью. Эмоции, по утверждению психологов, выполняют у них функцию мотивов деятельности и являются одним из главных механизмов, который определяет степень активности в познавательном процессе. Эмоциональный фактор в значительной степени содействует осознанному и прочному усвоению необходимой информации. К этому необходимо добавить и то, что знания переходят в убеждения, а значит, приобретают личностный смысл, становятся руководством для действия только тогда, когда они проходят через эмоционально-чувственный или практический опыт человека. Отсюда следует закономерный вывод: во-первых, экологическое образование должно быть эмоционально привлекательным; во-вторых, усиление эмоциональной привлекательности образовательного процесса является одним из условий успешного решения поставленных задач. В распоряжении у учителя есть множество средств для решения названной проблемы, среди которых игра занимает особое место. Таким образом, в решении задач экологического образования, формировании у младших школьников основ экологической культуры, ее основных компонентов и элементов особое значение отводится игровой деятельности, занимательным упражнениям [23, 148].
Существует мнение, что учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста. Однако согласиться с этим можно с определенной долей условности: смотря в какие игры играть и, главное, как. Школьная практика подтверждает, что при соблюдении определенных правил, создании необходимых условий игра в начальной школе в значительной степени содействует эмоциональной и познавательной активизации младших школьников. Это объясняется тем, что младшие школьники испытывают повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира. Игра возбуждает у детей приятные эмоции, снижающие напряжение, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, в результате чего усилия школьников направляются на познавательную деятельность, проявление творческих способностей. В играх создаются прекрасные условия для развития всех познавательных процессов и в целом личностных качеств учащихся (когнитивных, креативных, оргдеятельностных). Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры» подчеркивает: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими точками зрения» [32, с.304]. Это замечание Д.Б. Эльконина особенно важно с учетом того, что важнейшими компонентами экологической культуры являются не только знания, умения, навыки, но и отношения школьников к природе, окружающей среде, своему взаимодействию с природой.
Какие же игры необходимы для успешного решения задач экологического образования младших школьников?
Первый критерий отбора – обеспечение освоения всех компонентов содержания экологического образования в соответствии с культурологическим подходом его проектирования. То есть, во-первых, должны быть игры, направленные на освоение младшими школьниками всех элементов системы экологических знаний: о разнообразии природы, причинно-следственных связях и взаимосвязях в природе, в т.ч. между природой и человеком, значении объектов и явлений природы, нормах и правилах эколого-ориентированного поведения и природоохранной деятельности. Во-вторых, игры должны обеспечивать формирование и развитие экологических умений (интеллектуальных, оценочных, практических) репродуктивного и творческого характера. И, в-третьих, в играх у младших школьников должны формироваться отношения (эмоционально-ценностный опыт) к природе, конкретным природным объектам и явлениям, поступкам человека по отношению к природе (собственным, других людей), природоохранной деятельности, а также опыт творческой деятельности.
Так, игры «Узнай по описанию», «Загадаю - отгадай», «Визитка», «Реклама», «Назови меня по имени», «Добавь словечко», «Кто? Какой? Что делает? Что не может делать?», «Мозаика», «Кто здесь спрятался?», «Откуда кусочек?», «Одень меня, "Следопыт" и многие другие направлены на освоение учащимися знаний о многообразии природы, конкретных признаков природных объектов, их особенностей. Приведем примеры игрового материала некоторых из названных игр.
В игре «Следопыт» (или "Зоркий глаз") учащимся предлагается ответить на вопросы, помогающие им раскрыть особенности того или иного объекта, проверить свои наблюдательные способности. Побеждает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов в течение отведенного времени.
Игра "Следопыт" может иметь и другой вариант. Учитель называет ряд признаков, которые могут относиться к нескольким объектам; по названным признакам нужно назвать как можно больше животных объектов, отвечающим данным признакам.
Игра «Зоркий глаз» направлена на развитие наблюдательности, на формирование умения распознавать природные объекты.
На столе (на земле, если игра проводится на экскурсии) находится несколько предметов: листья от разных деревьев, известных детям, плоды, семена и т.п. Дети должны внимательно рассмотреть их, как они лежат (в каком порядке), сколько каких предметов и т.п. Затем дети отворачиваются, после чего в расположении предметов вносятся изменения (меняются местами некоторые объекты или убираются, добавляются). Побеждает тот, кто точнее назовет предметы и изменения в их расположении.
Игра "«Кто? Какой? Что делает? Что не может делать?»" направлена на развитие умения устанавливать отличительные признаки природных объектов, а также словарного запаса младших школьников. Игра проводится с мячом; учитель называет какое-нибудь знакомое детям животное, и формулируя первый вопрос "Медведь – кто?", бросает мяч кому-нибудь из детей. Второй ребенок, отвечая на этот же вопрос, называет новое слово и повторяет предыдущее, названное первым учеником. Когда получено несколько ответов на один и тот же вопрос, учитель задает второй вопрос: Медведь какой? И т. д.
В практике учителей используются разнообразные игры, направленные на освоение школьниками знаний о взаимосвязях, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и взаимосвязи в природе: «Продолжи цепочку», «Составь цепочку», «Что раньше, что потом», «Закончи предложение: потому что…», «Ищи связи», «Найди пары», «Где чей дом?», «Противоположности», «Исправь ошибку», «Я умею рассуждать», «Верно ли что…?», «Экологический футбол» и т.д.
Интересными для младших школьников будут и занимательные упражнения, например, под рубрикой «Математика в природе». Предлагая школьникам математические задачи, основанные на природоведческом материале, учитель обращает внимание, что их правильное решение требует не только математических навыков, но и экологических знаний.
Психологи связывают возникновение внимания у школьников со значимостью информации и ее эмоциональной окраской. Заметим, что многие из приведенных игр обеспечивают не только усвоение или закрепление предметных знаний и умений, но и имеют ярко выраженный эмоциональный потенциал и направлены на формирование эмоционально-ценностных отношений к природе (удивления, восхищения, благоговения, интереса и т.п.), поступкам человека по отношению к природе. Как уже отмечалось, формирование эмоционально-ценностных отношений к природе в целом, к отдельным объектам является важнейшей задачей экологического воспитания младших школьников, его главным содержанием. Чтобы обеспечить решение данной задачи учитель должен особенно внимательно отбирать содержание игрового материала и предпочтение отдавать такому, который бы непременно вызывал чувства удивления, восхищения особенностями строения и образом жизни живого организма, целесообразностью природных объектов и явлений, их значением в жизни человека и природы. При этом особенное значение приобретает включенность самого учителя в игровую деятельность, его эмоции и чувства, отношение к происходящему, к объектам изучения. Внушаемость младших школьников, их желание подражать значимому взрослому предъявляет особые требования к эмоциональному и поведенческому компонентам деятельности учителя.
Большие возможности игр в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Использование в играх иллюстративного материала, повышающего эмоциональный потенциал учебного материала, создающего необходимую образную основу, представляет особенно большие возможности для развития у младших школьников не только предметных знаний, умений, но и познавательных процессов. Так, например, учитель может показать школьникам несколько иллюстраций животных или растений (5 - 7) и затем спросить: Какой объект был показан первым? Последним? Третьим? Предпоследним? Можно ли назвать все показанные объекты одним словом?
Учитель может предложить детям рисунки животных: пчелы, осы, шмеля, бабочки (лимонницы или крапивницы, другого вида), муравья. После показа дети выясняют: Можно ли назвать все объекты одним словом? Каким? (Насекомые, животные). Какое из этих слов больше всего подходит к данным объектам и почему? Какое насекомое здесь лишнее? Почему?
Приведенные выше игры можно использовать как в курсе "Человек и мир", так и во внеклассной работе. Одной из системных форм использования игровой деятельности может служить игра "Экомарафон", проведение которой можно планировать на достаточно длительный промежуток времени. Сначала учитель предлагает детям поиграть в данную игру, чтобы проверить, можем ли мы считаться друзьями природы (получить звание "Друзья природы", "Рыцари природы" и т.п.). Игра-испытание будет состоять из нескольких этапов; после совместного с детьми обсуждения учитель с помощью схемы (путеводителя) показывает разработанный "маршрут" марафона и названия остановок; по мере прохождения этапов-станций, на схеме они отмечается определенным знаком. Названия станций, например, могут быть такими: "Следопыт", "Народная мудрость", "Шуточная", "Музыкальная", "Творчество из отходов", "Математическая", "Добротворческая", "Знакомые незнакомцы", "Художественная", "Для смекалистых" , "Здоровый образ жизни"и т.п. [28, 528].
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. В экологическом воспитания младших школьников игры имеют огромный обучающий, воспитательный и развивающий потенциал, являются эффективным методом, стимулирующим познавательную деятельность младших школьников при соблюдении определенных условий (системности и систематичности, соответствии поставленным целям и задачам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, обеспечении единства интеллектуального и эмоционального в деятельности учащихся и др.).
2.2 Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения
Экскурсия это форма организации обучения, основной смысл которой создание условий для непосредственного наблюдения объектов и явлений окружающей среды с целью формирования новых знаний и умений (прежде всего накопления необходимого чувственного опыта), закрепления и применения ранее полученных. От обычных наблюдений детей в природе экскурсии отличаются структурированностью учебной деятельности, непосредственным руководством учителя, четкой дидактической направленностью.
На экскурсиях школьники получают прекрасную возможность осваивать на практике правила природоохранного поведения, опыт природоохранной деятельности, использовать усвоенные на уроке знания для объяснения увиденного. Значительные воспитательные возможности экскурсии заложены в наблюдении школьниками фактов положительного и отрицательного взаимодействия человека, их последствий. Эстетическое восприятие природы на экскурсии имеет огромное значение не только для формирования эстетических отношений к природе. Восприятие и понимание красоты природы во всей ее многообразии форм, красок, запахов, звуков, удивительной целесообразности являются истоками формирования и чувства прекрасного, и нравственных чувств. Природа учит человека доброте, заботливости, внимательности, эмпатии ко всему живому.
Отметим, что роль экскурсии велика в формировании умений специфических познавательной деятельности – умений наблюдать, фиксировать результаты наблюдения. Наблюдения учащихся в природе содействуют развитию мышления, речи, памяти школьников; формированию чувственного опыта, который востребован не только на уроках по курсу «Человек и мир», но и на уроках чтения, русского и белорусского языков, рисования, труда. Говоря о роли экскурсий, нельзя не вспомнить очень емкую народную поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
К сожалению, экскурсии имеют ряд и недостатков. Их проведение очень сильно зависимо от погодных условий; ближайшего природного окружения, требует трудоемкой подготовительной работы учителя, особого расписания уроков (некоторые экскурсии проводятся в отдалении от школы, предусматривают достаточно большой объем работы, поэтому не укладываются в один и даже два урока). Организация познавательной деятельности учащихся значительно сложнее чем на уроке: на экскурсии больше отвлекающих моментов, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не отвлекались, выполняли правила безопасности, природоохранного поведения, чтобы правильно и удобно становились во время наблюдения объекта ит.п.
Виды экскурсий по дидактическому назначение: водные, текущие, обобщающие или итоговые. По месту проведения различают экскурсии: в природу, на предприятие (промышленное или сельскохозяйственное), в краеведческий или археологический музей.