Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
1. Установить сущность понятий «экология», «экологическая культура», «экологические знания и умения».
2. Выявить специфику формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
Введение………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения
к природе……………………………………………………………………… 5
1.1. Основные компоненты экологической культуры…………………... 5
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников…………………………………………………….. 12
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе……. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности…………………………………………………………………... 25
2.1. Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе …………………………… 25
2.2. Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения…… 39
Заключение……………………………………………………………………. 47
Список литературы……………………………………………
52
Учреждение образования
“Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина”
Кафедра естественно-
математических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по методике преподавания природоведения
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТОВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Выполнила:
Жук Юлия Юрьевна
студентка группы А5 (заочная) 5-ого курса
психолого- педагогического
факультета
Научный руководитель:
Шималов В.В.
Брест 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения
к природе……………………………………………………………
1.1. Основные компоненты экологической культуры…………………...
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников……………………………………………………
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе……. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности………………………………………………
2.1. Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе …………………………… 25
2.2. Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения…… 39
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду.
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.
Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Все сказанное определило выбор темы исследования: природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения к природе.
Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
1. Установить сущность понятий «экология», «экологическая культура», «экологические знания и умения».
2. Выявить специфику формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
В ходе исследования использовались игры, экскурсии о воспитания учащихся; педагогических исследований по данной проблематике.
Глава 1 Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения к природе
1.1 Основные компоненты экологической культуры
Целью и результатом экологического образования младших школьников является формирование основ экологической культуры.
Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей (социально-природной) среде. Главным содержанием экологического обучения являются знания и умения, а экологического воспитания - нравственные и экологические отношения к природе.
Понятие «экологической культура» – сложное многоаспектное образование. Это понятие в теории и практике возникло сравнительно недавно – в 90-е годы прошлого столетия. Существует множество определений понятия. Так, академик Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производную от экологического сознания. Она включает экологические знания и глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний. Сходное определение понятия экологической культуры мы находим в работах Л.П. Салеевой-Симоновой. В последних работах ученых понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций. И.В. Цветкова также считает экологическую культуру частью общей культуры – «совокупностью гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной, социальной средой, людьми, самим собой)» [29, с.65].
Экологическая культура – сложное целостное многокомпонентное образование, система, составные компоненты которой тесно взаимосвязаны между собой и имеют свою структуру. Составные компоненты экологической культуры представлены в виде последовательно расположенных концентрических кругов, в соответствии с иерархией, структурой данной системы. Но необходимо заметить, что одна из особенностей экологического образования – его междисциплинарный характер. Поэтому каждый школьный предмет начальной школы располагает определенным потенциалом в формировании у младших школьников основ экологической культуры.
На основе определения состава и структуры компонентов экологической культуры можно сделать вывод, что формирование экологической культуры – сложный многоступенчатый, поэтапный процесс.
Экологическую грамотность личности определяет система экологических знаний, на основе которых, как известно, формируются экологические умения, экологическая компетентность. Экологическая компетентность – это готовность и способность реально и правильно использовать экологические знания и умения в конкретных жизненных ситуациях. Таким образом, наличие экологических умений еще не свидетельствует об экологической компетентности; необходимы еще такие характеристики личности, как готовность, способность.
Экологические знания и умения служат основой для формирования отношений личности к природе, а отношения определяют дальнейшее развитие экологической грамотности и экологической компетентности. Различают различные виды отношений человека к природе: отзывчивое, гуманное, бережное, рачительное, рациональное, ответственное. Отзывчивое и гуманное отношение составляют духовно-нравственный аспект отношения к природе, а бережное, рачительное и рациональное – эколого-практический.
Под рефлексией понимается осознание личностью процесса и результатов своей деятельности по присвоению экологической культуры.
Объектами культуротворчества могут быть экологические понятия, отношения, поступки, экологические потребности, ценности, убеждения, нравственно-экологическая позиция. Рефлексия и культуротворчество в качестве своего основания предполагают формирование таких компонентов экологической культуры, как экологическая грамотность, компетентность и отношения. В свою очередь рефлексия, культуротворчество способствуют более эффективному усвоению других компонентов культуры, создают условия для коррекции взаимодействия с окружающей средой, а также саморазвития и самосовершенствования личности [5, с.209].
Подсистемы экологической культуры – экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая деятельность.
Знания и умения (грамотность и компетентность) служат основой для формирования экологического мышления. Под экологическим мышлением понимается мыслительный акт (на основе имеющихся знаний и умений) для решения конкретной экологической задачи, т.е. мышление определяет конкретное действие, поведение, конкретную деятельность.
Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающий проблемы взаимодействия общества и природы. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет прогнозирование – умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду. Современное экологиеское сознание экоцентрического типа, которое основано на признании унивесальной ценности природы, ее самоцеености. Экоцентрическая парадигма утверждает две равные ценности на Земле – природу и человека. Это означает, что человек не хозяин природы, а часть ее, один из равноправных обитателей единого для всех живых существ природного дома. Способствует становлению у младших школьников такого мировоззрения осознание ими универсальной ценности природы в процессе знакомтсва с компонентами и элементами природы, а также развитие чувства родства с природой. Чувство родства с природой поддерживается и развивается приемом сравнения человека, самого школьника с объектами живой природы, их строением, поведением, экологичечкими потребностями.
Экологическая деятельность включает различные аспекты: интеллектуальный, просветительский, исследовательский, практический и др. Экологическая деятельность предполагает высокий уровень экологического сознания личности. Хотя в младшем школьном возрасте преобладает, можно сказать, познавательное отношение к природе, большое значение имеет и практический компонент экологической культуры. Знания становятся убеждениями, основой экологической компетентности только в том случае, если постоянно подкрепляются участием детей в конкретных природоохранных делах. Как уже подчеркивалось, именно практическое взаимодействие учащихся с природой способствует формированию у них позитивного опыта природоохранного поведения, воспитанию гуманного, бережного, рационального и ответственного отношения к ней, развитию потребности в общении с природными объектами, изучении окружающей среды и изменении ее в соответствии с экологическими нормами. Последнее обстоятельство (воспитание потребности в изменении окружающей среды) обусловлено тем, что природа сегодня ждет от нас не пассивно- сочувственного отношения, а активной, действенной помощи, основанной на экологической грамотности и компетентности, высоком уровне развития экологического сознания личности. Поэтому сегодня участие младших школьников в конкретных практических делах по охране природы, оказанию ей помощи должно рассматриваться как одно из условий эффективности экологического образования, как один из важнейший путей формирования экологической культуры. Данное условие может быть выполнено в свою очередь только при условии создания соответствующей экологоразвивающей среды – привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира в предметном окружении школьников, правильная с экологической точки зрения организация взаимодействия с данным окружением и составляет развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Конечно, в учебном процессе ограничены возможности для организации практического взаимодействия с окружающей средой, но основы нравственного и экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой закладываются именно в учебном процессе и, прежде всего, при изучении предмета «Человек и мир» [7, с.296].
Анализ программы и содержания курса «Человек и мир» показывает, что в той или иной мере представлены все компоненты экологической культуры. Рассмотрим более подробно основные компоненты экологической культуры, их структуру.
Наиболее важными в системе экологических знаний являются знания о связях и взаимосвязях в природе, о значении природы, ее компонентов и элементов.