Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
1. Установить сущность понятий «экология», «экологическая культура», «экологические знания и умения».
2. Выявить специфику формирования ответственного отношения к природе у младших школьников.
Введение………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Природоохранная деятельность, как важнейшее средство формирования у младших школьников ответственного отношения
к природе……………………………………………………………………… 5
1.1. Основные компоненты экологической культуры…………………... 5
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников…………………………………………………….. 12
1.3. Формирование у детей ответственного отношения к природе……. 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию природоохранной деятельности…………………………………………………………………... 25
2.1. Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе …………………………… 25
2.2. Экскурсия, как самостоятельная форма организации обучения…… 39
Заключение……………………………………………………………………. 47
Список литературы……………………………………………
Система знаний о растениях и животных, может быть в обобщенном виде представлена следующим образом:
Многообразие – взаимосвязи со средой обитания (приспособление в строении и поведении, связи между растениями и животными) – значение –охрана (причины сокращения численности, меры по охране).
Говоря о системе знаний о неживой природе, то ее можно представить следующим образом:
Компоненты неживой природы – вода, воздух, почва, горные породы (полезные ископаемые) – их значение в природе и для человека – свойства компонентов, их свойства – источники загрязнения (разрушения, истощения) – меры по охране, участие младших школьников в сохранении природных богатств; охрана окружающей среды – охрана здоровья.
Особо важным аспектом в усвоении знаний здесь является понимание и осознание младшими школьниками того, что существует тесная связь между правильным водо-, электро-, теплопользованием и сохранением здоровья; а также бережным отношением (или безответственным) к вещам и сохранением здоровья (или ухудшением здоровья). Установление данных взаимосвязей является важным стимулом в обеспечении повседневного экологоориентированного поведения младших школьников [8, с.104].
Необходимо заметить, что опять-таки в связи с сокращением количества часов на изучение курса и сокращением объема природоведческого содержания компонентам неживой природы в начальной школе уделяется недостаточно внимания (на изучение воды, воздуха, почвы, например, отводится по 1 часу, что явно недостаточно). Кроме того, эти компоненты изучаются сейчас только во втором классе, что не позволяет на необходимом уровне познакомить младших школьников с некоторыми свойствами компонентов неживой природы (например, с самым уникальным свойством воды и его значением в природе – нахождение в трех состояниях и взаимный переход из одного состояния в другое). Уже было подчеркнуто, что именно на знаниях о значении и взаимосвязях основываются осознанные и экологически обоснованные знания о нормах и правилах природоохранного поведения, соответствующие умения. Учитывая значимость этих знаний и умений в повседневной жизни, данное обстоятельство требует к себе особого внимания. Данная проблема может быть решена в рамках создания вариативного компонента в курсе «Человек и мир» или школьного компонента «Экология», а также в рамках внеклассной работы в школе.
Условно все экологические умения можно разделить на несколько групп:
- интеллектуальные умения, являющиеся основой формирования экологического сознания личности – умения видеть и устанавливать причинно-следственные связи в природе, между природой и обществом, прогнозировать последствия своего поведения в природе, принимать правильное решение в ситуации выбора варианта поведения;
- практические умения - умения выполнять экологически обоснованные нормы и правила поведения в природе, природоохранной деятельности; формируются на основе соответствующих интеллектуальных умений;
- оценочные умения (или рефлексивные) – умения осуществлять анализ и оценку своего поведения, поведение других людей по отношению к природе с позиции экологической целесообразности и нравственных норм.
Между названными группами умений существует также тесная взаимосвязь, так как на основе интеллектуальных умений формируются практические и оценочные умения, а последние, в свою очередь, определяют дальнейшее развитие интеллектуальных.
Усвоение системы экологических знаний, умений, нравственных и экологических отношений к природе осуществляется как на уроках, так и экскурсиях, тематических прогулках, в процессе домашней и внеурочной работы [27, с.175].
Сопоставляя существующие определения понятия «экологическая культура», можно выделить общее в них и сделать вывод о том, что основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания, умения (интеллектуальные и практические), отношения, которые проявляются и формируются в поведении и деятельности личности.
1.2. Природоохранная деятельность, как воспитание в процессе образования младших школьников
Цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия: экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания; экологические воспитательные дела – конкретная природоохранная деятельность (движение «зелёных» и «голубых патрулей», юных друзей птиц, селекционеров исчезающих и редких растений).
На уроках «Человек и мир» у учащихся формируются убеждения, что Природа - целостная саморегулирующаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней [9, с.40].
Природоохранная деятельность в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств [10, с.318].
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки «Человек и мир» способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов [15, с.360].
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину [18, с.336].
Ведущие идеи содержания природоохранной деятельности в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.