Применения информационных технологий в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить дидактический потенциал информационных технологий как средства активизации понимания учащимися учебного материала.
Гипотеза исследования: информационные технологий на уроках информатики выступают средством активизация понимания учащимися учебного материала, развития познавательного интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.1 Определение понятия «информационные технологии» 4
1.2 Место и роль информационных технологий в развитии школьной информатики 7
1.3 Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий 13
2. ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 17
2.1 Целеполагание учебного занятия 17
2.2 Содержательный анализ материала темы учебного занятия 18
2.3 Структурирование содержания предметных знаний учебного занятия 20
2.4 Разработка дидактической структуры занятия 21
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 23
3.1 Обоснование вида и типа учебного занятия 23
3.2 Обоснование выбранного метода обучения 24
3.3 Поурочное планирование разрабатываемого занятия 25
3.4 Разработка технологической карты урока 26
3.5 Описание дидактических и технологических средств, применяемых на занятии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа содержит 1 файл

информационные технологи.doc

— 502.00 Кб (Скачать)

     Использование лабораторной работы при проведении занятий такого рода довольно актуально, т.к. дает возможность приобретать  умения и навыки с оборудованием, обеспечивает превосходные условия  для формирования важных практических умений: проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.

     Для подготовки учащихся к выполнению лабораторной работы будет проводиться фронтальный (беглый) опрос, включающий вопросы  по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в знания учащихся.

3.2 Обоснование выбранного  метода обучения

 

     Для проведения занятия по совершенствованию  и закреплению знаний, умений и  навыков целесообразно выбрать  группу методов, включающую беседу, рассказ, частично-поисковый метод.

     Рассказ, а в частности рассказ-вступление и рассказ-заключение, будет использован  с целью подготовки учащихся к  предстоящему занятию и плодотворной работе, и для подведения итогов занятия, соответственно.

     Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения, поэтому будет использован и метод беседы. Ее сущность в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Поэтому процесс актуализации знаний будет проходить с использованием данного метода, поскольку учащиеся уже владеют определенными базовыми знаниями [20].

     Метод беседы помогает побудить учащихся к  актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений; способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений.

3.3 Поурочное планирование  разрабатываемого  занятия

 

     Поурочное планирование является первоначальным и самым главным этапом в практической работе любого преподавателя информатики. Как показывает опыт, многие преподаватели разрабатывают поурочные планы накануне проведения занятия. При таком подходе к поурочному планированию очень трудно выдержать в течение всего учебного года стройную систему педагогически обоснованных мер по формировании у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, так как само планирование носит эпизодический характер и не позволяет весь учебно-воспитательный комплекс осуществить систематически.

     Поурочное планирование служит педагогу, в первую очередь, для определения оптимальных  путей реализации основных функций  учебно-воспитательного процесса (образовательной, воспитательной, развивающей).

     Содержательной  основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексия. Именно этот подход дает возможность выделить этапы учебного занятия и спланировать его проведение.

     Содержание  разделов поурочного плана при проведении урока изложения нового материала  приведено в приложении В.

     На  первом этапе планирования разрабатываемого занятия выбирается тема урока. Затем определяются цели, тип и вид занятия. В зависимости от выбранного типа урока продумываются методы обучения, которые будут применяться при проведении занятия. В соответствии с видом урока и методами обучения планируются технические средства обучения, средства наглядности, необходимые для проведения занятия.

     Далее идет этап актуализации знаний, который  будет проводиться методом вводной  беседы и устного опроса, плавно подводя учащихся к осознанию  материала.

     Третий  этап (применение) предполагает выполнение учащимися заданий лабораторной работы. В процессе самостоятельной деятельности учащихся педагог корректирует их, указывая и исправляя допускаемые ошибки и неточности. Также на данном этапе предусматривается защита выполненной работы (ответы на контрольные вопросы по теме).

     На  заключительном этапе урока подводятся итоги занятия, выдается домашнее задание (теория для закрепления знаний).

3.4 Разработка технологической  карты урока

 

     Технологическая карта урока - оптимальная форма  организации учебного процесса, отражающая образовательные потребности современной школы. Учебный материал в картах структурирован, в нем выделено главное, даются разные варианты познавательных заданий, рекомендуются формы организации учебной деятельности.

     Технологическая карта урока по теме «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами» (приложение Г) отражает все этапы данного урока, используемые методы, средства и формы организации деятельности учащихся на каждом из них.

3.5 Описание дидактических  и технологических  средств, применяемых  на занятии

 

     Наряду  с формами важное значение при  организации учебного процесса отводится  средствам обучения, используемым педагогом  для достижения поставленных дидактических  целей. Главное назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала курсантами и слушателями, т. е. приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи.

     К средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, справочники; раздаточные и дидактические материалы; технические средства обучения; приборы и т.д.

     При проведении урока будет применяться  раздаточный материал и ПК. Раздаточный  материал представлен в виде карточек с заданиями для выполнения лабораторной работы. Лабораторная работа будет выполняться учащимися на персональных компьютерах, на которых установлено все необходимое программное обеспечение.

     Использование этих средств обучения создает благоприятные  условия для повышения эффективности  всего учебного процесса.

 

Заключение

 

     Дидактический потенциал информационных технологий – это их скрытая возможность, которая при определенных педагогических условиях становится реальным фактором активизации понимания в обучении, ориентированном на развитие личности обучаемого.

     При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

     Средства  информационных технологий позволяют  учащимся расширить свой кругозор за счет современных коммуникационных сред, научиться отбирать информацию, систематизировать ее, представлять эту информацию в Сети, преобразовывая ее в соответствии с содержанием, имея ввиду практическую значимость представленного информационного ресурса. Роль информационных технологий в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дидактические возможности информационных технологий в образовании с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

     Практика  показывает, что с помощью информационных технологий школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Именно дидактические возможности информационных технологий позволяют образовательным проектам влиять на качества знаний учащихся на уроках информатики.

 

Список использованных источников

 
  1. Бочкин  А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. — Минск: Вышэйш. шк., 1998. – 296 с.
  2. Киселёва М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах // Информатика и образование. - 2005. - №8. – С. 13 – 17.
  3. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под ред. С.В.Назарова. — М.: Финансы и статистика, 1995. – 386 с.
  4. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в общем и педагогическом образовании. — М.: Академия, 1999. – 329 с.
  5. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для физ.-мат. факультетов пед. вузов. — М.: Академия, 1997. – 466 с.
  6. Леднев В. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО. - 2000. - № 2. - С. 13 - 16.
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. – 285 с.
  8. Методика преподавания информатики и вычислительной техники / Сост. В.М. Заварыкин, В.Г. Житомирский, М.П. Лапчик, В.И. Ефимов; Отв. ред. В.М. Монахов. — М.: Просвещение, 1987. – 486 с.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе эбразования: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат и др. — М.: Академия, 2000. – 273 с.
  10. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры задачи: Метод, пособие / О.Ефимова, М.Моисеев, Ю.Шафрин. — 2-е изд. - М.: АБФ, 1997. – 184 с.
  11. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. – 294 с.
  12. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 284 с.
  13. Симонович С.В. Интернет для школьников. — М.: ДЕСС КОМ, 2000. – 229 с.
  14. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика Учеб.. — М., 1998. – 384 с.
  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 1997. – 485 с.
  16. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа. 1997. – 194 с.
  17. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Бином, 2006. – 385 с.
  18. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование методов активного обучения на уроках информатики // Первое сентября. - Информатика. 2006. - №9. – С. 12 – 15.
  19. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  20. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. — М.: АБФ, 1997. – 328 с.
 
 
 
 

 

     

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

     Структура основных понятий содержательной линии «Информационные технологии»

     

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ Б

     Дидактическая структура практического занятия  с использованием информационных технологий 

       

     ПРИЛОЖЕНИЕ  В 

     План  урока 

     Тема: «Использование интеренет-ресурсов при  работе с электронными таблицами.

     1. Цель урока:

     Обучающая: формирование навыков и умений информационно-поисковой  деятельности, групповой деятельности, закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными таблицами.

     Развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие абстрактного мышления.

     Воспитательная: воспитание внимательности, умение работать в группе.

     Вид занятия: лабораторная работа.

     Метод проведения занятия: частично-поисковый.

     Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

     Программное обеспечение: слайдовые презентации (среда POWER POINT), электронные таблицы Excel, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

     1. Подготовительной этап. Учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.

     2. Организационный этап. 5 минут:

     2.1 Проверка присутствующих.

     2.2 Сообщение темы, постановка целей  и задач урока.

     2.3 Пояснение структуры урока.

     3. Актуализация знаний и умений (10 минут). На данном этапе повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете. Форма работы – беседа с элементами диалога.

     4. Применение знаний и способов действия - 20 минут Работа в Интернете

     5. Обобщение и анализ проделанной  работы (представление своих работ) 

Информация о работе Применения информационных технологий в образовательном процессе