Применения информационных технологий в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить дидактический потенциал информационных технологий как средства активизации понимания учащимися учебного материала.
Гипотеза исследования: информационные технологий на уроках информатики выступают средством активизация понимания учащимися учебного материала, развития познавательного интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.1 Определение понятия «информационные технологии» 4
1.2 Место и роль информационных технологий в развитии школьной информатики 7
1.3 Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий 13
2. ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 17
2.1 Целеполагание учебного занятия 17
2.2 Содержательный анализ материала темы учебного занятия 18
2.3 Структурирование содержания предметных знаний учебного занятия 20
2.4 Разработка дидактической структуры занятия 21
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 23
3.1 Обоснование вида и типа учебного занятия 23
3.2 Обоснование выбранного метода обучения 24
3.3 Поурочное планирование разрабатываемого занятия 25
3.4 Разработка технологической карты урока 26
3.5 Описание дидактических и технологических средств, применяемых на занятии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа содержит 1 файл

информационные технологи.doc

— 502.00 Кб (Скачать)
 

     Одним из факторов, существенным для реализации образовательного движения в том его смысле, который предполагает «реализацию личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.

     Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определённых его этапах [19].

     Оно необходимо для проектирования образовательных  действий учащихся и связано с  внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и др.

     Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только ученика, но и учителя, а также всей школы, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов [15].

     Цель  обучения определяется преподавателем и должна быть принята учащимися  для пробуждения их интереса, стремления к определенным волевым усилиям, которые лежат в основе появления мотивов учения.

     Педагог, таким образом, облекает в строгий  структурный вид идеи проведения занятия. В таком планировании структура  урока формируется логично и  последовательно, что позволяет отследить по пунктам стадии изучения и закрепления, нововведения и изменения каждого конкретного занятия. Целеполагание в первую очередь определяет доминирующие цели учебного процесса, перекликающиеся с триединой задачей обучения, – образовательная, воспитательная и развивающая цели.

     Цели  образовательного процесса должны удовлетворять  требованиям личностно-ориентированного обучения. Педагог, желающий достигнуть успеха в учебном процессе, должен соотносить цели с возможностями учащихся. Задействовав сторонние психические механизмы и непосредственно мотивационную сферу, педагог осуществляет влияние на мотивацию учащихся [15].

     Целеполагание должно отвечать таким требованиям, как диагностичность, конкретность. Цели должны быть сформулированы настолько  точно, чтобы можно было однозначно сделать вывод о степени реализации на уроке [3, c. 87].

     При проведении учебного занятия по информатике был выбран тип занятия – урок систематизации и обобщения. И поставлены следующие цели обучения:

     Обучающая: формирование навыков и умений информационно-поисковой  деятельности, групповой деятельности;

     Развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие абстрактного мышления.

     Воспитательная: воспитание внимательности, умение работать в группе.

2.2 Содержательный анализ  материала темы  учебного занятия

 

     Содержание  образования - совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки [15].

     Последовательность  анализа имеет несколько этапов [1].

     Первый  этап (понятийный анализ) необходим  для вычленения основных понятий  и фактов с тем, чтобы правильно определить цели урока и выбрать методы обучения.

     Основными понятиями темы «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами» будут: электронные таблицы Excel, электронные энциклопедии, тренажеры, СМИ в печатном и электронном видах, материалы веб-сайтов по теме, таблицы.

     Второй  этап (логический анализ) предусматривает  определение индуктивно-аналитической  и дедуктивно-синтетической логики усвоения нового материала и последовательности его изучения. При логическом анализе информация делится на эмпирическую (описательную) и теоретическую (объяснительную).

     К эмпирической информации в данной ситуации относятся: основные приемы работы с  электронными таблицами, правила ввода  запроса для поиска информации в  Интернете. К теоретической информации, в свою очередь, относится объяснение предстоящего хода работы.

     Третий  этап (психологический анализ) необходим  для определения доступности  учебной информации учащимся. Также  на данном этапе определяется скорость передачи информации, готовность обучающихся к самостоятельной деятельности, мотивы обучающихся, их эмоциональная настроенность.

     В виду наличия у учащихся базовых  знаний по теме, можно судить о целесообразности применения частично-поискового метода при проведении лабораторной работы для совершенствования и закрепления знаний, умений, навыков.

     Четвертый этап (воспитательная значимость учебной  информации) ставит своей задачей  лучшее использование учебной информации для достижения поставленных воспитательных целей.

     На  пятом этапе (дидактический анализ) уточняются цели обучения, объем учебного материала, состав опорных знаний и новых понятий, намечаются типы самостоятельных работ на каждом из этапов урока, подбирается необходимое оборудование.

     Результатом проведенного анализа содержания материала темы «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами» является выбор основных методов, которые будут использоваться на уроке (беседа, лабораторная работа, рассказ, частично-поисковый) и формы организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная).

2.3 Структурирование  содержания предметных  знаний учебного  занятия

 

     Знания  в учебной дисциплине систематизированы  и структурированы в виде разделов, глав, параграфов в соответствии с  иерархией познавательных объектов той науки либо наук, на базе которых они формируются. Знания учебного предмета представляются в виде законченных модулей предметных знаний, взаимосвязь которых предопределена логикой науки [11].

     Структура учебного материала модуля предметных знаний должна строиться в соответствии с принципами иерархии материального мира, логики, подчиненности знаний одних другим и их применения.

     Логическое  структурирование предметных знаний осуществляется с учетом двух типов деятельности [19]:

     - научно-исследовательской, которая имеет своей целью получение знаний об объектах и процессах, созданных природой и человеком.

     - практической, которая направлена  на сознательное преобразование  естественных и искусственных  объектов для создания объектов  и процессов со свойствами, удовлетворяющими определенную потребность человека.

     Занятие по теме «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами» относится к практическому типу деятельности. Структурно-логическая схема модуля предметных знаний по теме «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами» представлена в виде этапов освоения:

     1-й  этап. Определение приоритетов использования интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами.

     2-й  этап. Поиск и обсуждение вариантов  представления результатов исследований учащихся по своему проекту (приемы «Дерево предположений» и «Взгляд со стороны»).

     3-й  этап. Разработка продукта – результата  учебного исследования средствами MS Excel от имени учащегося.

2.4 Разработка дидактической  структуры занятия

 

     Практическое занятие как педагогическое явление состоит из разных частей, компонентов и элементов (вводной части, организационного момента, опроса, объяснения, дидактических задач, средств, приемов и способов их решения и т. п.), которые определенным образом связаны и взаимодействуют в определенной последовательности. В качестве определения понятия «структура практического занятия» можно принять дидактически обусловленную функциональную внутреннюю взаимосвязь основных компонентов и элементов занятия, их целенаправленную упорядоченность, взаимодействие между ними.

     Cруктура практического занятия должна быть трехуровневой: дидактический уровень, логико-психологический (деятельность обучаемого) и методический (деятельность преподавателя) уровни. На дидактическом уровне актуализация прежних знаний и опыта обучаемых, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения (занятия, урока) и как три обобщенные дидактические задачи занятия, которые решаются на каждом практическом занятии. Они являются компонентами общей дидактической структуры и одновременно основными этапами занятия [19]:

     - актуализация прежних знаний  и способов действий обучаемых,  а это означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их в новой ситуации и стимулирование познавательной активности обучаемых;

     - формирование новых понятий и  способов действий, причем в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»;

     - применение — формирование обучаемым  умений и навыков, включающее и повторение и закрепление.

     В процессе решения этих дидактических  задач идет формирование мировоззрения, эстетических взглядов и нравственных привычек обучаемых.

     Общая дидактическая структура занятия  имеет постоянный характер, поскольку она отображает наиболее общие закономерности познания, и является общим алгоритмом организации занятия. Варианты структуры практического занятия образуются за счет изменения числа элементов подструктур, их взаимосвязи и последовательности. Дидактическая структура занятия раскрывается и конкретизируется в методической подструктуре занятия [11].

     Исходя  из этого анализа, мы определяем место  компьютера в методической подструктуре практического занятия (Приложение Б) и возлагаем на него все формализуемые функции преподавателя по управлению, обучению и контролю на всех этапах. При таком подходе компьютер фактически играет роль «электронного преподавателя» низкой квалификации, причем таких помощников у преподавателя–человека ровно столько, сколько компьютеров в аудитории.

     Очевидно, что предлагаемая дидактическая  структура избавляет преподавателя от рутинной работы на занятии, высвобождая ему значительное количество времени на живое творческое индивидуальное общение с обучаемыми, и позволяет интенсифицировать практическое занятие.

 

3. Разработка структуры дидактического процесса

3.1 Обоснование вида  и типа учебного  занятия

 

     Занятие по предмету «Информационные технологии» по теме «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами» будет проходить в виде лабораторной работы.

     Остановка выбора на типе занятия по совершенствованию  и закреплению знаний, умений, навыков  в виде лабораторной работы связана  со спецификой данной темы и тем, что  учащиеся имеют необходимые теоретические  знаний по данной теме.

     Занятия по совершенствованию и закреплению  знаний, умений и навыков проводятся после изучения отдельных тем  или разделов учебной программы  и направлены на организацию рассредоточенного  повторения пройденного материала  учащимися с целью его более  глубокого осмысления и усвоения.

     Основное  место на занятии данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

     Дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока—закреплению изученного.

     Основным  содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью  их упрочения.  Учащиеся в одних  случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания,  в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.

Информация о работе Применения информационных технологий в образовательном процессе