Применения информационных технологий в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить дидактический потенциал информационных технологий как средства активизации понимания учащимися учебного материала.
Гипотеза исследования: информационные технологий на уроках информатики выступают средством активизация понимания учащимися учебного материала, развития познавательного интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.1 Определение понятия «информационные технологии» 4
1.2 Место и роль информационных технологий в развитии школьной информатики 7
1.3 Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий 13
2. ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 17
2.1 Целеполагание учебного занятия 17
2.2 Содержательный анализ материала темы учебного занятия 18
2.3 Структурирование содержания предметных знаний учебного занятия 20
2.4 Разработка дидактической структуры занятия 21
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 23
3.1 Обоснование вида и типа учебного занятия 23
3.2 Обоснование выбранного метода обучения 24
3.3 Поурочное планирование разрабатываемого занятия 25
3.4 Разработка технологической карты урока 26
3.5 Описание дидактических и технологических средств, применяемых на занятии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа содержит 1 файл

информационные технологи.doc

— 502.00 Кб (Скачать)

     • изучение используемых аппаратных средств: более подробное знакомство с принципами работы отдельных устройств компьютера, используемых в данной технологии, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ;

     • изучение и освоение прикладного  программного обеспечения: редакторов, СУБД, табличных процессоров и пр.

     Знакомство  учеников с каждым новым для них  видом информационных технологий должно начинаться с рассказа об их областях применения. Желательно, чтобы изучение каждого прикладного программного средства затрагивало следующие его стороны: данные, среда (интерфейс), режимы работы, команды управления. Предлагаемая методическая схема отображена на рис. 1.1.

     

     Рисунок - 1.1. Методическая схема изучения информационных технологий 

     Структура основных понятий содержательной линии  «Информационные технологии» схематично представлена в Приложении А. Схема включает в себя пять ветвей, соответствующих пяти основным видам компьютерных информационных технологий.

     По  мнению специалистов управления образованием для реализации современных информационных технологий требуется [9]:

  • создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы образования;
  • обеспечить первоочередное развитие опережающего обучения информации и знаний;
  • подготовить квалифицированные кадры;
  • реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу образования, науки, культуры и др.

     Компьютеризация школьного образования относится  к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу  в последние десятилетия. В настоящее  время принято выделять следующие  основные направления внедрения компьютерной техники в образовании [5]:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

     Возможности современной вычислительной техники  в значительной степени адекватны  организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования [17]:

  • вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
  • трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
  • комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
  • графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
  • моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

     Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального  становления личности ребенка, но и  выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

     На  этапах урока, когда основное обучающее  воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность  наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

     Принимая  во внимание огромное влияние современных  информационных технологий на процесс  образования, многие педагоги все с  большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса [11].

     1 этап характеризуется следующими признаками:

  • начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;
  • проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
  • общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
  • происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

     2 этап характеризуется следующими признаками:

  • активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;
  • освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
  • активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
  • постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

     3 этап характеризуется следующими  признаками:

  • повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
  • перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
  • смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

     Практическая  реализация информационных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

1.3 Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий

 

     Учащиеся  должны знать [9]:

     • способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

     • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

     • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический  контроль, поиск и замена, работа с файлами);

     • способы представления изображений  в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

     • какие существуют области применения компьютерной графики;

     • назначение графических редакторов;

     • назначение основных компонентов среды  графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

     • что такое компьютерная сеть; в  чем различие между локальными и  глобальными сетями;

     • назначение основных технических и  программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

     • назначение основных видов услуг  глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.;

     • что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW;

     • что такое база данных, СУБД, информационная система;

     • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

     • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

     • что такое электронная таблица  и табличный процессор;

     • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

     • какие типы данных заносятся в  электронную таблицу; как табличный  процессор работает с формулами;

     • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

     • графические возможности табличного процессора;

     • в чем различие между растровым  и векторным способами представления изображения в компьютере;

     • что такое мультимедиа;

     • что такое численный эксперимент  и как его организовать на электронных таблицах;

     • в чем состоит задача проектирования базы данных; что такое нормализация данных;

     • Назначение основных средств Internet: веб-сервер, веб-страница, гиперссылки, программа-броузер, поисковая программа.

     Учащиеся  должны уметь [11]:

     • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

     • выполнять основные операции над  текстом, допускаемые этим редактором;

     • сохранять текст на диске, загружать  его с диска, выводить на печать;

     • строить несложные изображения  с помощью одного из графических редакторов;

     • сохранять рисунки на диске и  загружать с диска; выводить на печать;

     • осуществлять обмен информацией  с файл-сервером локальной сети;

     • открывать готовую БД в одной  из СУБД реляционного типа;

     • организовывать поиск информации в  БД;

     • редактировать содержимое полей БД;

     • сортировать записи в БД по ключу;

     • добавлять и удалять записи в  БД;

     • открывать готовую электронную  таблицу в одном из табличных  процессоров;

     • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной  таблице;

     • выполнять основные операции манипулирования  с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

     • получать диаграммы с помощью  графических средств табличного процессора;

     • создавать электронную таблицу  для несложных расчетов.

     • создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала);

     • работать с мультимедийными обучающими программами;

     • производить на электронных таблицах несложные расчеты учебно-исследовательского характера (на примерах школьного учебного материала);

     • проектировать реляционную базу данных для простых информационных систем (на примерах школьного учебного материала или организационной информации из деятельности школы);

     • осуществлять просмотр и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ (на примерах материала учебного и развивающего характера). 

 

2. Постановка дидактической задачи

2.1 Целеполагание учебного  занятия

Информация о работе Применения информационных технологий в образовательном процессе