Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить дидактический потенциал информационных технологий как средства активизации понимания учащимися учебного материала.
Гипотеза исследования: информационные технологий на уроках информатики выступают средством активизация понимания учащимися учебного материала, развития познавательного интереса.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.1 Определение понятия «информационные технологии» 4
1.2 Место и роль информационных технологий в развитии школьной информатики 7
1.3 Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий 13
2. ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 17
2.1 Целеполагание учебного занятия 17
2.2 Содержательный анализ материала темы учебного занятия 18
2.3 Структурирование содержания предметных знаний учебного занятия 20
2.4 Разработка дидактической структуры занятия 21
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 23
3.1 Обоснование вида и типа учебного занятия 23
3.2 Обоснование выбранного метода обучения 24
3.3 Поурочное планирование разрабатываемого занятия 25
3.4 Разработка технологической карты урока 26
3.5 Описание дидактических и технологических средств, применяемых на занятии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
• изучение используемых аппаратных средств: более подробное знакомство с принципами работы отдельных устройств компьютера, используемых в данной технологии, расширяющее представления учащихся об архитектуре ЭВМ;
• изучение и освоение прикладного программного обеспечения: редакторов, СУБД, табличных процессоров и пр.
Знакомство учеников с каждым новым для них видом информационных технологий должно начинаться с рассказа об их областях применения. Желательно, чтобы изучение каждого прикладного программного средства затрагивало следующие его стороны: данные, среда (интерфейс), режимы работы, команды управления. Предлагаемая методическая схема отображена на рис. 1.1.
Рисунок
- 1.1. Методическая схема изучения информационных
технологий
Структура
основных понятий содержательной линии
«Информационные технологии»
По мнению специалистов управления образованием для реализации современных информационных технологий требуется [9]:
Компьютеризация
школьного образования
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования [17]:
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса [11].
1 этап характеризуется следующими признаками:
2 этап характеризуется следующими признаками:
3
этап характеризуется
Практическая реализация информационных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
Учащиеся должны знать [9]:
•
способы представления
• назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
• основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
•
способы представления
• какие существуют области применения компьютерной графики;
• назначение графических редакторов;
• назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
•
назначение основных технических и
программных средств
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.;
• что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW;
• что такое база данных, СУБД, информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
•
графические возможности
•
в чем различие между растровым
и векторным способами
• что такое мультимедиа;
•
что такое численный
• в чем состоит задача проектирования базы данных; что такое нормализация данных;
• Назначение основных средств Internet: веб-сервер, веб-страница, гиперссылки, программа-броузер, поисковая программа.
Учащиеся должны уметь [11]:
• набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
• выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
• сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
• строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
• сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети;
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД;
• редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу;
• добавлять и удалять записи в БД;
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
• создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала);
• работать с мультимедийными обучающими программами;
•
производить на электронных таблицах
несложные расчеты учебно-
• проектировать реляционную базу данных для простых информационных систем (на примерах школьного учебного материала или организационной информации из деятельности школы);
•
осуществлять просмотр и поиск информации
в Internet с помощью броузеров и поисковых
программ (на примерах материала учебного
и развивающего характера).
Информация о работе Применения информационных технологий в образовательном процессе